search
main
0

Страница юного гражданина

Земля – наш общий корабль

Горят леса и торфяники Подмосковья. Столица накрыта дымной завесой, от чего дома и машины воспринимаются не совсем реально. Страдают люди, особенно старые и маленькие дети. Во всем винят природу, и не без основания, хотя все природные аномалии – результат нашего варварского влияния на окружающую среду. Но я уверен, что многие пожары вовсе не из-за засухи, а рукотворные, вызванные человеком, причем это нельзя даже назвать небрежностью, это, скорее, вредительство. Мы дважды этим летом, один раз с отцом, в другой – с братом тушили непогашенные костры. Однажды застали в лесу уезжавшую после отдыха семейку. Костер почти догорел, а глава семейства бросил в него скомканную газету, и огонь тут же вспыхнул снова. Затем сел в машину и сказал, обращаясь к своим спутникам: “Надо бы погасить костер, да он и сам погаснет, вон туча идет сюда”. Включил мотор, и был таков.
Мы костер загасили, а дождь, между прочим, так и не собрался. В другой раз два взрослых парня подожгли сухую траву и ушли, а огонь побежал к лесу. Мы с братом начали топтать горевшую траву. Нам тогда помогли ребята, которые вместе с учителем возвращались из похода. И таких случаев сколько угодно, но не всегда небольшой пожар или костер вовремя бывает потушен.
Наше безнравственное отношение к природе оборачивается безнравственным отношением к другим людям. Так же безнравственно ведут себя многие компании по добыче полезных ископаемых в Сибири, на Крайнем Севере: на много километров они оставляют после себя мертвую природу и тем самым лишают живущих там людей нормальных условий для жизни.
Многие страны благодаря хищнической эксплуатации природы для удовлетворения постоянно увеличивающихся потребностей растратили свои естественные ресурсы еще в ХIХ веке. Так были уничтожены леса в Западной Европе.
Надо, чтобы в нашей стране наконец поняли, что развитие безграничного потребления не может быть целью государства, богатых владельцев частной собственности.
В одном из журналов я прочитал о том, что в настоящее время в мире рассматривается новая модель развития цивилизованных стран. Суть ее в том, что все созданное природой без участия человека должно принадлежать всем по праву рождения и проживания на Земле, оно должно быть общим достоянием всех поколений и принадлежать им на одинаковых условиях.
Здесь выдвигается правовое взаимоотношение природных богатств и каждого человека. Если это все принадлежит в том числе и мне, то я это должен беречь и для себя, и для других. Точно так же должен поступать и каждый другой землянин, независимо от того, где он живет. Но для этого нужен очень высокий уровень сознания, нужно, чтобы у каждого была экологическая совесть.

Роман ОСИН,
студент
Москва

Пусть меньше будет пороков

Вот уже два года шестые классы нашей школы на уроках этики работают по программе “Я – человек”, которая предполагает обсуждение таких вопросов, как: “Положение человека в обществе”, “Каким должен быть человек”, “Что такое человечность?”, “Добродетели и пороки человека”. Во время работы над нашим проектом ученики младших классов участвовали в операции “Забота”: ставили кормушки для птиц, кормили бездомных животных, рисовали плакаты и рисунки о животных. Наш проект обсуждался ребятами и других классов нашей школы на уроках этики. Мы писали стихи и сочинения на тему нашего проекта. Затем мы решили проследить, освещается ли данная проблема в средствах массовой информации.
Как свидетельствует газета “Контакт”, в Калужской области стало в 6 раз больше детей-инвалидов, чем в прошлом году. По законодательству, такие дети могут бесплатно реабилитироваться до 18 лет. Но как быть с теми, кому 18 уже исполнилось? В г. Обнинске вот уже пять лет существует реабилитационный центр “Доверие”, он помогает и тем и другим, проводит мероприятия для людей с ограниченными возможностями.
Но ситуация достаточно плачевная и с теми подростками, которые сами делают несчастными себя и других. Год назад прошла конференция для родителей в рамках программы “Обнинск против наркотиков”.
А недавно подведенные итоги комиссии по делам несовершеннолетних оказались неутешительными: число неблагополучных семей растет; за 1-е полугодие 2001 года из них обследованы 80; на учете в комиссии состоят 286 подростков; из них около 50 – ученики общеобразовательных школ.
Поражает жестокость их преступлений. Мы решили заниматься с детьми из неблагополучных семей.
Нелли КЛИМОВА,
ученица лицея
Калужская область

Пирожки и карамельки

Однажды, проходя мимо рынка, я услышала крики и ругань. Оказалось, что двое грязных “бродяжек”, воспользовавшись отлучкой продавца, стащили несколько пирожков. Воришек не поймали.
Когда я отошла от рынка, в переулке увидела двух маленьких заморышей лет восьми-девяти, которые, присев на корточки, согнувшись, словно прячась, уплетали за обе щеки те самые пирожки. Они так сосредоточились на еде, что не сразу меня увидели. А когда заметили, пустились было бежать. Потом, поняв, видимо, что опасности нет, остановились, засунули остатки пирожков в рот и с любопытством посмотрели на меня.
Мне стало жалко этих ребят. Я порылась по карманам – не найдется ли чего, и обнаружила несколько карамелек. Протянула им конфеты. Первый мальчик, на вид чуть постарше, посмотрел исподлобья и отступил на шаг. Может, он подумал, что я хочу его как-то обидеть? Наверное, так уже случалось, и не раз. Но второй малыш вопросительно дернул старшего за потрепанный пиджачок и умоляюще посмотрел на него. Тогда первый быстро шагнул вперед, схватил конфеты и бросился бежать. А младший тихо пробормотал: “Спасибо…”, – и побежал вслед за старшим.
Весь день я думала об этих мальчишках. Они, думаю, мало видели добра: смотрят на людей с опаской, боясь, что прогонят, ударят, обманут.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на тепло домашнего очага, ласку, на уважение и достоинство. А как же эти двое?
Галина БЕЛИК,
ученица 11-го класса
Воронеж

Операция “Радость”

На расширенном заседании лицейского совета мы решили порадовать людей. Приближалось 8 Марта, и мы этим воспользовались. Приклеили открытки и написали поздравления на листе бумаги. Для начала нам нужен был скотч, и мы пошли в магазин и наклеили первое поздравление на двери этого магазина. Потом мы пошли на почту, потому что туда приходят очень много людей, особенно пожилых. Затем направились к больнице, по улице Кутузова, к магазину “Заря”, детскому саду “Ласточка” и вернулись к своей школе. По пути обязательно останавливались у подъездов и наклеивали на них наши поздравления. У всех у нас поднялось настроение, и мы не забудем этот день никогда.
Все, что нам удалось сделать в рамках нашего проекта и что еще собираемся сделать, не требует никаких материальных затрат, а требует только усилий сердца, ума и наших молодых рук, а главное – желания и доброй воли.
Мы, добровольцы начала ХХI века, считаем, что добровольчество – основа построения гражданского общества в России. Мы, молодое поколение нашей новой демократической России, должны заново возродить забытые традиции добровольческого движения, так как ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО, как мы его понимаем, – это деятельность свободных и равноправных граждан, отдающих свое время, знания, силы, энергию и талант безвозмездно на благо общества и каждого человека.
Результатом нашего проекта стало также создание школьного Центра добровольцев. Наш девиз:
“Нам жизнь дана
на добрые дела!”
И мы надеемся, что наш любимый Обнинск заявит о себе не только как первый город-наукоград, а еще и как город-“доброград”.
Роман ШУРАШКИН,
премьер-министр правительства школьной республики
Обнинск

Знания уже приносят пользу

Мой дедушка, Иван Васильевич, который в советское время был народным заседателем в суде, полистав мои учебники по граждановедению, сказал: “Зачем тратить время на изучение прав человека, великих кодексов, если мы живем в абсолютном бесправии и вряд ли в ближайшие десятилетия у нас начнут почитать закон”. Я, конечно, пытался переубедить своего дедушку, что он слишком пессимистично относится к возможности создания у нас правового общества, но не удалось. Не нашлось веских аргументов.
Убедительными могут быть только те факты, случаи, свидетелем которых человек был сам. Кстати, случай такой скоро представился. И он стал поучительным для многих моих родных и знакомых. И я сам уверился в том, что не все так плохо и безнадежно, как считают взрослые.
Недалеко от нашего дома работники одной из коммунальных служб оставили открытым ливневый колодец. Дело было осенью. Темнело рано. И двое прохожих упали в него: мужчина отделался ушибами, а сестра моей бабушки сломала ногу. Мы с моим одноклассником Мишей посоветовали тете Насте, так зовут бабушкину сестру, подать в суд на дорожно-ремонтное управление. И хотя она была уверена в бесполезности затеи, заявление все-таки написала, потребовав выплатить ей 500 долларов за причиненную травму. Каково было ее изумление и радость, что справедливость восторжествовала, и суд удовлетворил ее иск. А дедушка похлопал меня по плечу и сказал: “Наверное, и в самом деле времена меняются, только мы этого не замечаем. А вас, я чувствую, делу учат на этом предмете со странным названием – “граждановедение”. Хорошо, когда знания тут же приносят пользу”.

Александр ЗАРНИЦЫН
Санкт-Петербург

Датчане забыли ксенофобию и агрессию

На мой взгляд, нетолерантные действия имеют три причины: ксенофобию, агрессию и потребность в экспансии, а также отсутствие сдерживающих культурных и моральных ограничений.
Ксенофобия в той или иной степени свойственна всему живому, способность отличать “своих” от “чужих” действительно необходима, чтобы выжить. Если ты силен – бей первым, если слаб – прячься, иначе будешь убит. Это один из принципов природы. Бессмысленно требовать от волка быть толерантным к зайцу. Однако человек – это не животное. С одной стороны, ксенофобия ему свойственна – так, многие боятся, а то и просто ненавидят насекомых, мышей, лягушек, других животных, которые не могут причинить им вреда. С другой стороны, способность рассуждать логически позволила человеку считать чужими людей другой национальности, другого пола, других убеждений, разделять окружающих по самым изощренным признакам. Герой одной из повестей братьев Стругацких не терпел лысых, говоря, что “ни одного хорошего человека среди них не встречал”, и по инерции сохранил к ним такое отношение даже после того, как облысел сам. Невозможность представить себя другим влечет за собой страх и отчуждение.
Агрессия человека также имеет отчасти и биологическое происхождение. Проживая в условиях недостаточного количества пищи и будучи всеядными, предки современных людей, конечно же, стремились к вторжению на территорию соперника и его уничтожению. Потребность в захвате чужой территории свойственна даже маленьким детям, играющим в песочнице. Но человек – существо общественное.
Нравственные ограничения – это одно из главных отличий человека от животного. Лев охотится на самых слабых, звериные схватки лишены правил и благородства. Собака не ворует еду со стола, только если знает, что будет за это наказана. И это естественно. Однако иногда желание съесть что-нибудь вкусное берет верх над страхом. То же самое свойственно и человеку, именно поэтому закон – мера недостаточная. Человек, который с детства понял, что красть плохо, который верит в это, не будет воровать, не будет так делать и убежденный христианин или иудей, помня Десять заповедей. Человек, принявший принципы гуманизма, не будет груб и зол по отношению к другому. Можно испытывать ксенофобию и внутреннюю агрессию, так как это не вполне зависит от желания человека, но наличие моральных ограничений должно помешать каким-либо заметным, а тем более жестоким внешним проявлениям этих эмоций.
Только человеку свойственны духовные ценности, творчество, стремление к чему-то высшему. Бернард Шоу сказал: “Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, осталось научиться жить, как люди”. Уже сейчас во многих европейских странах (в Дании, Нидерландах, Швеции, Финляндии) общество стало достаточно толерантным, что дает пример другим. Необычный внешний вид, особенная манера поведения или мировоззрение не возбуждают там ненависть (на личном примере я убедился, что в нашей стране это далеко не так).
Я надеюсь, что когда-нибудь человечество сможет преодолеть атавистические биологические инстинкты и создать другое общество, где идеи декларации станут реальностью, которое сможет поставить перед собой новые, более сложные задачи, где человек сможет быть счастлив, если он того захочет.

Михаил КАЛАШНИКОВ,
ученик 11-го класса
Нижний Тагил

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте