Проблема выгорания учителя существует во всем мире, потому что независимо от стран и национальностей педагогическая профессия связана с работой в среде, близкой к агрессивной. Это работа в ситуации тотальной неопределенности, необходимости мгновенно принимать решения, отсутствия возможности действовать по какому бы то ни было алгоритму. Конечно, то, что я сейчас описал, могут найти в своей профессии не только педагогические работники, но учителя подвержены влиянию всех этих факторов в превосходной степени.
Каково это – вести урок в классе, где 28 детей ведут себя каждый по-своему? Вы сможете ежедневно 7 часов подряд находиться в таком настроении и тонусе, чтобы успевать реагировать на все их выходки не криком, не воплем, а спокойно и конструктивно?.. Кстати, крик не спасает и не страхует учителя. Но как найти адекватный подход? Я работаю в высшей школе, и порой выходишь с занятия, что называется, с мокрой спиной и не знаешь, радоваться или нет: выложился весь.Да, ситуация такова, и она объективно сложная.Что делать? Компенсировать!Первый способ. Различные формы релаксации. Есть школы, где устроены специальные комнаты с аквариумами, где фоном звучит расслабляющая музыка, есть чай, кофе, что-нибудь легкое перекусить и… тотальный запрет на разговоры о работе. Ощутил непреодолимую потребность обсудить профессиональные трудности? В учительскую! Начал разговоры о работе в неустановленном месте – штраф прямо на месте! Но такие примеры, к сожалению, не очень часто встречаются.Второй способ для молодых учителей. Им непременно нужны наставники. Когда тебя кто-то поправляет (доброжелательно), начинается правильная цепная реакция. У нас, конечно, чаще наоборот: я неадекватно среагировал, получаю неадекватный ответ, и дальше по принципу домино, и все кончается взрывом и криком. Поэтому старшие учителя в идеале должны обучать младших ведению… себя. Причем не только с детьми, но и с родителями. Ведь зачастую молодой учитель попадает в стрессовую ситуацию, потому что он не научен работать с разными категориями родителей, а они бывают настроены весьма агрессивно по отношению к школе и ко всем учителям вообще.Реформа модернизации педобразования, которая началась еще три года назад, учитывает эти риски. Она направлена как раз на то, чтобы у студента-педагога было как можно больше рефлексивной практики, той, что помогает по итогам реальных проектов с участием детей понять, что получилось в общении, а что – нет.Есть у молодого учителя и еще одна проблема – профессиональное одиночество. Спрашиваешь что-то у старших коллег, а тебе в ответ: «Я прошел, и ты пройдешь… Иди отсюда, не мешай!» Такой ответ – это не просто стресс, это стресс в квадрате. Лучше даже, если ничего не ответят, а такое тоже часто бывает, потому что старшие уже забыли, как проходили через ту или иную проблему. Чтобы таких провалов в коммуникации не было, можно сделать ставку на, как это модно сейчас говорить, тусовку учителей, лучше молодых. Можно в Интернете. Так сделали в Красноярске. Местная учительская молодежь говорит, что это общение реально помогает выжить в школе.И еще один банальный совет: чтобы не находится в перманентном состоянии стресса, надо побольше радоваться своим успехам. Не зацикливаться на проблемах и недостатках, а подводить итоги дня таким образом: «Сегодня у меня получилось то-то и то-то. Ах, какой (или, конечно, в случае учителей чаще, какая) я умница!» Совет простенький, но рабочий. А еще можно посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться себе – не натянуто, не искусственно, а искренне. Психотерапевты говорят, помогает.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии