Наталья КОРОЛЕВА, начальник отдела дошкольного образования Западного окружного управления образования:
– Работа по новым формам образования обеспечит стратегическое направление развития дошкольных учреждений на многие десятилетия вперед. Новые формы образования призваны обеспечить не просто доступность, это шаг к новому качеству образования.
Центры игровой поддержки, адаптационные группы призваны решать прежде всего социальную проблему развития маленького человека. Ребенок, воспитывающийся в семье, свой самый первый социальный опыт приобретает именно в детском саду. Нам, педагогам, известно, что если этот опыт окажется неудачным, будет связан с тяжелой адаптацией, то он закрепится в сознании ребенка и может негативно повлиять в дальнейшем на успешность при поступлении в школу, в институт, на работу и в конечном итоге оказать влияние на качество жизни человека. Таковы психологические корни этой проблемы, начинающейся еще в глубоком детстве Именно нам, педагогам-дошкольникам, необходимо сделать этот первый опыт удачным, создать центры игровой поддержки, адаптационные группы как можно в большем количестве дошкольных учреждений. Перебора здесь не может быть, ведь речь идет о каждом ребенке – маленьком гражданине Москвы.
Не все дети, проживающие в столице, охвачены общественным дошкольным образованием. Достаточно большое количество детей воспитываются в семье. Это выбор родителей. Наша же задача – сделать шаг навстречу семье. Недаром говорится, что родителям ровно столько лет, сколько их детям. Чтобы правильно воспитывать ребенка, нужно обладать определенной суммой знаний, и здесь неоценима помощь специалистов-профессионалов. Родители могут получить любую консультацию педагога-психолога, воспитателя, медицинской сестры, любого специалиста в детском саду. Это поможет семье сориентироваться и выбрать правильную траекторию развития и обучения ребенка. Создав консультативные пункты, мы решаем еще одну крайне важную задачу.
Уже год работают комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений. Единственные документы, которые нужны для регистрации ребенка в «Книге учета будущих воспитанников», – это паспорт и свидетельство о рождении. Но изучение этих документов никоим образом не дает ответа на вопрос: «Какой ребенок придет в наше учреждение?». Подчас в детский сад приходят дети с проблемами в развитии. Поэтому необходимо, чтобы все родители в течение года обратились за консультацией в дошкольные учреждения, в наши консультативные пункты, где специалисты подскажут им, что нужно обратиться в психолого-педагогическую комиссию, и предложат для ребенка учреждение повышенного уровня дошкольного образования. Нам надо построить работу так, чтобы все дети перед поступлением в школу могли посещать детский сад и получить консультацию специалистов детских садов.
Большое значение для развития системы образования и обеспечения доступности имеют такие формы образования, как Служба ранней помощи и лекотека. Лекотекам уже год, это уникальная возможность для детей-инвалидов, которые не могут посещать детские сады, получать психологическую помощь и образовательные услуги. В рамках лекотек предусмотрена работа патронатной службы. Но нужно решить вопрос оснащения лекотек, поскольку тут нужно особое оборудование. Службы ранней помощи начинают свою деятельность в округах уже в этом учебном году. Предложенная форма работы предполагает охват детей в возрасте от 2 до 4 лет, имеющих отклонения в развитии или относящихся к группе риска. Уникальность этой формы в том, что уже на раннем этапе можно скорректировать развитие ребенка, и по достижении четырех лет он сможет посещать обычный детский сад. Возможно, использовать такую форму работы многие учреждения сочтут необходимым начиная с перинатального периода. Но для этого нашим педагогам нужно еще учиться, так как эта работа на перспективу.
Комментарии