search
main
0

Стратегия взаимного выигрыша

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: – Тема гражданского образования – очень интересная, очень чувствительная. Мы прекрасно понимаем, что будущее любой страны определяет молодежь. Мы столкнулись с тем, что молодые люди, во-первых, не связывают необходимость получения знаний и успех в жизни. Во-вторых, отсутствует связь своего личного успеха и успеха страны. Ну и, наконец, молодые люди не воспринимают себя как часть страны, мира. Мы забыли эпиграф из романа Хемингуэя: «Не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он всегда звонит по тебе», мы перестали читать правильные книжки, запоминать и цитировать правильные фразы. К сожалению, эта ситуация укладывается в мировые тенденции. Мы очень много принимали не веру, и когда эти устои закачались, многие люди решили, что и сами принципы тоже не работают. Люди ушли в интернет, в виртуальный мир, заменяя им в ряде случаев мир реальный. Опасно подменять поиски смысла какими-то технологиями.

Вообще XXI век, на мой взгляд, – это век гуманитарных технологий. Но при этом мы должны помнить, что и гуманитарная технология – вещь обоюдоострая. Гуманитарные технологии манипулирования, навязывания стереотипов еще более опасны. Стереотипы могут одеваться в белые одежды слов. Много говорили о толерантности. Гораздо важнее переходить от терпимости к логике взаимной выгоды, логике полезности, к разнообразию. Я думаю, что это и есть задача правильного воспитания граждан.

Еще раз хочу повторить: проблемы не носят чисто национальный характер. Они характерны не только для России. Присутствующие здесь специалисты из Европы и Азии согласятся со мной. Я много общаюсь с моими коллегами, министрами образования, науки из стран Европы. Те вопросы, что мы обсуждаем, стоят у них ничуть не мене остро. И решаются эти проблемы зачастую не в рамках сугубо демократических процедур, а достаточно жесткими действиями, ведь порой ситуация ставит под угрозу устои общества. Решение – стратегия взаимного выигрыша. Только это обеспечивает стабильное развитие, хотя, конечно, искать такие решения на порядок сложнее.

У нас существует ответственность друг перед другом. Человеческая ответственность в самом широком смысле слова. Ответственность стран друг перед другом. Мы никогда не добьемся ничего, если, как говорится, будем друг друга «строить». Мы должны учиться быть порядочными людьми, которые умеют делать и делают шаги навстречу друг другу. Я думаю, это главная задача гражданского воспитания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте