Правильное употребление ребенком слова не всегда означает, что он полностью понимает его значение.
По моим наблюдениям, при интерпретации детьми контекстов с глаголами движения наблюдается ложное их понимание. Например, 37 процентов учеников не сумели правильно интерпретировать значение глагола в предложении «Стрижонок заскользил над водою». Большинство поняли, что птичка попала на лед. Ребенку легче придумать фантастическую историю про птичку, катающуюся на коньках, чем переосмыслить значение глагола в соответствии с условиями контекста. Поэтому совершенствование лексики младшего школьника должно идти по линиям уточнения семантики слова в языковом сознании, усвоения внутрисловной и межсловной парадигматики, укрепления семантических связей. Для начала я определила словарь-минимум глаголов поступательного движения, самых многочисленных и наиболее употребительных, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Список составлен на основе словарей, с учетом лексического состава текстов учебников по русскому языку и литературному чтению для начальных классов. Эта группа глаголов образует соотносительные пары: идти – ходить, бежать – бегать, ехать – ездить… На основе словаря-минимума составлены упражнения, направленные на усвоение школьниками семантики глаголов. Первая группа упражнений предполагает сравнение глаголов и их группировку по лексическим значениям, что способствует уточнению значения слова в сознании ребенка, укреплению семантических связей в лексиконе, а также развитию мышления детей и формированию представления о системности лексики. Материалом для таких упражнений могут быть как отдельные слова, так и небольшие предложения или тексты, из которых ученики выбирают слова определенной семантической группы. Например, нужно объяснить, чем различаются по значению глаголы в предложениях «Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла» и «Малыш с плачем убежал в другую комнату». Упражнения второй группы направлены на усвоение многозначности глаголов движения. Дети определяют значение глагола с опорой на контекст, сравнивают разные значения многозначного глагола, выявляя в них общие компоненты. Например, в предложениях «Воробей влетел в открытую форточку» и «Папа влетел в комнатy». Третья группа включает упражнения, способствующие усвоению сочетаемости глаголов движения и развитию правильности и точности их употребления в речи. Они предполагают наблюдение над употреблением глаголов, конструирование словосочетаний и предложений с глаголами движения из предложенных элементов, редактирование предложений и текстов, составление предложений. Наталья КОЗЛОВА, учитель начальных классов лицея №18, Новочебоксарск, Чувашия
Комментарии