Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Строим будущее по Атласу новых профессий

Дата: 07 марта 2016, 08:40
Автор:

Чтобы понять, кем быть, надо сначала узнать, какие профессии существуют и, что не менее важно, – какие из них наиболее востребованы сегодня и будут нужны завтра, а какие уже остались в прошлом. Обсуждению этой проблемы был посвящён прошедший в Калужской области XVI Фестиваль наук и искусств “Творческий потенциал России”, организованный Общероссийской Малой академией наук “Интеллект будущего”.

Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.

– В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, – говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков. – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.

Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.

– Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, – уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко. – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.

Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.

Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?

Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.

Кому сказать “спасибо”?

Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…

Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО:

– Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.

Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов:

– Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.

Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.

Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область:

– Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.

Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск:

– Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.

Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий:

– Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане – что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.

Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область:

– Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.

Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан:

– Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,

придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.

Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.

Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов:

– Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.

Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область:

– Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.

Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс». На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.

Фоторепортаж с мероприятия смотрите на сайте https://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/233318/


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt