– Тебе что, пекарня нужна? – переспросил губернатор.
– Не откажусь, – ответил директор профлицея.
Через два месяца он забрал с завода оборудование и смонтировал необычный класс-цех.
Но вряд ли бы у белгородского профлицея появилась своя мини-пекарня, если бы областное начальство не посещало выставки-ярмарки изделий студентов профучилищ. И если бы не инициатива директора Василия Сапрыкина…
Вскоре запустили производство и обеспечили хлебом не только свою столовую, но и столовую 33-го училища, которое находится рядом. Открыли торговую точку, отдают хлеб и выпечку в магазины и частным предпринимателям…
У лицея неплохая (по нынешним временам) материально-техническая база: 8 учебно-производственных мастерских, 4 лаборатории. Есть 28 компьютеров, теле-, видео- и аудиоаппаратура.
– Доход от производственной деятельности не очень высок. Есть проблемы с трудоустройством, но для наших выпускников они стоят не так остро, как для ребят из других училищ. Почему? Наши профессии жизненны, – объясняет Василий Тимофеевич. – Девушка, которая училась по швейному профилю, приобретает как минимум три специальности: оператор швейного оборудования, портной и, по выбору, закройщик или конструктор-модельер. Если не устраивается на предприятие или частную фирму, то может зарабатывать на дому шитьем на заказ. Так же и со специальностью строителя. На нее есть спрос. Но даже если выпускник не захотел работать в бригаде какого-нибудь СМУ, за счет приобретенных в лицее знаний и навыков может заработать не только на кусок хлеба, но и на бутерброд…
Сегодняшний лицей – не то ПТУ, которое существовало лет 7-8 назад. Тогда в школе тем, кто плохо учился, говорили, что им прямая дорога в ПТУ, где они засядут всерьез и надолго. Сейчас ситуация совершенно иная.
– Каковы условия поступления в лицей?
– У нас почти на все профессии – конкурс. В 97-м году вынуждены были проводить вступительные экзамены, потому что конкурс доходил до семи человек на место, – говорит Сапрыкин. – Вне конкурса зачисляются сироты и дети из малообеспеченных семей. Какой отбор? Прежде всего – конкурс аттестатов и тестирование, где определяется степень обучаемости и профпригодности. Стипендии, к сожалению, мизерные – 40 рублей. Для детей-сирот и студентов, обучающихся по программе техникума, – 80% от минимальной зарплаты, примерно 100 рублей.
– Во многих профучилищах – проблемы с питанием…
– И здесь я нахожу полную поддержку со стороны родителей. В этом году выделялись средства на питание из бюджета, но далеко не по тем нормам, которые необходимы. Ежегодно по месяцу учащиеся работают в колхозах на уборке овощей. И родители помогают тремя-пятью ведрами картошки, лука, моркови, ведь более двухсот лицеистов – из сельской местности. За сентябрь-октябрь родители привезли 4 тонны картофеля. Лицеисты, которые живут в общежитии, получают трехразовое питание. Для городских – только обед. И все это бесплатно…
Василий Сапрыкин 14 лет возглавляет лицей. В 80-е был самым молодым директором и первым, которого не назначили “сверху”, а избрал коллектив училища.
– Я из города Губкина Белгородской области, – рассказывает Василий Тимофеевич. – Вся моя судьба связана с комсомолом. Был секретарем на швейной фабрике. Служил в танковых войсках в Прикарпатском ВО. После армии не было проблемы, куда пойти. Работал секретарем комсомольской организации губкинского ПТУ N 15. Это было сложное училище, особенно по уровню преступности. Оно даже стояло на контроле в Министерстве образования. Когда узнала мама, что я иду в это училище, было много слез. Но я не отступил. Приобрел опыт работы с трудными подростками. Одновременно закончил политехнический институт…
– А после перестройки?..
– Я болезненно воспринял распад комсомола, потому что видел полезность этой организации. И когда нужно было определяться с дальнейшей деятельностью, то выбор был один. Я не производственник, меня больше интересовали проблемы воспитания, общения с трудными подростками. 15 – 17 лет – самый интересный и сложный возраст. Происходит ломка характера, привычек, взглядов на жизнь. В это время важно помочь подростку, подсказать. Нельзя в несовершеннолетнем видеть просто объект воспитания. Я постоянно общался и сейчас общаюсь с трудными подростками. С одним мы ездили отдыхать к моим родственникам в Керчь. Потом он женился на сестре моей жены. Нашел себя в жизни. С другим мы живем по соседству. Я гулял у него на свадьбе. И таких примеров много…
Сапрыкину предлагали сменить место работы, были заманчивые в материальном отношении предложения. Но Василий Тимофеевич остался в лицее.
– Сложно работать в системе профтехобразования, – подводит итог директор. – У меня высшая квалификационная категория – 16-й разряд. Дальше прыгать некуда. Оклад – 880. С разными надбавками получается 1,5 – 2 тысячи. Средняя зарплата преподавателя – 900 рублей. Но педагог работает на полторы, а то и на две ставки. Зарплата мастера – 600 рублей. Нагрузка колоссальная – по 6-8 часов работы, плюс подготовка к занятиям, изучение методической литературы. Местные власти повышают зарплату педагогическим работникам. Но мы финансируемся из центра. С октября прошлого года тем, кто стоит на областном бюджете, зарплату прибавили на 20%. А федералам, к сожалению, нет…
Михаил БОНДАРЕВ
Белгород
Досье “УГ”
Белгородскому профессиональному лицею N 20 – четверть века. Два последних года он выпускает специалистов со среднетехническим образованием. В лицее – 700 учащихся. Половина из них обучаются швейным специальностям: оператор швейного оборудования, портной, закройщик, вышивальщик, конструктор-модельер. Популярны и такие специальности, как пекарь-кондитер, техник хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Лицей также готовит секретарей-референтов, операторов ЭВМ, мастеров строительных отделочных работ и растениеводства.
Комментарии