search
main
0

Стратегия развития воспитания

​Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования: – Сегодня образовательные учреждения Северного округа уделяют большое внимание модернизации учебно-воспитательного процесса, направленной на выстраивание системы работы с каждым учеником, способствующей раскрытию его способностей, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, конечным итогом такой работы должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Основные  задачи   образовательных учреждений сегодня заключаются в создании условий для инновационного развития воспитательной деятельности, обновления ее содержания, форм и методик, распространения технологий работы по формированию у юных москвичей культуры ценностного самоопределения. В качестве приоритетных направлений научной и научно-методической работы можно выделить проектирование технологий деятельностного подхода в работе классного руководителя, совершенствование стратегии и поиск новых путей организации воспитывающей деятельности, обновление механизмов соуправления в образовательных учреждениях, формирование детско-взрослой общности. Новая школа предъявляет новые требования к педагогу как воспитателю.  Педагог-воспитатель  должен соответствовать требованиям, предъявляемым к современному педагогу обществом и детьми, он должен быть интересной личностью. Внимание педагогических коллективов  направлено сегодня на  повышение качества воспитательного процесса. При планировании воспитательной работы педагог должен четко понимать, к какому воспитательному результату приведут выбранные им методы, приемы, формы и технологии воспитания.Одним из механизмов совершенствования воспитательной работы в округе стало повышение качества деятельности классных руководителей. Решение этой задачи осуществляется через систему методической работы, направленной на повышение эффективности работы окружного Совета классных руководителей, который работает в округе третий год, организует работу по обмену, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Основная задача, стоящая перед членами совета, – повышение эффективности деятельности школьных методических объединений классных руководителей, на сегодняшний день в 85% образовательных учреждений работают такие методические объединения. Через окружную систему повышения квалификации совместно с МИОО и МГПИ в округе  в течение многих лет эффективно решается вопрос повышения профессиональной компетентности организаторов воспитания: классных руководителей и воспитателей, заместителей директоров по воспитательной работе, например, в течение 5 последних лет  курсы для  классных руководителей  окончили 1347 педагогов. Курсы направлены на вооружение педагога новыми знаниями в области воспитания подрастающего поколения, на  формирование современного корпуса  организаторов воспитательной деятельности. На повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих воспитывающую деятельность, направлена работа по  организации  выездных семинаров в ДООЦ «Команда» и ЦДПО «Поведники»   для трансляции передового опыта, разработки механизмов и инновационных форм работы с детьми. В нынешнем учебном году в таких  семинарах  приняли участие 250 педагогов и 850 обучающихся образовательных учреждений округа.Выстроенная в округе система методического сопровождения педагогов, занимающихся вопросами воспитания учащихся, создает условия для снижения текучести кадров заместителей директоров по воспитательной работе. В образовательных учреждениях в 2007 году количество вновь назначенных заместителей директоров по воспитательной работе составляло   20%, в 2010 году – 11,8%. Для повышения профессиональной компетентности классных руководителей в округе проводится открытый окружной конкурс «Лучшее метод ическое объединение классных руководителей», лауреатами которого в  этом году стали образовательные учреждения №№1474, 211, 656. Суть конкурса заключается в  передаче и освоении новых педагогических технологий, направленных на повышение качества воспитания учащихся.Вследствие многолетней и целенаправленной работы в сфере  воспитательной деятельности в округе созданы и реализуются уникальные модели воспитания, имеющие значение для развития образования в Москве. Это образовательные учреждения №№1454, 1575, 1315, 1601, 1296, 1224 и другие. К перспективам развития воспитания в системе образования округа относится создание городского ресурсного центра по вопросам управления воспитательным процессом на базе одного из перечисленных учреждений. Городской конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный» показал, что педагоги овладевают новыми компетенциями, учатся работать по-новому, о чем свидетельствуют результаты участия классных руководителей  в  городском конкурсе  «Самый классный  классный», где за последние 8 лет классные руководители  округа  четырежды были победителями. Конкурс способствует повышению профессиональной значимости и роли классного руководителя в социуме, совершенствованию системы взаимодействия классных руководителей и родителей. Стратегический  вектор развития воспитания в Северном округе – использование высокого потенциала педагогических коллективов образовательных учреждений округа в части  реализации передовых инновационных проектов, научных исследований и изобретений, новых открытий в области космонавтики и авиации, научно-технического творчества молодежи, развития транспорта. На развитие этих направлений в округе направлена реализация модуля Школы будущего «Прорывные проекты. Связь, наука, промышленность, образование» в рамках работы Молодежного многопрофильного конструкторского бюро (ММКБ) (лицей №1575 – Ресурсный центр,  школы №№1384, 727, 698, 596, 224, 651, 597, гимназия №1583, центры образования №№1474 и  1296). Результаты работы Молодежного конструкторского бюро округа были представлены на Фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив-2010, на городской выставке «РИТМ». Представленные в выставочном центре «Крокус Экспо» обучающимися проекты и научно-технические разработки позволили округу завоевать Гран-при фестиваля НТТМ-2010. По итогам фестиваля обучающиеся и педагоги лицея №1575 приняли участие в Эйлеровских чтениях на базе научного центра «Технорама» в городе Винтертур (Швейцария). В рамках приоритетного национального проекта «Образование», российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» победителями признаны обучающиеся образовательных учреждений №№1223 и  1409. В рамках проекта «Шаг в будущее» отмечены исследовательские работы обучающихся образовательных учреждений №№651, 669, 725, 743, 1474, 1575. Обучающиеся лицея №1575 награждены Большой золотой медалью на Международной выставке молодежных научно-технических проектов «ЭКСПО-Наука-2009» в Тунисе. Наряду с  повышением мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности одна из задач, которую следует решить  в нынешнем году, – развитие деятельности детско-взрослых объединений. В этой связи будет организовано широкое информирование родительской и ученической общественности о проведении просветительского этапа 2-го городского фестиваля научно-технического творчества молодежи.  В рамках этой работы ребята и учителя посетят московские предприятия и организации городского хозяйства, состоятся встречи с ведущими учеными Москвы, на которых и ребята, и педагоги смогут получить ответы на интересующие их вопросы.  По итогам экскурсий  в образовательных учреждениях будут проведены тематические обсуждения  с участием ученической, педагогической и родительской общественности и привлечением научных и общественных организаций.  Путь к возрождению России лежит прежде всего через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная,  школа призвана сыграть в ее решении ключевую роль. Формирование гражданской позиции, уважения к каждой странице отечественной истории, культурным ценностям, к памяти предков, возрождение духовности – вот главные задачи гражданского и духовно-нравственного  воспитания детей и молодежи.На решение этих задач направлено участие школ округа в культурно-образовательном проекте «Литературный венок России», инициированном Департаментом образования. Наряду с раскрытием творческого потенциала школьников у ребят   в значительной  мере повысились  интерес к книге и культура чтения. В нынешнем  учебном году продолжится практика проведения в образовательных учреждениях округа  литературных гостиных и салонов, читательских и научно-практических конференций, творческих конкурсов для учащихся и учителей,  мы сделаем  их традиционными.Сопровождение одаренных обучающихся проводится в системе воспитывающей деятельности и дополнительного образования. К работе с одаренными детьми в рамках деятельности центров поддержки  привлекаются преподаватели и студенты  профильных вузов и научных организаций – МГУ, МГПУ, МАИ, МГУП, РГГУ, ГУ – ВШЭ, МЭСИ, МИОО, АПКиППРО. В 2009-2010 учебном году центры провели окружные мероприятия, в которых приняли участие более 1500 школьников и педагогов. С 2009 года  освоена  новая  форма  работы – семейный клуб,  предусматривающая просвещение родителей, их участие в жизни  образовательного   учреждения,   организацию   детско-взрослого досуга (ДОУ №154 – Бескудниковский,  коррекционная школа №162 – Сокол и другие). Впервые проведен специализированный вечер в честь Дня матери для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 49 образовательных учреждений округа работают по авторским программам воспитания: Центр образования №686 «Класс-Центр» («Театр как система гуманитарного образования»), Центр образования №1601 («Восхождение к личности», «Креативное самоуправление в ЦО №1601 как способ личностной самореализации учащихся», «Одаренные дети»),  лицей №1575 («Воспитательная система лицея №1575 «Шаг в будущее»). Особое место отводится работе по патриотическому воспитанию молодежи в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, работе школьных музеев в каждом образовательном учреждении.Экспериментальные подходы в области воспитания, обновление форм и технологий, моделирование и проектирование воспитательных систем отрабатываются на тематических экспериментальных площадках «Принцип и система воспитательной работы как основа формирования толерантности учащихся и педагогов», «Научно-методическое проектирование моделей профессиональной компетентности классных руководителей…» (школы №№220, 212, 694, 739, 743, 885, 1384, 1164, ГОУ ЦО №№1296 и  1847, КШ №1784), «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма у школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности» (ЦО №1409).В рамках инновационной деятельности проводились мониторинговые исследования «Изучение эффективности педагогического сотрудничества образовательных учреждений с общественностью в области воспитания», «Мониторинг воспитательных систем образовательных учреждений округа»,  «Учебно-методическое обеспечение процесса воспитания», «Школа глазами родителей». Ежегодно образовательные учреждения округа принимают участие  и занимают призовые места  в  Московском городском конкурсе программ воспитания «Панорама воспитательных систем образовательных учреждений», «Творческий мир воспитания». В системе образования округа работает Совет по проблемам воспитания детей и молодежи, активно развивается детское общественное движение ученического самоуправления, организована постоянно действующая школа старших вожатых. Институт вожатых охватывает 80,6% образовательных учреждений. Во многих образовательных учреждениях успешно развиваются детские общественные объединения: «Лицейское братство» (лицей №1575), «Юные миротворцы» (школа №1289), «Пульс планеты» (гимназия №1583), «Мир, кино и человек» (Центр образования №1601). Члены ученического самоуправления образовательных учреждений округа вступили в ряды регионального общественного движения «Детское движение ученической общественности столицы».    В марте 2010 года состоялась окружная научно-практическая конференция «Развитие ученического самоуправления: опыт, проблемы, перспективы», в процессе которой участники представили современные модели ученического самоуправления, инновационные формы работы с детьми во внеурочное время, технологии формирования коллектива. Наиболее эффективно детское общественное движение работает в образовательных учреждениях №№212, 1454, 656, 706, 1224, 1315, 1296, 1409, 1847, 1487, 2020, 1029. Вместе с тем мониторинг деятельности детского движения показал, что активность общественных формирований на окружном и городском уровнях значительно выше, чем в образовательных учреждениях. Такая ситуация сложилась благодаря созданным Департаментом образования и окружными управлениями условиям для реализации детских и молодежных инициатив. В новом учебном году  мы планируем  сместить акценты с городского и окружного уровней на уровень образовательного учреждения.Ежегодно проходит окружной фестиваль «Эстафета искусств», в котором принимают  участие все образовательные учреждения. В нынешнем году в школьных концертных программах приняли участие  4284 учащихся, что на 300 человек больше, чем в прошлом году.Для всестороннего удовлетворения образовательных запросов населения  организован мониторинг потребностей обучающихся и их родителей в дополнительном образовании.  Чтобы привлечь детей старшего школьного возраста к различным видам образовательной и культурно-массовой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей был проведен анализ учебных планов и планов культурно-массовых мероприятий.Сегодня духовно-нравственное становление детей и молодежи проходит в условиях возрастающего самосознания различных слоев и групп населения, в том числе  национальных и конфессиональных. Формирование  гражданской солидарности и толерантности – многоаспектный вопрос, касающийся всех сторон человеческих отношений, одна из стратегических задач  – формирование у школьников  умения противостоять негативным стереотипам и этническим предубеждениям.Все поставленные задачи нашли свое отражение в Концепции развития воспитания в системе образования Москвы, разработанной Департаментом образования совместно с высшими учебными заведениями.В нынешнем  учебном году перед  окружным управлением образования стоит задача – принять участие в разработке   региональной программы воспитания, которая будет направлена на создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений москвичей и столичного сообщества в целом. Развитию воспитания в округе будет способствовать решение задач по обеспечению преемственности воспитания на всех ступенях образования, по обновлению содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательных учреждений,  по развитию привлекательных для ребенка воспитывающих детско-взрослых общностей, в которых культивируется социально приемлемый образ жизни и создаются благоприятные условия для ценностного самоопределения детей и молодежи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте