search
main
0

Страница юного гражданина

Куда и на кого жаловаться? Если нарушены права на образование, для начала нужно обратиться к администрации учебного заведения, получить от нее ответ. Если это не помогло, обращайтесь в прокуратуру или, если обучаетесь платно, в Комитет по защите прав потребителей. Прокурор может сделать представление об устранении нарушений и даже поставить вопрос об отзыве лицензии, если нарушения налицо или систематически грубо нарушается закон.

Если у вас подписан договор с учебным заведением, то очень важно, как в нем обозначены ваши права и обязанности, а также права и обязанности учебного заведения. Если ваши права сведены к нулевому варианту, а учебное заведение имеет права на все; если в договоре у вас только обязанности, а у учебного заведения их практически нет, вам будет трудно выиграть дело в суде. Поэтому, подписывая договор, обдумывайте возможные последствия такого разделения прав и обязанностей. Если в договоре ваши права обусловлены, то в судебном процессе вы вправе рассчитывать на возмещение затрат и на переподготовку в другом учебном заведении, где подготовка качественнее.

Потребовать, чтобы качество образования соответствовало гособразовательным стандартам, могут родители, студент или его представитель. Руководящий государственный орган должен проверить жалобы и направить госучреждению или учреждению, имеющему госаккредитацию, рекламацию. Если рекламация представляется в течение двух лет подряд, аккредитация может быть отозвана.

В государственном вузе студент учится бесплатно и даже может получать стипендию. Если по результатам вступительных экзаменов вы не добрали баллов и вам предлагают поступить на платной основе, то вы можете при желании принять это предложение. Те, кто обучается на бюджетной основе, не обязаны платить за обучение, оплачивая только так называемые дополнительные услуги – за то, что предлагается сверх госстандарта и госпрограмм. Однако незаконно взимание платы за бланки заявлений, анкеты, за работу приемной комиссии; взимание средств на покрытие хозяйственных и коммунальных нужд; оплата стоимости студенческих билетов, академических справок, зачетных книжек, дипломов и приложений к ним, консультаций, собеседований, пользования библиотечным фондом, гардеробом и так далее.

Чтобы не было недоразумений, ознакомьтесь с «Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», с Законом РФ «Об образовании», с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Договоры на определенный вид услуг должны заключаться с родителями или самими студентами. Договор должен содержать следующие сведения: наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации – исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя. Примерная форма такого договора утверждается федеральным органом управления образованием.

Николай ГОРШКОВ, студент, Пермь

Game over

Среди моих знакомых очень мало геймеров – людей, проводящих большую часть времени, играя в компьютерные «стрелялки» и автомобильные гонки. Большинство одноклассников уже пережили тот детский фанатизм, когда все дружно собирались у кого-либо дома или в компьютерном клубе, чтобы сразиться друг с другом в «Counter Strike». Подружки теперь предпочитают реальные отношения, а не игры в «Симс». Сама я никогда не увлекалась подобными развлечениями, используя компьютер только для работы. Однако эта проблема не может не волновать меня, особенно в последнее время, когда участились случаи ухудшения или частичной потери многими ребятами зрения, а также роста агрессивности и нервозности любителей компьютерных игрушек.

Обратившись к интернету, я обнаружила весьма противоречивые мнения исследователей о справедливости их пагубного влияния на здоровье и, в частности, психику человека.

Неоднократно подмечалось, что люди, привыкшие к тому, что в любой момент можно сохранить игру, а затем продолжить ее в удобное время, «воскреснуть», в реальной жизни часто оказываются безответственными по отношению к своей и чужой судьбе. О вреде игр свидетельствует также тот факт, что человек, длительное время находившийся у экрана и выполнявший одни и те же незамысловатые действия, подсознательно запоминает их, а когда закрывает глаза, мельтешение, часто служащее помехой здоровому сну и отдыху, продолжается.

Многие игры-«шутеры» (те самые «стрелялки») способны вызвать у ребенка излишнюю агрессивность. Так, после прокатившейся по Америке волны массовых убийств детей своими одноклассниками стали задумываться о том, увлекались ли юные преступники компьютерными играми. В некоторых странах даже запретили продажу определенных дисков лицам до 18 лет.

Специалисты университета Миссури-Колумбия в ходе исследования обнаружили, что большинство испытуемых, увлекавшихся жестокими компьютерными играми, обладают заниженной реакцией на изображения сцен реального насилия и жестокости. Однако при демонстрации картин, не связанных с насилием, но также оказывающих сильное психологическое воздействие на зрителей, например, фотографий больных детей или мертвых животных, интенсивность эмоциональной реакции испытуемых соответствовала норме. Кроме того, любители компьютерных игр с заниженным порогом чувствительности к сценам жестокости проявили повышенную изощренность и изобретательность, получив задание придумать наказание для воображаемого противника. Тем не менее достаточно и сторонников противоположной версии о влиянии компьютерных игр на состояние человека. Некоторые ученые утверждают, что причинно-следственной связи между агрессией на экране и в реальности не существует. Сенсационными на фоне перечисленного выглядят выводы сотрудников Рочестерского университета. Они набрали 16 добровольцев в возрасте от 18 до 23 лет для проведения серии экспериментов. Задание первого теста заключалось в том, чтобы обнаружить местоположение некоего мерцающего объекта. Второго – сосчитать количество объектов, одновременно появившихся на экране. Третьего – различить цвет определенной буквы алфавита. Те, кто регулярно играл в видеоигры в течение предшествовавших тестам шести месяцев, продемонстрировали гораздо лучшие результаты, нежели те, кто к играм не притрагивался.

Другой группе добровольцев – на сей раз из 17 человек – предложили иное испытание. Их разделили на две подгруппы, одна из которых десять дней играла в «шутер» «Medal of Honor», а другая – в «Тетрис». В результате выяснилось, что визуальные способности у людей, занимавшихся «Medal of Honor», значительно превзошли способности игроков в «Тетрис».

Любопытно, что никто из 17 добровольцев играми раньше не занимался, так что этот тест носил контрольный характер. Ученым лишь хотелось убедиться в том, что это не люди с повышенными визуальными способностями обретают пристрастие к компьютерным играм, а игры улучшают их способности.

Военные эксперты, как ни странно, подтверждают выводы сотрудников университета. По словам капитана третьего ранга Рассела Шиллинга из военного института при Высшей школе военно-морских сил в Монтерее, военнослужащие, уделяющие много внимания компьютерным играм, лучше справляются с некоторыми заданиями, требующими повышенных визуальных способностей. Это, например, управление беспилотным самолетом-разведчиком, отправленным для фотографирования того или иного объекта.

Подобные открытия удивили меня, однако не заставили изменить свою точку зрения. Может, для военных всевозможные стратегии и имитаторы боевых действий полезны, но никакие положительные эффекты (как, например, развитие визуальных способностей), на мой взгляд, не способны противостоять негативным последствиям этого опасного увлечения.

Анна ЛЕОНОВА, ученица 11-го класса, Москва

Выбор есть всегда!

Мне не раз приходилось слышать от взрослых людей, что, мол, неизвестно, для кого придуманы нынешние выборы, ведь все равно все решается на высшем уровне, и от голоса обычного человека ничего не зависит. Некоторые сторонники этой точки зрения все же скрепя сердце отправляются на избирательные участки и ставят галочку напротив имени какого-либо кандидата или в окошке «против всех». Многие гордятся тем, что испортили бюллетень, причем среди них есть довольно известные люди, с которых, по идее, должны брать пример.

Мы жалуемся на то, что все кандидаты недостойны, но вспоминается старая, сказанная одним мудрецом фраза: народ достоин своего правителя. В современной трактовке это звучит примерно так: люди сами посылают представлять их интересы не способных к активным действиям политиков, сами выбирают существующую власть. Никто из них, однако, не задумывается: а достоин ли он сам стать конкурентом тех, кого критикует дома, за чашкой чая, если не по части ума, то хотя бы в хитрости и изворотливости?

К сожалению, обеспечить явку избирателей с каждым годом становится труднее. Сейчас на выборы ходят только пенсионеры, молодежь стараются привлекать всем, чем только можно – скромными сувенирчиками для голосующих впервые, фуршетом и концертами, которые обычно устраиваются в школах, где проходит голосование.

Среди несовершеннолетних же, которым, согласно российскому законодательству, голосовать запрещается, бытует и такое мнение: бабушки выбирают тех, кто нравится им, но это не объективно – ведь жить предстоит молодежи. Я не согласна с данным утверждением. Более того, скажу: всему свое время. И даже те, кто стоит на голову выше своих ровесников, а подчас оказывается разумнее взрослых, не могут пока нести полноценную ответственность за свой выбор – ведь в данном случае, как бы это пафосно ни звучало, на карту поставлена судьба страны.

Что же касается ценности единичного голоса, хочу заверить всех людей: от вашего мнения, если рассуждать логически, на самом деле зависит многое. Ведь если каждый не пойдет голосовать, то есть вероятность, что победит самый неблагонадежный из представленных кандидатов. Поэтому не стоит оставаться в стороне от такого важного события, как выборы: и депутатов городского или сельского советов, и Государственной Думы, и президента страны. Помните, что ваша жизнь – не в руках парламента или президента, а в ваших собственных, и не забывайте, что выбор есть всегда!

Учит самостоятельности

Первый раз я послала письмо в вашу газету, когда училась в девятом классе. Тогда я писала о понравившемся мне новом предмете – граждановедении. Он преподавался у нас факультативно, а значит, не был обязательным. И тем не менее ходили на занятия все без исключения. Сначала, правда, пришли человек семь. И после трех-четырех уроков все знали, что это не только интересно, но и очень важно для нашего будущего. Поскольку я готовилась в технический вуз, то сами родители мне говорили, советовали: не ходи на этот факультатив, лучше посещай математический. Потом, узнав, на какие темы у нас проходят беседы на уроках, мама очень даже одобрила мое увлечение.

Теперь, когда я закончила вуз и уже работаю, с благодарностью вспоминаю уроки граждановедения и завидую тем ребятам, которые изучают этот предмет уже в пятом классе, у нас этот курс начинался в восьмом. Это жизненно важная дисциплина, именно она учит ребенка самостоятельности, учит правильному выбору, принятию собственных решений, умению отвечать за свои поступки.

Вероника ЗОРИНА, инженер, Удмуртия

Узаконенное преступление

Телепередачи, газетные публикации об усыновлении российских детей как в нашей стране, так и за рубежом вызывают у меня значительный интерес, потому что это касается моих родственников. Моя двоюродная сестра, которая по состоянию здоровья не может рожать, решила вместе со своим мужем Виталием удочерить девочку от 0 до 3 лет. Однако не получилось. Почти год их водили за нос, обещали, отказывали, вновь обещали, опять отказывали. Потом предложили мальчика почти тринадцатилетнего. А моей сестре Ирине 23 года, столько же ее мужу, так что с сыном, который всего на 10 лет был бы старше, таким «родителям» пришлось бы очень трудно. И они отказались от этой идеи. Но вот затеплился огонек надежды, казалось бы, в беспросветном деле. Нет, чиновники не стали более гуманными (а в этом случае нужны люди добрые, душевные) и менее бюрократичными. Знакомые сообщили, что в одной деревне Пензенской области осиротела двухлетняя девочка, которую временно приютила одна семья. В марте они туда поедут.

Но я не хочу на этом ставить точку. Проблема усыновления детей в нашей стране остается и даже становится более вопиющей, более нецивилизованной. Недавно была телепередача, в которой рассказывалось, что в России действуют международные преступные группировки, которые занимаются торговлей маленькими детьми, в основном новорожденными. В нашей стране одну из них возглавляла женщина в какой-то кавказской республике. Кстати, она перестала существовать, большая часть группы арестована.

В другой группе всеми делами заправляла тоже женщина, в прошлом акушерка. Между прочим, она занимала довольно странную должность. Была внештатным сотрудником такого известного медицинского учреждения, как Московский институт акушерства. Причем у нее там почему-то был персональный кабинет. Факт этот удивляет: можно только догадываться, почему внештатный сотрудник, который обычно и стола своего не имеет в офисе, в котором подрабатывает, здесь так щедро был наделен – обособленным рабочим местом. Наверное, ценность, то бишь польза, этой дамы была столь велика в этом институте. Однажды она в очередной раз за очень крупную сумму наделила одну супружескую пару из Германии малышом. (Внештатная акушерка отыскивала российских рожениц, которые соглашались за небольшую плату отдать своего новорожденного ребенка, а она передавала его зарубежным «родителям».)

Соседи этой молодой пары удивились, что слишком скоро супруги провели процедуру усыновления в России, это вызвало у них подозрения, и они сообщили в полицию, та в свою очередь связалась с российскими соответствующими органами.

И что же? На немецкую молодую пару в Германии было заведено дело. А наша ловкая акушерка осталась на свободе и, более того, продолжает заниматься своим преступным ремеслом. Почему? Да потому, что в новом Уголовном кодексе исчезла статья, запрещающая торговлю детьми. Об этом знают в Госдуме, но не торопятся почему-то исправлять эту страшную ошибку.

Валентина СОЛНЦЕВА, студентка, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте