Вашему вниманию предлагается программа воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие учащихся с 1-го по 4-й класс (6,5 – 10 лет), реализуется на базе одного класса в рамках работы школы.
Актуальность программы обусловлена обострением проблем межличностного общения, потерей обществом многих нравственных устоев, все возрастающим вниманием общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Очевидны противоречия между требованиями, которые предъявляет к младшим школьникам современная жизнь, и реальным уровнем духовно-нравственной воспитанности. Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами общеобразовательной школы. Ориентация на интересы ребенка, создание условий для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей – основная задача школы.Итак, необходимо:- создать воспитательные условия, обеспечивающие не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации; – организовать сотрудничество многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, согласовать их усилия. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников.Воспитание – преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка.Социализация – содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Цель программы: создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:- воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;- воспитание душевной доброты;- воспитание потребности в здоровом образе жизни;- воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде;- воспитание эстетического и художественного вкуса.Воспитательная система предполагает:- создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;- обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого воспитанника;- интегрирование основного общего и дополнительного образования.В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.Способ достижения цели – участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).Это предполагает: совместное формулирование и принятие правил жизни класса; совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов; самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности; гласность жизни (наличие детской прессы).Создание возможностей для проявления творчества детей в школе: творчество в процессе обучения (на уроках); творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.; возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы. Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие: проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы их решения (проводятся педагогами – классными руководителями); проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей, с помощью игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.Условие достижения сформулированных целей – профессиональная готовность педагогов:- учитывать развитие прирожденных задатков;- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;- предоставлять ребенку возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.Все поставленные задачи решает игра-путешествие «Строим Солнечный город».Характерная тенденция сегодняшнего дня – повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на становление личности.Психологическими особенностями младшего школьного возраста, имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к конвергентному); развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимость формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов, высокая эмоциональность, преобладание предметного, чувственного восприятия окружающего, его мифологичность, выделение собственного «я» из окружающего мира по мере взросления. Школа хочет стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Возникла необходимость в создании системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.Именно поэтому возникла идея игры-путешествия «Строим Солнечный город» (см. схему).Основные виды опыта:- наблюдение различных состояний деятельности человека в социоприродной среде;- эмоциональный;- общение с людьми, оценка, анализ поведения и поступков людей;- нормативное поведение, принятие самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;- практическая деятельность в общении с людьми;- эстетическое наслаждение красотой окружающего мира и творческое воплощение своих впечатлений.Направления программыКонцептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания) (см. табл).Символы игрыФлаг желтого цвета символизирует союз всех жителей в семейках; солнце и лучи в центре флага – символ добра, истины и красоты.Гимн – песня выбирается совместно с детьми.Эмблемы семеек – создаются совместно с детьми.Законы Солнечного города1. Закон отзывчивостиЖдать, когда позовут, не станем,Руку помощи сами протянем,Другу на помощь успеем,Жаром сердец согреем! 2. Закон добросовестностиОтноситься к работе внимательно,В труде добросовестным быть,Выполнять порученья старательно,Все дела до конца доводить! 3. Закон самостоятельностиУчимся цель достигать,Трудностей не бояться,Свою вину признавать,От неудач не сгибаться!4. Закон справедливостиК правде душой стремиться,Стараться по совести жить,Истины не стыдиться,Честью своей дорожить!5. Закон ростаКаждый день достигать успеха,Хотя это совсем непросто,Неудачи нам не помеха,Вверх идем по ступеням роста.Подходы к воспитаниюВ основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Строим Солнечный город» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода.- Аксиологический. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм, вера в Россию, единство российской нации.- Системно-деятельностный.Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.- Развивающий.Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации). Принципы построения программы:- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечение перспективами деятельности, создание ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А.Сластенину);- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т. е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;- принцип преемственности, последовательности, систематичности.План поэтапной реализации программы воспитания и социализации (этапы развития игры):1. Подготовительный период «Делай, как я!» (деятельность при непосредственном руководстве взрослых) – начало года, 1-й класс.- Диагностика обучающихся, родителей.- Классное обсуждение образования города.- Проведение родительского собрания с целью вовлечения родителей в игру.2. Основной этап «Делай, как большинство из нас!» (проявление инициативы при непосредственном руководстве взрослых. Самостоятельные действия и проявление инициативы без непосредственного руководства) – середина 1-го класса – 4-й класс.Старт игры-путешествия – середина 1-го класса.- Диагностика – социометрия.- На ее основе организация семеек.- Распределение поручений.- Выбор названия, изготовление эмблемы семейки.- Определение вместе с учителем плана работы.- Создание первых законов города.Путешествие – 2-й класс.- Подготовка к выборам президента. – Выборы президента. – Организация работы семеек на более самостоятельном уровне (с достаточно большой ролью классного руководителя).Путешествие – 3-4-й класс. Выход на самоуправление, корректируемое классным руководителем.Заключительный этап – конец 4-го класса. Подведение итогов путешествия, определение задач на следующий период игры (вместе с классным руководителем будущих пятиклассников).Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням:Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов (2-3-й класс) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов (4-й класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Показатели эффективности реализации программы1. Проявление индивидуальности классного коллектива.2. Развитие классного и школьного самоуправления.3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.4. Рост познавательного интереса и расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры.5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности.6. Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях. 7. Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям. 9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время. 12. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.13. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.Прим. ред. Содержание программы, образец классной газеты размещены на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1002.Нина АНДРИАНОВА, учитель начальных классов Чудиновской основной школы Вязниковского района Владимирской области
Комментарии