Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Страсть к познанию

Учительская газета, №38 от 21 сентября 2004. Читать номер
Автор:

«Учитель года» – не первое профессиональное испытание в жизни Татьяны ПЛОТОНЕНКО. Когда ей было всего 23 года, она победила на республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». До Всероссийского финала в Санкт-Петербурге, правда, так и не добралась: в местном бюджете не нашлось тогда денег на командировку. А в этом году вместе с титулом «Учитель года» пришел и успех на конкурсе «Символика Чойского района»: эскиз, предложенный Татьяной Валерьевной, признан районным гербом. Постоянно участвуя во всевозможных состязаниях, Татьяна Плотоненко успевает еще и много работать: преподает изо в Сейкинской средней школе, в Доме детского творчества, компьютерную графику – в школе искусств, читает лекции по собственной авторской программе в РИПКРО.

Когда я была школьницей, меня всегда возмущало, как можно «распинаться» перед учениками, которые крутятся, вертятся, срывают урок! Надо «построить» их, «выйдя из себя», и опять продолжать урок ровным, тихим голосом, как ни в чем не бывало. Сейчас я понимаю, что это учительское мастерство, а тогда…

Помню, меня мучил вопрос: почему в 4-5-х классах я обожала историю, зачитывалась дополнительной литературой, а к восьмому классу возненавидела ее? И очень скоро сама ответила на него: «Разные учителя – вот в чем секрет!»

В четвертом классе историю вела пожилая женщина. Когда в первый раз я пришла на урок, мне не понравилась новая учительница: старая (как мне тогда казалось), серенькая, с отталкивающей внешностью. Она очень долго запугивала нас своими требованиями… Но когда перешла к рассказу о жизни древнего человека, урок пролетел за одно мгновение, и следующий урок, и последующий. Я помню, как мы мчались в библиотеку, читали все, что она нам рекомендовала, стремились на занятия, чтобы опять услышать историю-сказку и рассказать, что вычитали сами.

Но в скором времени она ушла на пенсию. Историю нам рассказывала уже другая учительница – не так, как наша Фарида Бейбутовна (представляете, я до сих пор помню такое сложное имя), не так интересно, не так захватывающе. И урок становился все длиннее и длиннее.

Потом было еще несколько таких предметов – математика, физика. Я очень любила эти предметы. И опять смена учителей. И опять прежний результат.

К десятому классу я сделала вывод: интересен учитель – интересен и его предмет.

Не тот учитель, кто получает образование педагога, а тот, у кого есть внутренняя уверенность, что он должен быть учителем и не может быть никем иным.

Испокон веков перед учителем стоят две пары задач:

обучать детей и одновременно воспитывать их;

обучать детей и одновременно развивать их способности.

Педагогика, особенно в той ее части, которая занимается проблемами воспитания, – самая сложная из всех наук, известных человечеству. Ее вопросы бесконечны, и каждый ответ ничего не значит либо вовсе не является ответом, если не решены тысячи других вопросов.

«Почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет?» – этот вопрос стоял перед учителями 100, 200 лет назад. Актуален он и сегодня.

Я думаю: для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, постижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье!

И прав был Сухомлинский, который доказывал, что перечисленные выше задачи фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить еще одну, такую важную пару задач:

вызывать страсть к процессу познания и учить добывать знания.

В отдельности эти задачи не могут быть решены: стремление к знанию не возникнет, если не научить ребят учиться.

Хорошо. Но что это значит? Что на практике должен делать учитель, чтобы даже самых неспособных учеников сделать способными? Таких секретов тысячи. У каждого учителя – свои.

И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – доску с мелом, телевизор или даже компьютер, – главным, вечным и неизменным останется учитель.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту