search
main
0

Страшно далеки они от народа. О концепции и «эффекте соленого огурца»

В 25-м номере «МП» от 19 июня мы опубликовали образовательный раздел проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также материалы «круглого стола», посвященного Концепции-2020, который состоялся в Государственной Думе. Мы убеждены, что все учителя страны должны включиться в обсуждение этого документа, в том числе на августовских совещаниях, чтобы добиться внесения в него необходимых корректив. Сегодня свое мнение о Концепции высказывает наш постоянный автор, председатель Нижнетагильского городского комитета профсоюза Людмила КУЗНЕЦОВА.

Когда формировался новый кабинет министров под руководством Владимира Путина, я с замиранием сердца ждала изменений. Но ожидания не оправдались, осталось руководство, не понимающее и не уважающее учителя. Прочитав проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, я испытала еще большее разочарование. Так и хочется сказать: «Страшно далеки они от народа». Как можно всерьез говорить о повышении качества образования, не создав для этого достаточных условий? Известный советский педагог Виктор Федорович Шаталов утверждал, что в школе должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – это рассол. Какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. Как говорил Шаталов: «У нас нет плохих огурцов». Мне хотелось бы перенести эти слова на всю нашу систему образования. Надо создать такие условия, такой «рассол», чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат – качество образования.

В проекте концепции нет ни слова о новой системе оплаты труда, все ее «прелести» глубоко освещает газета «Мой профсоюз», которую, к великому сожалению, чиновники не читают. Хитрые «стимулирующие надбавки», о которых говорится в документе, не решат проблемы повышения заработной платы педагогов.

В образовании работают не только директор и учитель, но еще и библиотекарь, лаборант, медик, воспитатель, уборщик служебных помещений, от которых зависит очень многое в процессе обучения. В прошлом году мы проводили у себя в Нижнем Тагиле мониторинг бедности. На 9 тысяч работников образования нашего крупного промышленного города 1,5 тысячи – это люди, получающие намного меньше прожиточного минимума. А ведь в нашей отрасли, где в основном работают женщины, у многих на руках еще и несовершеннолетние дети.

Помню свое чувство безысходности и стыда, когда работница ДОУ, одна воспитывающая двух детей, получив материальную помощь в 300 рублей, пришла меня благодарить: «Теперь ботиночки детям куплю!» Долго комок стоял в горле…

Почему бы не сделать 1-й разряд ЕТС равным прожиточному минимуму и не устраивать игры с доплатой до минимального размера оплаты труда? В нашей Свердловской области с августа 2007-го по июль 2008 года он составлял не 2300, а 2900 рублей. Казалось бы, надо порадоваться, а радости нет, ведь областью дополнительных средств не выделено, в бюджетах муниципалитетов такие средства не предусмотрены, и руководители образовательных учреждений вынуждены производить доплаты из надтарифного фонда. На поощрение учителей за подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, за участие в смотрах, великолепные открытые уроки, наставничество и научно-методическую работу средств уже нет. Сейчас во многих школах, и тем более в садиках, весь надтарифный фонд расходуется на доплаты. С 1 июля МРОТ в нашей области составляет 3100 рублей, с 1 октября будет 3500 рублей, а с 1 января – 4330 рублей, как по всей стране. Похоже, не только надтарифного фонда, но и зарплаты в конце года работники образования не увидят, если этот вопрос не будет решен. Областной комитет профсоюза засыпал письмами правительство региона, депутатов, но пока получает лишь отписки областного Минфина. А что будет с 1 января 2009 года с введением МРОТ в размере 4330 рублей? Если к этому времени образовательные учреждения повсеместно перейдут на новую систему оплаты труда, то почему мы до сих пор не знаем, какой она будет?

Работники в большинстве своем с беспокойством произносят слова «подушевое финансирование», «новая система оплаты труда». Особый трепет они вызывают у педагогов пенсионного возраста и учителей тех школ, где в связи с демографической ситуацией мало учеников. Им не укажут на дверь? Смогут они прожить на нищенскую пенсию? А «оптимизация сети образовательных учреждений»? В концепции – ни слова про этот процесс, как мы в него войдем, а главное – с чем из него выйдем, учтем ли уроки прошлого, когда не сумели сохранить все дошкольные учреждения?

О дошкольниках хочется сказать особо. Если мы хотим предоставить всем малышам возможность получать услуги дошкольного образования, нельзя надеяться только на внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дополнительного образования, клубов раннего образования. Хорошо, если это будет, но…

Сегодня система дошкольного образования передана в ведение муниципалитетов, они бьются – кто как может. Что греха таить, очереди в садики растут, надо строить новые и ремонтировать старые, а заработная плата всех работников ДОУ остается самой низкой в отрасли. Без внушительного федерального финансирования проблему дошкольного образования не решить! Надо честно посмотреть правде в глаза и четко записать в ключевые этапы реализации концепции: выделить средства на строительство новых и ремонт существующих ДОУ, повышение заработной платы работников.

И еще. Если концепция вынесена на обсуждение, хотелось бы, чтобы авторы избавились от «птичьего языка»: «Учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования» – это о чем?

Для профсоюзных органов позиция ясна: перекладывать на субъекты РФ финансирование системы образования безнравственно, имея огромный стабилизационный фонд. Если заявлено в концепции, что развитие страны будет зависеть от образования, – надо вкладывать большие федеральные средства, а не 5% ВВП. Ничего не говорится в проекте концепции о материальной базе, о ремонте образовательных учреждений, большинство из которых построено в послевоенный период. Даже в нашем городе-доноре муниципальный бюджет может выделить средства на капитальный ремонт только одной школы, и длится он, как правило, 2-3 года. Все идет на «латание дыр». А претензии к образовательным учреждениям органов Роспотребнадзора и Пожнадзора возрастают с каждым годом в геометрической прогрессии. Складывается впечатление, что люди, работающие в них, живут не только в другой стране, но и на другой планете, так как не понимают, что у директоров нет волшебной палочки, чтобы установить сигнализацию, заменить линолеум, расширить столовую, заменить проводку, перекрыть крышу, ведь на все это должны выделяться очень большие средства. Это условия труда учителей и получение качественного образования учеников. Надо говорить о современных технологиях, но если в школах будет холодно, на компьютеры с потолка будет литься вода, электропроводка не выдержит напряжения, не будет обеспечена сохранность дорогостоящего оборудования, от этих технологий ничего не останется. На это надо выделять средства федерального бюджета, возможно, сделав это национальным проектом.

В концепции есть хорошие строчки о поддержке талантливых детей, а вот о тех, кого судьба обидела, – ни слова. Коррекционное образование, обучение детей-сирот и инвалидов, что будет с ними и с педагогами, которые их учат? А ведь внимание к таким детям – один из показателей гуманного общества!

Мы понимаем: при капитализме попытаются выжать из учителя все, интенсификация учительского труда неизбежна, поэтому надо укреплять профсоюзные ряды, ведь впереди работы по защите прав и интересов работников образования – непочатый край!

Я поддерживаю предложения участников «круглого стола» о восстановлении федеральных гарантий по оплате труда и других социальных льгот работников образования, включая оздоровление и обеспечение жильем. И призываю профсоюзные комитеты не только активно включиться в обсуждение концепции, но и выдвинуть конкретные требования в адрес нового правительства об увеличении в течение двух лет ставок и окладов педагогов до средней заработной платы в промышленности, о приравнивании учителей к государственным служащим с сохранением длительного педагогического отпуска.

Я поделилась своими мыслями по поводу концепции только с позиции профсоюзного работника. Многое хотелось бы сказать с позиции учителя с большим стажем и бывшего директора инновационной школы, но, к сожалению, в одной газетной статье это сделать невозможно.

Я абсолютно уверена, что, только создав хорошие условия для функционирования системы образования, комфортной работы учителя и учебы ученика, можно добиться реального повышения качества образования.

Людмила КУЗНЕЦОВА, председатель Нижнетагильской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте