Сам докапываюсь до истины. Я внимательно прочитал заметку Алексея Кочеткова и хочу сказать, что она меня сильно взволновала и огорчила. И прежде всего потому, что так пессимистично настроен и по отношению к настоящему своему и страны, а равно к будущему молодой человек. Обычно тоскуют по прошлому, ругают настоящее люди, большая часть жизни которых прошла при социализме. И чем они старше, тем более страдают по утрате «советского рая». Я признаться и сам в 10-12 лет был уверен, что в те времена всем жилось лучше. Но меня интересовали подробности той жизни. И когда разговор заходил о деталях, то благодаря им вырисовывались такие факты, которые создавали у меня впечатление жалости к людям того времени и радости, что мне тогда не пришлось жить.
Что за факты? Моего дядю, родного брата дедушки, в пятидесятых годах не приняли в Московский университет, потому что, когда ему было всего девять лет, он оказался в немецкой оккупации. Моя мама уехала в Нижний Новгород по распределению после института. Уехала из Москвы, где родилась и выросла. Когда через четыре года она захотела вернуться к родителям, ей не удалось этого сделать: ее отказались прописать у родителей, где она жила раньше, потому что вышла замуж, да еще и родила ребенка, мою старшую сестру. Сказали: могли бы прописать, если бы у нее не было семьи. Дедушка умер в 80-м году, бабушка в 85-м. Еще совсем не старые. Их двухкомнатная квартира отошла государству, а доживи кто-то из них до 1991 года, моя сестра вместе со своей семьей могла бы стать собственницей этой квартиры, потому что с этого года началась приватизация жилья. А длинные очереди абсолютно за всем: молочными продуктами, колбасой, если она случалась в продаже, одеждой, обувью, постельным бельем. Я родился в 1984 году и помню пустые прилавки в конце 90-х годов.
Мой папа учился в вузе в семидесятых годах, так вот ему и его брату хотелось подработать, чтобы помочь себе (стипендии не хватало) и тем самым облегчить участь родителей, которые из-за двух сыновей-студентов едва сводили концы с концами. Но подрабатывать им за некоторым исключением было невозможно. Желающих много, а устроиться можно было только на погрузо-разгрузочные работы, и то студентов брали редко и неохотно. Так вот, по воспоминаниям папы, они в отличие от меня, сегодняшнего студента, были лишены многого. У них и костюм был один на двоих с братом, и ботинки им покупали самые дешевые, жесткие, как деревянные колодки, а о джинсах они могли только мечтать.
В первый год после школы я не прошел в вуз по конкурсу. Устроился в магазин менеджером по продаже бытовой техники. Зарабатывал хорошо, что даже родителям помогал (отец на какое-то время остался без работы, его предприятие обанкротилось). Вскоре и отец стал прилично получать, сначала вместе с друзьями строил дачи, теперь трудится по своей специальности инженера-экономиста.
Хочу сказать, что именно при капитализме (хотя, конечно, он у нас несколько деформирован) появляются неограниченные возможности зарабатывать. Я учусь и в то же время подрабатываю в том же самом магазине. Уже дважды был за границей – во Франции и Австрии. Многие мои сокурсники тоже побывали в нескольких странах. Мои родители отдыхали в Египте. И это при среднем уровне доходов. Впрочем, у папы есть возможность при окладе 7 тысяч рублей подрабатывать в одной фирме в качестве бухгалтера, за что он получает более чем вдвое больше.
То же самое я наблюдал и в деревне: хорошо живут те, кто работает на земле в поте лица. У них и машины – да не одна, и вся техника в доме, а лодыри и пьяницы действительно нищенствуют. По этому поводу мой отец говорил вот что: «Советская власть отучила людей на селе работать. «На дядю» тогда никому не хотелось вкалывать».
Нам действительно дали свободу самим выбирать: работать до седьмого пота, чтобы семья жила в достатке, или сидеть на завалинке, грызть семечки, пить пиво и ругать правительство. Я выбираю первое.
Думаю, что на мировоззрение Алексея Кочеткова повлияли люди старшего поколения: учителя, родители, а также СМИ. Только вот студенту философско-социологического факультета, наверное, требуется аналитический ум: все подвергать сомнению, анализировать, сравнивать. Я критически отношусь и к средствам массовой информации. Все, что у меня вызывает недоверие, проверяю, докапываюсь до истины. Капитализм в отличие от нашего социализма, впрочем и от любого другого, – в соцстранах или Северной Корее – более гуманен к человеку. Возьмите хотя бы отношение на Западе или в США к детям, больным, инвалидам, для них создана мощная социальная защита. О них заботятся на деле, а не на бумаге. Впрочем, и у них начальная стадия капитализма была вовсе не с добрым лицом.
Артем ОГОРОДНИКОВ, студент, Нижний Новгород
Насилие порождает насилие
Две матери разыскивали своих посаженных в тюрьму сыновей по всей России. Найти их было непростой задачей. И, наконец, встретившись с сыновьями, на вопрос «как?» они отвечают, что лучше бы не ездили. Более подробно описывать поездку у них нет сил. Или желания? Или они просто не верят в то, что это может что-то изменить? Третья женщина помоложе, побойчее, и желание изменить что-то в ней еще не потухло, несмотря ни на что, верит. Из следственного изолятора ее мужа увезли 9 февраля этого года. Об этом она узнала не сразу, и о месте его нахождения никто ей точно сообщить не мог. Мужа осудили на полтора года лишения свободы. Уже через месяц она отправилась на его поиски, совсем не представляя, что ее ожидает. По дороге к месту назначения она встретила женщину, которая искала своего сына по всей России. Селекамск – это другой мир, существование которого в современном обществе кажется невозможным. Отсутствие связи, дорог, света. Тюрьмы, расположенные между собой на расстоянии 70-80 километров. Жители поселения передвигаются на телегах, запряженных лошадьми. Люди погибают от дистрофии. Это напоминает страшное военное или лагерное прошлое, но никак не современную жизнь. Общеизвестно, что насилие порождает насилие. Из советского ГУЛАГА оно перекочевало и в наши дни.
«Вашего мужа полчаса назад увезли», – вот какой ответ получила женщина, проделавшая почти невозможный путь в поисках своего супруга. С большим трудом ей удалось узнать, где он теперь находится. Валаам – поселок с сохранившимися русскими предметами быта: печи, бани, бревенчатые дома. Свидание было устроено, но не надолго – всего полчаса. За это время она не успела узнать все ужасы, происходящие с заключенными. «Белый лебедь», «Красный лебедь» – это места, где бьют три раза в день. Какой-то молодой неопытный парень спросил про то, что там происходит. За это ему отбили печень. Было и медицинское заключение, и экспертиза, но и после этой истории мало что изменилось. Если по состоянию здоровья заключенный пытается отказаться от работы – его обливают холодной водой и на час выставляют на улицу. Все, что имел человек по прибытии к месту заключения, отбирают. Муж, жалея супругу, не рассказывал ей всего, что с ними вытворяют. Растерянная женщина, запуганная тем, что услышала, даже не знает, есть ли смысл бороться за справедливость. Юристы с горечью констатируют факт: «К сожалению, такие места крайне коррумпированные. Если и меняют сотрудников, проблема остается, так как прогнила вся система. И единственный выход – колонии закрыть». Но такое радикальное решение в ближайшее время не предвидится. И в это время женщины так и будут ездить по стране, разыскивая своих мужей и сыновей. Остается надеяться на общественные организации.
В этом месяце в Музее советской истории при поддержке Европейского союза открыта выставка «Права человека в России». На ней представлены в основном негосударственные правозащитные организации. «Человек и тюрьма», «Международное насилие», «Право матери», «Правозащитная сеть». Деятельность же организации «Права человека» знакома многим. Ее участники работают и с детьми из неблагополучных семей, и с детьми из интернатов, и с инвалидами. В 6-7 лет ребенок из детского дома проходит медицинский осмотр, где его проверяют на пригодность к обучению. Психика сирот очень хрупкая и травмируемая. В какой-то момент ребенок может повести себя не совсем адекватно, однако на самом деле он часто по развитию ничем не хуже домашних. Диагноз «необучаем» может поставить крест на всей дальнейшей жизни. Боясь выпускать детей с неуравновешанной психикой в мир, их отправляют в психологические больницы, где некоторые так и заканчивают свою жизнь. Со всеми этими проблемами организация и борется, однако, владея даже такими фактами, не так просто остановить происходящее.
Общероссийская организация «Независимая психиатрическая ассоциация России» борется не за права людей с психическими расстройствами, а наоборот, защищает общество и государство от них. Однако именно таким образом возможно допустить равенство среди людей. Ведь эксперты считают, что в непосредственной психологической помощи нуждаются 14% населения. По статистике, треть впервые заболевших шизофренией выздоравливают без последствий. Много знаменитых писателей, политических деятелей, поэтов и художников были подвержены психологическим заболеваниям.
Миру, в котором каждый десятый брошенный ребенок заканчивает жизнь самоубийством, где солдату, изувеченному в армии, возмещают убыток квартирой, где самые беззащитные не могут постоять за себя и добиться справедливости, необходимы фонды и организации по правам человека. Вероятно, пока их помощь не так заметна, но ведь спонсирование таких учреждений государством не осуществляется. Судьба одного человека изменится – и это заставит других поверить в свои силы, отстаивать свои законные права и поможет изменить жизнь других. Не стоит забывать, что во многих ситуациях решающую роль играет малый фактор – усилия каждого из нас.
Аня ЛАВРОВА, ученица 11-го класса, Москва
Надо знать свои корни…
На Руси всегда считалось правилом хорошего тона знать свою родословную: сын знал не только отца и деда, но и прадеда, прапрадеда и т.д. Безусловно, люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны это знать. К сожалению, в последние 80 лет эти традиции были в нашей стране нарушены. Мы стали Иванами, не помнящими родства. Поэтому сейчас наступило время «собирать камни».
В моей семье была сделана попытка создания родословной семьи Марухиных начиная со второй половины ХIХ века. Было проведено значительное архивное исследование, благодаря которому удалось восстановить некоторые факты биографии отдельных представителей моего рода.
Знание своей родословной очень важно для каждого человека. Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции. Поэтому всем нам необходимо беречь и приумножать свои знания, передавать их другим, охранять свою историю и культуру. Тогда наш народ никогда не исчезнет, а потомки будут нам благодарны.
Семен АБУБАКИРОВ, ученик 10-го класса
Я – убежденный антикапиталист
Для России ХХ век был невыносимо тяжелым. Произошли крупнейшие в истории человечества войны, разрушительная революция в октябре 1917 года и ее продолжение – братоубийственная гражданская война. Наша страна за прошедшее столетие дважды меняла мировоззрение.
Я родился и живу в очень непростую эпоху. Либеральные реформы, начавшиеся в 1991 году, идут по сей день. Правительство вот уже пятнадцать лет реформирует нашу жизнь. Но все происходит очень медленно.
Да, в советское время наша страна была «закрыта». Мы не знали, что за рубежом простые люди живут лучше. С распадом СССР на наших прилавках стало появляться множество разных товаров: японская бытовая техника, немецкие машины, американское кино. Все это, безусловно, расширило кругозор «постсоветского» человека. Свобода слова и возможность выбора правительства было тем, чего не хватало в СССР. Теперь наконец-то я могу: знать, что происходит в мире и в стране; иметь богатый выбор при покупке; выбирать тот политический курс, который я считаю нужным; свободно выезжать за пределы страны. Но так ли на самом деле?
Итог экономических реформ 90-х годов, на мой взгляд, один – нищета большой части населения России! Сосредоточение большей части капитала в руках значительного меньшинства привело к тому, что появились так называемые олигархи. Один западный аналитик дал хороший термин об экономическом состоянии России – «экономические руины». Поэтому проводить свой отдых за границей не каждый может себе позволить. Да и изобилие продуктов не каждому по карману.
Телевидение очень хорошо освещает события, которые происходят за границей (и это хорошо). Однако так ли хорошо освещаются события у нас в стране – вот в этом и вопрос (вспомнить хотя бы информирование во время войны в Чечне). Поэтому и свобода слова у нас находится под вопросом.
И дело даже не в подкупе кандидатами голосов электората (хотя это тоже немаловажно). Дело в том, что у нас еще нет гражданского общества. Ведь если посмотреть на всю нашу историю, то там не представится особого момента, где российский народ управлял своей жизнью. Сначала это был «царь-батюшка», потом «вожди социализма». Отсутствие критического мышления у большинства населения сделало его падким на «сладкие» обещания правительства и тех, кто баллотируется в Думу или на пост президента.
Итогом экономических реформ с полной уверенностью можно назвать выживание большинства населения в условиях разрухи и безработицы. Двадцать процентов населения живет за чертой бедности.
Конечно, возможно, что цель российских либералов начала 90-х годов была отличной (построить свободное общество). СССР рухнул – значит, с государством что-то было не так. Однако цель не была достигнута. Поэтому пропасть, в которой оказалась наша страна, имеет своим источником и ошибки либеральных реформ. На данный момент Россия уже является полуколонией Запада.
Что же касается меня лично, то реформы сильно унизили меня в моральном плане. Поражения, которые терпит наша страна в геополитике и в спорте, создают у меня впечатления, что я являюсь представителем нации, которую можно пинать и унижать. Это вызывает тревогу и неверие в будущее. Из-за социальной нестабильности в стране у меня лично нет уверенности в завтрашнем дне! Это в свою очередь создает депрессивное настроение и апатию.
Я прожил очень мало, однако понял, что капитализм не является гарантом «всеобщего благоденствия». При капитализме, который активно утверждается в нашей стране, я не могу чувствовать себя в безопасности. Так что, если можно выразить ответ на поставленный вопрос одной фразой – это чувство отчуждения. Конечно, можно встретить контраргумент, что делай тогда обстоятельства подвластными себе. Однако это возможно, только став одним из участником капитализма. А я, как убежденный антикапиталист, считаю, что Россия может и должна жить в более гуманистических и высокоразвитых условиях, чем в тех, которые были порождены либеральными реформами.
Алексей КОЧЕТКОВ, студент Пермского государственного университета
P.S.
Я не являюсь коммунистом, националистом или представителем чьих-то классовых интересов. Я за историческую справедливость и за Россию!!!
Комментарии