search
main
0

Стратегия развития школы. От управления людьми к управлению ресурсами

Продолжение. Начало в №32-35.

Как уже отмечалось, в крупных образовательных организациях существуют обособленные подразделения со своей ярко выраженной спецификой деятельности. В частности, помимо прочего, наша образовательная организация осуществляет обучение длительно болеющих детей на базе двух крупных клинических больниц, где для этого создаются необходимые материально-технические и кадровые условия. Очевидно, что для реализации этой задачи необходимо построение соответствующей ей организационно-управленческой модели, которая должна органично вписаться в организационно-управленческую модель школы в целом. (См. схемы 7, 8, 9, 10, 11, 12.)Подробно рассмотрев организационно-управленческую модель обособленного структурного подразделения со своей ярко выраженной спецификой, отметим, что и там перед нами стоит задача реализации образовательных программ на базе ФГОС. Как это ни покажется парадоксальным, сложность обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ диктует опережающее исполнение требований к организации учебного процесса, сформулированных в Законе об образовании и ФГОС. Так, например, родители уже сегодня могут потребовать от школы индивидуальные программы обучения для своих детей. Индивидуальные программы согласовываются с заказчиком. Кроме того, по закону взаимоотношения образовательной организации с родителями учеников должны регулироваться специальным документом (Договором об образовании на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования). В настоящее время эти требования не соблюдаются. Школы в большинстве своем не готовы предоставить родителям индивидуальные программы обучения, поскольку для этого необходимо провести изучение уровня готовности обучающегося к продолжению освоения образовательной программы. Договор с родителями на обучение подменяется заявлением родителей о приеме в образовательную организацию. Очевидно, что к выполнению данных требований школы должны подготовиться, поэтапно решая содержательные, методические и организационно-управленческие задачи. Но специфика обучения детей в стационаре медицинского учреждения не позволяет откладывать их решение на неопределенный срок. Поскольку обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ невозможно без:    индивидуальных учебных программ, учитывающих состояние их здоровья, от его учета зависят максимально допустимые учебные нагрузки и выбор оптимальных форм обучения;     определения уровня готовности учащихся к продолжению освоения образовательных программ (дети с серьезными заболеваниями, как правило, имеют значительные перерывы в обучении);    протокола совместных действий педагогов и медиков. Медицинский протокол (протокол лечения) конкретного ребенка диктует: формы и место проведения занятий (индивидуальные или групповые, в больничном боксе или школьном классе, оборудованном на базе клиники), частоту и продолжительность занятий. В свою очередь для реализации данной гибкой организационно-управленческой модели необходима рамочная регламентация, которая наряду с общими организационными вопросами затрагивает правовые отношения с родителями длительно болеющих детей. Необходимость заключения договора об образовании с родителями обусловлена рядом обстоятельств:    По закону инициатива в организации нестандартных форм обучения (семейное, надомное, очно-заочное, на базе медицинских учреждений) принадлежит родителям. Без их согласия мы не вправе осуществлять образовательную деятельность.Для получения согласия родителей мы обязаны ознакомить их с порядком предоставления образовательных услуг в обособленном структурном подразделении. Ознакомление с порядком предоставления образовательных услуг важно не только с позиции установления четко очерченных правовых отношений с родителями, но и с психолого-педагогической точки зрения, поскольку родители длительно болеющих детей, узнав о серьезном диагнозе ребенка, получив серьезную психологическую травму, не имеют представления о реабилитационном потенциале обучения.     Особый порядок финансирования и отчетности за израсходованные средства перед надзорными органами. Поскольку в клиниках проходят лечение дети из разных регионов, финансирование производится из средств, выделяемых Департаментом образования города Москвы на выполнение государственной работы «Создание условий для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских организациях». По завершении нахождения обучающегося на длительном лечении дата его выбытия из медицинского учреждения является датой завершения предоставления образовательной услуги. Завершение предоставления образовательной услуги оформляется актом выполненных работ по договору. Данные акты прилагаются к финансовым отчетам.Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем, что требования разработки индивидуальных программ обучения и заключения договоров с родителями относятся не только к организации обучения длительно болеющих детей, но и ко всем без исключения образовательным организациям. Но если для большинства школ выполнение этих требований является отдаленной целью-заданием, то данное обособленное структурное подразделение должно выполнить его в кратчайшие сроки.Таким образом, проводимая на его базе работа является пилотным проектом, в результате реализации которого появляются концепт-продукты:     содержательные – индивидуальные программы развития;    научно-педагогические – технологии обучения детей, находящихся на длительном излечении в стационаре;    управленческие – локальные акты, регламентирующие правовые отношения с родителями. Из таких проектов складывается второй проектный модуль программы развития. Пилотных проектов не может быть много, поскольку их реализация выходит за рамки локальных преобразований, охватывает все стороны деятельности школы (содержательную, управленческую, ресурсную). При этом не следует забывать еще об одном важном ресурсе – временном. Для воплощения в жизнь таких проектов требуется значительный запас времени.2. Проектный модульПилотные проекты2.1. Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном излечении в медицинских учреждениях(См. таблицу 1. на стр. 7)Концепт-продукт проекта: организационно-управленческая модель обучения длительно болеющих детей в условиях стационара, включающая содержательные правовые и управленческие аспекты деятельности.Конкретные мероприятия по реализации данного проекта, подведение промежуточных итогов (внутренний аудит) и ответственные исполнители фиксируются в основной образовательной программе и плане работы школы на текущий учебный год.2.2. Внедрение в практику работы школы ФГОС(См. таблицу 2. на стр. 7)Предполагаемый концепт-продукт: полномасштабное освоение ФГОС.Обращает на себя внимание, что оба пилотных проекта тесно связаны между собой, поскольку освоение ФГОС в равной степени требуется как в обычной школе, так и в стационаре, где обучаются дети с тяжелыми диагнозами. Только для овладения ФГОС во втором случае требуются особая среда и дополнительные условия. Выше уже отмечалось, что пилотных проектов не может быть слишком много. В противном случае мы столкнемся с феноменом погони за двумя зайцами. Но в данном случае оба проекта работают в одном направлении. А их цели пересекаются. То же можно отнести и к третьему стратегическому проекту, нацеленному прежде всего на кадровое обеспечение первых двух. 2.3. Освоение нового профессионального стандарта педагога(См. таблицу 3. на стр. 7)Предполагаемый концепт-продукт: новое качество подготовки педагогов.Дополнением к данному проекту является «дорожная карта», где зафиксированы временные этапы и логика продвижения к поставленной цели. «Дорожная карта» освоения нового профессионального стандарта    Психолого-педагогический и социальный анализ контингента учащихся с целью выявления тех групп детей, по отношению к которым от педагогов требуется овладение новыми профессиональными компетенциями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с дивиантным поведением, дети, для которых русский язык является неродным.) Срок: 2014 г. – далее ежегодное уточнение.    Выявление кадровых дефицитов и построение персонифицированной модели подготовки и переподготовки специалистов.Срок: 2015-2016 гг.     Разработка локальных актов школы, уточняющих должностные обязанности сотрудников (педагогов, психологов, логопедов и дефектологов), определения формы их взаимодействия с целью формирования команд, совместно решающих задачу освоения нового профстандарта.Сроки: 2015 г.    Организация сетевого взаимодействия с научными организациями, педагогическими вузами, вошедшими в проект реформирования педагогического образования, аналогичными пилотными площадками.Сроки: 2014-2015 гг.    Разработка индикаторов оценки качества подготовки педагогов в соответствии с новым профессиональным стандартом. Сроки: 2015-2016 гг.    Совершенствование процедуры аттестации в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта.Сроки: 2016-2017 гг.    Учет разработанных индикаторов при распределении стимулирующего фонда, а затем и при заключении эффективного контракта.Сроки: 2015-2018 гг.Таким образом, все три стратегических проекта, вошедшие в программу развития, будучи тесно связаны между собой, нацелены на получение качественно новых результатов. Поэтому их реализация должна идти параллельно, порождая синергетический эффект. Сказанное не означает, что развитие школы обусловлено только этими проектами. Наряду с ними существуют проекты, нацеленные на локальные преобразования в деятельности образовательной организации. К числу таких проектов мы относим реформирование учебного процесса на основе стратификации обучения в основной и старшей школе. Суть его заключается в создании условий для распределения и перераспределения учащихся по группам обучения при изучении основных предметов на одной параллели с учетом динамики их развития и темпов освоения ФГОС. Стратификация – один из инструментов решения задачи гибкого сочетания дифференциации и интеграции обучения, заявленной в концепции развития школы. Но в заданной иерархии основополагающих документов школы (Концепция развития – Программа развития – Основная образовательная программа) его место в основной образовательной программе с последующей детализацией в годовых планах.Завершая изложение материалов, раскрывающих стратегию развития школы, отраженную в концепции и программе развития, необходимо еще раз подчеркнуть, что создание этих документов не является обязательным для руководителей образовательных организаций. От них сегодня требуется только наличие основных образовательных программ. Создавая их, руководитель преимущественно ориентируется на опубликованные примерные образовательные программы. Определение «примерные» является ключевым. Ибо их неизбежно приходится адаптировать с учетом специфики собственного учреждения. Но это лишь полдела.Не прояснив для себя самого целевые и ценностные ориентиры, приоритетные задачи развития школы и очередность их решения, сегодня трудно вести школьный корабль, обходя многочисленные рифы и мели. Ясное видение перспектив расширяет горизонт планирования, позволяет реалистично и одновременно творчески отнестись к разработке основных образовательных программ, в противном случае они превращаются в очередной мертворожденный документ, служащий формальным обоснованием для получения государственных субсидий.Создание основных образовательных программ нельзя перевести на аутсорсинг, поручив посторонним людям их разработку. Их должны создавать те, кому предстоит их реализовывать: команда школьных администраторов, методистов и педагогов. Отсюда каждый член команды должен иметь ясное представление о стратегии развития школы. А затем соотнести желаемый идеальный образ школы с реальным положением дел в образовательной организации, для чего в свою очередь необходимо провести внутренний аудит, проанализировав имеющиеся ресурсы, в первую очередь кадровые и научно-методические. И только после этого имеет смысл приступать к разработке основных образовательных программ, каждая из которых будет иметь свои ярко выраженные особенности. Будем постоянно помнить, что ФГОС сохраняет широкое поле для вариативного развития школ. В этом его главное неоспоримое достоинство. После всего сказанного в отношении концепции и программы развития школы руководителю образовательной организации предстоит решить дилемму, отраженную в известной песне: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь».​Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, директор центра образования №109 г. Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте