search
main
0

Стратегический ресурс – понятие не абстрактное

​Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: – За каждым руководителем стоит образовательное учреждение – хорошее или очень хорошее. Вместе с тем в каждом из них есть проблемы для обсуждения и принятия решения.

В докладе на городском педагогическом совете руководитель Департамента образования Ольга Ларионова обозначила ключевые стратегические направления деятельности, в реализации которых огромную роль играет Правительство Москвы.Есть вопросы, задачи и проблемы, которые не касаются финансово-затратных аспектов работы системы, – их решение зависит от личной эффективности каждого руководителя. Мы понимаем, что принцип соответствия педагога задачам образования – основной и наиболее важный.Каждый из руководителей знает, каким должен быть его подчиненный. Но условия, делающие человека специалистом, компетентным интеллектуалом, отличаются особым содержанием. Сегодня его диктует Федеральный стандарт образования: новые программы и образовательная среда, новые виды деятельности и результаты и, самое главное, новый учитель. Такой учитель ниоткуда не придет. Московское образование обладает высоким кадровым потенциалом. Педагоги города способны формировать знания, умения, навыки. Но сегодня перед нами иная задача – формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций ученика. Проще говоря, для того чтобы ребенок мог применить, а не продемонстрировать свои знания, необходимо создать специальные условия. Их обеспечивает деятельностный подход.Хорошо известно, что из 20 четвероклассников-хорошистов немногие подтверждают свои результаты в среднем звене. Почему это происходит? Утрачивается мотивация, интерес ребенка к получению знаний, выясняется, что у пятиклассника не сформирована способность к общению и работе в группах, пониманию текста, недостаточно развиты моторные навыки, что и создает ребенку трудности в обучении в среднем звене. К сожалению, учитель начальной школы недостаточно владеет знаниями в области возрастных особенностей и общей психолого-педагогической культуры.По утверждению Льва Семеновича Выготского, игра – ведущий вид деятельности ребенка и в начальной школе не замещается учебной деятельностью. К сожалению, наши учителя начальной школы не могут, а главное, не хотят учиться играть.Наилучший способ демонстрации полученных знаний и умений – продуктивная деятельность, о которой мы забываем, как только дошкольник становится первоклассником. В городе есть опыт решения этой проблемы – в нашем округе сложились районные методические объединения воспитателей детских садов и учителей начальной школы, в работе которых значительное место отводится обучению учителей организации продуктивной деятельности в начальной школе для решения задач преемственности. То, что сегодня мы считаем инновацией, – урок в парке, создание мультфильма, макета, проекта, дневник наблюдений за погодой или любимым питомцем – должно войти в повседневную практику учителя.Несмотря на то что в городе выстроена система повышения квалификации, на занятиях курсов сам учитель не включен в деятельность. Серьезной содержательной частью профессиональной подготовки и совершенствования учителя должны стать вопросы философии образования, общей и возрастной психологии, педагогической этики и коммуникативной культуры. Зададимся вопросом: может ли хорошо образованный и, в общем, культурный педагог вступить в конфликт с коллегами и родителями?К сожалению, как показывает практика, может, если у него не сформирована коммуникативная компетентность. Неудовлетворенность родителей отдельными школами, да и системой в целом, проистекает из неспособности учителя, директора организовать партнерские взаимоотношения с участниками образовательного процесса. Жалобы родителей в своей основе – результат недостаточной информированности о жизни детей в школе, нарушения культуры общения. Современной семье не хватает выставленных в дневнике отметок, для нее важно знать, как проходит каждый день ребенка – что он делал на уроках, что нового узнал, с кем общался, где выступал и какую эмоциональную оценку или признание получил. И это в каждом ребенке нужно увидеть и дать возможность родителям им гордиться.Часто родители и учителя искренне убеждены в том, что ребенок просто должен учиться, и им ничего не стоит убедить его в том, что учение – тяжелая обязанность, а то, что интеллектуальная деятельность может быть одной из самых ярких радостей, понимают не всегда.Мы должны привести общество к пониманию главного смысла национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: учиться должно быть интересно, престижно и выгодно.К сожалению, в нашем округе, да и в системе московского образования, есть учреждения, не соответствующие этим критериям. Прежде всего малокомплектные школы. Причины их появления не только в демографической ситуации.Каждый год в апреле управления образования искренне озабочены проблемой набора детей в первые классы таких учреждений. Что значит для школы не набрать первый класс? Это уменьшение контингента в будущем, сокращение рабочих мест, снижение рейтинга у населения. Но и в малокомплектных (на сегодня) школах есть история, традиции, выпускники. Поэтому один из способов их сохранения – слияние с другим, пользующимся повышенным спросом учреждением. Это экономически и эмоционально затратный процесс, но он открывает новые возможности особой среды для начальной школы – с мастерскими, игровыми, отдельным спортивным залом для «началки», возможности для реализации многопрофильного образования, расширения блока дополнительного образования, создания школьных музеев как социокультурных центров.Другой путь повышения престижности малокомплектной школы – построение эффективной школьной методической службы, которая обеспечивает формирование заинтересованного профессионального сообщества и, как следствие, повышение качества образования.Благодаря участию в методической работе учитель повышает свой профессиональный уровень и статус, становится более уверенным в себе, добивается признания в педагогическом и родительском коллективах. К такому учителю дети придут! Возвращаясь к теме нашего педагогического совета «Образование – стратегический ресурс развития города Москвы», подчеркну, что понятие ресурса имеет не абстрактный характер, а подразумевает нашу конкретную деятельность – накопление или мобилизацию ресурса, приобретение образованием качества саморазвития и эффективное управление этим ресурсом.Главные действующие лица в этом процессе – директор и его заместитель. От нас зависит качество жизни ребенка, а значит, качество жизни населения. Это наш вклад в обеспечение стабильности общества сегодня и инновационного развития завтра.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте