«Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Главное из его стремлений – стремление саморазвиваться» (Берн Э.) Эти слова в полной мере относятся к учителю. Здесь имеется в виду не только развитие профессиональных умений, но и личностный рост. Что же такое личность и личностный рост? Личность – это совокупность свойств, присущих человеку, определяющих его индивидуальность. Западные психологи определяют личность как многогранное и многоуровневое образование, включающее в себя психофизические задатки, социально-психологическую и духовно-нравственную сферы. В гармоничной личности в высокой степени развиты все ее составляющие. Личность стремится быть представленной в жизнедеятельности других людей, оставить положительный след в их памяти.
Личностный рост – это стремление к компетентности, развитию способностей в той мере, в какой возможно биологически; приращение делового потенциала; результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания. В дальнейшем личностное развитие зависит от самого субъекта, его стремления к саморазвитию, реализации личностного смысла.
Психологи саморазвитие сравнивают с самоактуализацией, под которой понимается личностный рост, «стремление быть реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности, переживание окружающего с полной концентрацией и полным впитыванием». Резервы самоактуализации личности находятся внутри каждого из нас.
А.Маслоу выделил восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Среди них – стремление к лучшему жизненному выбору, использование собственных способностей и разума, желание хорошо делать то, что ты хочешь делать. При этом человек не может достигнуть совершенства, если не удовлетворены его основные, базовые потребности. Не случайно А.Маслоу в основание «пирамиды» потребностей положил физиологические потребности. Когда удовлетворены низшие потребности, то внутренние резервы человека используются для личностного роста. В противном случае они будут брошены в первую очередь на удовлетворение низших физиологических потребностей. Высшими потребностями в иерархической пирамиде являются любовь, признание другими людьми, самоуважение и, конечно, – самоактуализация.
Человек богат своими ресурсами, и возможности работы с ними не имеют каких-то жестких пределов. Интеллектуальные, физические, духовно-нравственные аспекты саморазвития ведут к становлению индивидуальности и развитию всего общества в целом. Что же понимают под саморазвитием педагоги нашей гимназии? Согласно результатам анкетирования 33% респондентов под саморазвитием понимают постоянное самосовершенствование, самообразование. 31% учителей считает, что саморазвитие – это, прежде всего, профессиональный рост. 15% опрошенных осознают, что саморазвитие – это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимает, что саморазвитие – это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни. Только оптимист способен положительно воздействовать на окружающих. Общение с оптимистом обогащает любого человека, рождает у ребенка стремление к познанию окружающего, а в дальнейшем – к саморазвитию.
Ученик, как правило, равняется на учителя, хочет быть на него похожим. Младший школьник ждет от него доброты, подросток – справедливости, а старшеклассник – современности. Процесс передачи знаний требует взаимного уважения. Реализация потребности в любви и уважении очень важна для педагогов. Подтверждением этого являются их ответы на вопрос о любимых фильмах. Среди них – киноленты с жизнеутверждающей тематикой, главной идеей которых является любовь и оптимизм: «Москва слезам не верит», «Девчата», «Служебный роман», «Унесенные ветром», «Сибирский цирюльник» и др.
Ольга КИРДЯШЕВА, психолог
Комментарии