Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднее профессиональное образование практико-ориентированной (дуальной) модели обучения». Как это коснулось среднего образования?
Вопросы о том, что считать дуальным образованием в России, как дуальная форма обучения вписывается в понятие «практико-ориентированное профессиональное образование», каковы инструменты внедрения практико-ориентированной (в том числе дуальной) модели обучения в общее и среднее профессиональное образование. И секрет успеха в построении системы взаимодействия школы, сфер труда и профессионального образования при участии разных структур, организаций, министерств и ведомств, разделяющих функции по обеспечению работы системы: прогнозирование потребности в кадрах, планирование их подготовки; обеспечение системной профориентационной работы; система ДПО для педагогических кадров; региональная методическая служба, в том числе по вопросам развития национальной системы квалификаций (применение профессиональных стандартов, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, независимая оценка квалификаций); региональная нормативная база по взаимодействию профессиональных образовательных организаций и организаций работодателя.В нашей школе выстроен механизм участия на основании проекта «Профессиональное образование без границ» каждой профессиональной образовательной организации в подготовке кадров для определенных экономических секторов, развитых в регионе. Опыт кластерной системы с сетевым взаимодействием разного уровня является наиболее удачным в этом отношении.Для достижения цели – освоения профессиональных компетенций обучающимися, а также обеспечения региона, предприятия квалифицированными кадрами – мало только взаимодействия образовательных организаций, научных предприятий и работодателей, в школе №2120 строится продуманная социально-экономическая стратегия развития человеческого капитала, создание условий качественного общего и профессионального обучения, повышения привлекательности профессий для молодежи. Важна система профориентации, подкрепленная созданием качественных рабочих мест, развитием инфраструктуры образования. Эти задачи решаются нами вместе с образовательными организациями и научными предприятиями, а они в свою очередь с работодателями и администрацией округа ТиНАО и региона совместно. Практико-ориентированное профессиональное образование в школе не связано с процентами или часами практики в образовательной программе.Говоря о практических формах обучения, необходимо отметить, что наряду с дуальной формой обучения в практико-ориентированной парадигме образования в нашей школе используются и другие формы: организация практики в рамках образовательной программы (например, на предприятиях-партнерах); обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах) – на базе корпусов школьного комплекса. Как правило, эти формы комбинируются, используются с учетом специфики направлений подготовки, профессий, специальностей.В узком смысле дуальное обучение в школе №2120 – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в образовательной организации на основе сетевого взаимодействия, в том числе и их работодателя. (См. схему.)Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практических занятий в школе или ОУ профессионального образования, на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие школы и профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации. В широком смысле дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать. Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).Целевое обучение по своему смыслу близко к дуальной форме обучения. В современных российских реалиях часто обе формы оказываются взаимовыгодны сотрудничающим сторонам в рамках дополнительного образования. Но надо понимать, что это образование для взрослых, определившихся с профессиональным выбором людей. В программах ДПО акцентируется внимание на профессиональной составляющей и развитии исключительно в профессиональной сфере.Результаты школьного практико-ориентированного профессионального образования в любых его формах ведут к получению выпускником значимой для рынка труда квалификации, при этом обеспечены:- доступность производственной практики на рабочем месте;- отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;- создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;- соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, что позволяет выпускнику трудоустроиться по профессии, специальности.Владислав КОЛЕСНИКОВ, заместитель директора школы №2120
Комментарии