search
main
Топ 10
Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Стрижонок на коньках

Правильное употребление ребенком слова не всегда означает, что он полностью понимает его значение.

По моим наблюдениям, при интерпретации детьми контекстов с глаголами движения  наблюдается ложное их понимание. Например, 37 процентов учеников не сумели правильно интерпретировать значение глагола в предложении «Стрижонок заскользил над водою». Большинство поняли, что птичка попала на лед. Ребенку легче придумать фантастическую историю про птичку, катающуюся на коньках, чем переосмыслить значение глагола в соответствии с условиями контекста. Поэтому совершенствование лексики младшего школьника должно идти по линиям уточнения семантики слова в языковом сознании, усвоения внутрисловной и межсловной парадигматики, укрепления семантических связей. Для начала я определила словарь-минимум глаголов поступательного движения, самых многочисленных и наиболее употребительных, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Список составлен на основе словарей, с учетом лексического состава текстов учебников по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Эта группа глаголов образует соотносительные пары: идти – ходить, бежать – бегать, ехать – ездить… На основе словаря-минимума составлены упражнения, направленные на усвоение школьниками семантики глаголов. Первая группа упражнений предполагает сравнение глаголов и их группировку по лексическим значениям, что способствует уточнению значения слова в сознании ребенка, укреплению семантических связей в лексиконе, а также развитию мышления детей и формированию представления о системности лексики. Материалом для таких упражнений могут быть как отдельные слова, так и небольшие предложения или тексты, из которых ученики выбирают слова определенной семантической группы. Например, нужно объяснить, чем различаются по значению глаголы в предложениях «Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла» и «Малыш с плачем убежал в другую комнату». Упражнения второй группы направлены на усвоение многозначности глаголов движения. Дети определяют значение глагола с опорой на контекст, сравнивают разные значения многозначного глагола, выявляя в них общие компоненты. Например, в предложениях «Воробей влетел в открытую форточку» и «Папа влетел в комнатy». Третья группа включает упражнения, способствующие усвоению сочетаемости глаголов движения и развитию правильности и точности их употребления в речи. Они предполагают наблюдение над употреблением глаголов, конструирование словосочетаний и предложений с глаголами движения из предложенных элементов, редактирование предложений и текстов, составление  предложений. ​Наталья КОЗЛОВА, учитель начальных классов лицея №18, Новочебоксарск, Чувашия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте