search
main
0

Страница юного гражданина

В тот осенний день двое подонков(?!), а может, просто голодных(?!) мальчишек – я не успел рассмотреть ни лиц, ни тем более глаз, – завернув мне руки за спину, вытащили из кармана деньги. Я не сопротивлялся. Даже не подумал, что нужно сопротивляться. В голове не укладывалось происходящее: центр города, солнечный день, клонящийся к вечеру, люди, спешащие мимо по своим делам, а меня грабят?!

Провозгласить мало – надо осознать

Уже после пришли страх и обида. А тогда было только недоумение. Родители сразу кинулись звонить в правоохранительные органы, дабы защитить мое право на личную неприкосновенность.

«Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность…» (Конституция РФ, статья 22). Неприкосновенность личности заключается в праве гражданина на защиту от посягательства на его личную безопасность.

…И вот передо мной следователь – средоточие справедливости и отмщения. Но первые же минуты разговора наводят на мысль, что свою правду мне придется доказывать и здесь:

– Сколько было денег?

– 50 рублей.

– Что купил?

– Еще ничего не успел…

– А может, на конфеты истратил, а маме боишься сказать?

После долгих объяснений нам все-таки удалось убедить его, что деньги действительно забрали. Более того, по описанию одного из мальчиков продавцом магазина он сразу его узнал, да не одного, а обоих.

– Это братья Мышкины, – с уверенностью сказал он.

Но тут прозвучал его вопрос, поставивший меня в тупик: «А зачем их искать?» «Как зачем? Они нарушили мое право на личную неприкосновенность…»

Убеждение в недопустимости посягательства на личную неприкосновенность (свободу, жизнь) издревле жило в сознании русского народа. Обрушившееся на Древнюю Русь в середине ХII века татаро-монгольское нашествие сокрушило исторически сложившийся правопорядок и внесло новые жесткие начала в строй русской государственной жизни. Произошло помутнение правосознания народа, упала цена жизни и свободы человека. Пришедшее на смену иноземному владычеству самовластие московских государей не возвратило российским подданным утраченной свободы, субъективных прав и человеческого достоинства.

В ХVII веке в абсолютистской России прочно укоренилось рассмотрение человека в сугубо государственном измерении, как единицы, не имеющей самостоятельного значения, как ничтожной частицы общего целого. При таком взгляде не могло быть и речи о неприкосновенности личности. Но осознание неприкосновенности личности как одного из самых священных естественных прав вызревало в просвещенных слоях русского общества, крепло и набирало силу протеста.

В конституционных проектах Никиты Муравьева этот принцип нашел четкое и многоплановое выражение. Декабрист не только требует законного основания для задержания гражданина или заключения его под стражу, но настаивает на строгом следовании при производстве действий, направленных на ограничение свободы личности, установленным законом процессуальным формам. В первом варианте его конституции записано: «Никто не может быть обвинен, задержан или заключен в темницу, кроме случаев, определенных законом, и в образе, оным учрежденном». Правильность, обоснованность задержания гарантируется порядком, при котором власти в течение 24 часов обязаны объявить задержанному о «причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается».

Как конституционное право неприкосновенность личности впервые в истории России продекларирована в Манифесте 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», а затем провозглашена в «Основных государственных законах» 23 апреля 1906 года в следующей редакции: «Никто не может быть задержан под стражей иначе, как в случаях, законом определенных» (ст. 31). Однако, поскольку продолжало действовать вплоть до Февральской революции 1917 года «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», это право фактически сводилось на нет. Партийно-советское правительство, как известно, вплоть до принятия конституции 1936 года стояло на точке зрения непризнания неприкосновенности личности. Но и ее провозглашение в Основном Законе государства ничего не изменило. Тоталитарный режим под знаменем этой конституции чинил самое циничное надругательство под декларированными ею правами человека. Производство арестов практически не связывалось ни с какими законодательными формальностями.

Как я понимаю, право на личную неприкосновенность витало в воздухе всегда, но с той же регулярностью оно и нарушалось: рабство, фашизм, сталинские репрессии… Этот список можно продолжать, но я-то живу в правовом государстве!

Однако вопрос следователя возвращает меня к действительности: «Зачем их искать?» «Привлечь к ответственности», – вступила в разговор мама.

Он усмехнулся и положил перед нами увесистый том Уголовного кодекса Российской Федерации, очертив при этом статью 20 «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность». Часть первая гласила: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления шестнадцатилетнего возраста».

– А им – одиннадцать и тринадцать, – пояснил следователь.

Все. В деле поставлена точка.

С тех пор прошло уже много времени. Но нет-нет да и всплывет тот разговор. Нет-нет да и пытаюсь я что-то доказать, о чем-то доспорить, ведь следователь работает в правоохранительных органах. Охраняет право! Чье? И мое право на личную неприкосновенность тоже. Так почему же это право было так жестоко попрано? Могут ли правоохранительные органы защитить мое право на личную неприкосновенность? Как видно, не всегда. Это их вина? Нет, скорее это их беда.

Могу ли я сам защитить мое право на личную неприкосновенность? Не всегда!

Получается, что на деле мое право на личную неприкосновенность может быть реализовано только тогда, когда у других будет обязанность соблюдать мое право. Обязанность не та, которую контролируют правоохранительные органы, а внутренняя, продиктованная собственной совестью. Конституционное провозглашение прав и свобод само по себе не обеспечивает их. Они продолжают оставаться бутафорией до тех пор, пока не обретут важного значения в общественном правосознании. Иными словами, права и свободы живут и действуют не потому, что прописаны в Конституции, а в силу того, что стали ценнейшим достоянием личности, без которого немыслимо цивилизованное человеческое существование.

Сергей ПИНИГИН, ученик 11-го класса, Тюменская область

Жизнь познается в игре

Дети любят играть, они готовы заниматься этим бесконечно. Одни предпочитают компьютерные игры, другие – подвижные, спортивные. Девочки любят играть в куклы. Но чаще всего взрослые протестуют, если дети много играют. Однако сами тоже без игры не могут обойтись – играют в шахматы, домино и в карты, в «Последнего героя» и «Слабое звено». Многие из них через игру утверждаются в жизни, например, спортсмены. Жизнь без игры была бы очень скучной, а может быть, даже невозможной.

Игра – один из важнейших видов деятельности человека. Играть любят и молодые животные. Так они приобретают умения, необходимые для выживания.

Дети, играя, готовятся к будущей жизни. Они знакомятся с разными предметами, изучают человеческие отношения. А разве в нашей стране дело обстоит по-другому? Есть игры, которые обучают правилам и нормам поведения в обществе, – это игры в «дочки-матери», в «магазин», «в школу». Дети разыгрывают знакомые ситуации, примеривая самые разные роли; при этом они учатся ставить себя на место другого, действовать согласованно и улаживать конфликты.

Игрушка – очень часто неотъемлемая часть нашей жизни. Нередко взрослые упрекают детей в особой привязанности к какому-нибудь мишке или плюшевому зайке. У многих детей есть любимая игрушка, с которой они ложатся спать, гуляют, ходят в детский сад и даже в школу. Любимая игрушка для малыша не прихоть, это символ покоя, любви и безопасности. Игрушка помогает ребенку совершить переход от опеки любимой мамы к самостоятельности, обходиться без постоянной поддержки.

Игра – это неотъемлемое право детства. Я считаю, что ограничивать ребенка в игре, заставлять раньше времени жить «взрослой» жизнью – это неправильно. Однако игры не всегда учат добру. В наших магазинах можно купить, например, компьютерные игры, которые содержат агрессию, разрушают личность. Маленький человек может вырасти злым, агрессивным, неуравновешенным, жестоким и бессердечным. Люди, имеющие эти качества, могут стать преступниками. Поэтому, как мне кажется, родители должны уберегать ребят от плохих игр.

Арсентий УРБАН, 5-й «А» класс, муниципальная гимназия, Раменское

Наша насущная задача

Признаюсь честно: служить в такой армии, как наша, я не хочу, правда, я освобожден от службы, потому что учусь в вузе, в котором есть военная кафедра. Я не хотел бы служить, пока существует дедовщина, пока солдат эксплуатируют офицеры и генералы, пока их кормят так, что они болеют и падают в обмороки.

Мой отец служил в армии после окончания энергетического института, один мой дядя был призван в элитный Кремлевский полк, другой ушел в армию добровольно с третьего курса факультета журналистики в конце семидесятых годов, когда дедовщина уже начала разъедать наши воинские части, а теперь вот добралась уже и до элитных. Не потому ли большинство моих одноклассников и других знакомых парней всеми силами уклоняются от службы в армии? Да, в основном эта причина. И пусть нас не упрекают ветераны в отсутствии патриотизма, мы точно так же, как и они, ничуть не меньше любим свою страну, но не хочется погибать в мирное время от рук какого-нибудь свихнувшегося от бесчеловечного отношения к нему офицеров и старослужащих солдата. Выход только в одном: в реформировании армии не на словах, а на деле. Сегодня только 8-10 процентов согласны служить. 30 тысяч молодых людей, получив повестку из военкомата, начинают скрываться. Всего в армии в настоящее время не хватает 28 тысяч военнослужащих. Пока что служить на контрактной основе тоже мало желающих, потому что платят им очень мало.

Министерство обороны намерено поправить это положение за счет наемников-иностранцев. Их собираются привлечь возможностью получить российское гражданство по истечении срока контракта. Зарплату они будут получать такую же, как и наши военнослужащие, и жилье то же самое – казарма или общежитие. Пока что желающих из-за ближнего закордонья совсем немного. К тому же собственные их власти готовы объявить своих граждан, ставших солдатами Российской армии, чуть ли не предателями.

Многие в нашей Государственной Думе поддерживают идею с набором наемников. Однако в Министерстве обороны есть ее противники. Последние утверждают, что иностранцы здесь будут преследовать лишь корыстную цель: получить гражданство и заработать деньги.

Мне думается, что нужно еще сделать и так, чтобы парни по возможности служили по месту жительства, чтобы жили они у себя дома, а по утрам, как и офицеры, уходили на службу. Конечно, повсеместно устроить это невозможно, что понятно всем, но в каких-то случаях такое вполне реально. Считаю, что подобные условия службы будут особо притягательны для многих юношей.

Как и всякие реформы, эта идет крайне медленно, а то и почти не идет. А без нее будущее нашей армии не будет безоблачным. И это волнует людей любого возраста.

Артем ТЕРЕНТЬЕВ, студент, Москва

Нет блага выше жизни

В развитых демократических странах правовое положение человека определяется правом на жизнь, собственность и свободу. Данные принципы закреплены и рекомендованы к выполнению во всех странах мира Всеобщей декларацией прав человека.

Наше общество стремится сейчас к созданию демократического правового государства. Поэтому нам так важно соблюдать основные права человека, а особенно право на жизнь. В Конституции РФ оно определено в статье 20: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления».

Получается, что не все имеют право на жизнь… Если ты совершил тяжкое преступление, то тебя могут приговорить к расстрелу. Причем решение об этом принимают такие же люди, как ты. А самое страшное, что лишают тебя жизни, то есть убивают, тоже люди. А не совершают ли они при этом сами «тяжкое преступление»?

В последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене смертной казни в России. Если каждый гражданин имеет право на жизнь, то преступник также владеет этим правом, ведь он – человек.

Мне кажется, что смертная казнь возвращает нас к первобытному обществу, к языческим традициям. В те времена обычай кровной мести был обязательным. Считалось, что душа неотомщенного человека не найдет успокоения. Поэтому одной из норм жизни первобытных людей было правило «око за око, зуб за зуб». Но ведь в то время были и такие обычаи, как «в куль да в воду»…

Законы же государств, появившихся в Европе в VI-VII веках на месте распавшейся Римской империи, так называемые варварские правды, были более гуманны. Они по большей части состояли из расценок – штрафов за различные увечья и обиды. Штрафы были очень велики, и за причиненный ущерб несли ответственность все родичи обидчика. Угроза денежной расплаты для преступника и его семьи была, как я думаю, эффективным сдерживающим средством.

Мне кажется, что, убивая преступника, мы дарим ему быструю смерть и отпущение грехов и при этом берем на себя грех за его смерть. А вот пожизненное заключение будет более тяжелым наказанием, причем не только для него, но и для его родных. И, может быть, когда он увидит, как мучаются его близкие, он раскается в своих преступлениях?

Итак, наша страна стремится к развитию гуманных, человеческих отношений между людьми. Цивилизованное российское общество должно принимать человека как «творение природы». И если уж она дала нам жизнь, то только она и вправе ее у нас забрать. Мы, убивая нам подобных, вмешиваемся и нарушаем законы Творца.

Ольга ШАПИРО, ученица 11-го класса, Ростов-на-Дону

Знания нужны обучаемому, а обучающему – деньги

Сегодня многие студенты работают. Это касается не только вечерних и заочных отделений. Многие «дневники» тоже вынуждены подрабатывать. И тому множество причин. Одна из них – банальная: нужны деньги. Образование нынче стоит дорого. В большинстве своем оно платное, но и «бюджетники», как правило, остро нуждаются. Ведь содержание студента недешево обходится семье, а стипендию, рублей 200-300, доходом считать никак нельзя, учитывая сегодняшний уровень цен. Причина вторая – требования работодателей. Почитайте объявления! Всем требуются специалисты с высшим образованием, от 20 до 30 лет и с опытом работы. Никого не смущает, что зачастую эти понятия просто взаимоисключающие. Вот и приходится студенту набирать опыт работы во время учебы. И тут возникают проблемы. Поскольку высшего образования еще нет, то и претендовать на нормально оплачиваемую работу, да еще и по специальности, молодой человек не может. Да и времени у него нет: график ему нужен гибкий, а рабочий день – сокращенный. Его вариант – кафе, лоточная торговля, погрузка-разгрузка. Доход небольшой, но выматывает основательно! Да и опыт именно такой работы не очень-то котируется на рынке труда.

А вот на качестве учебы подобное времяпрепровождение сказывается не лучшим образом. Многие мои знакомые вынуждены были уйти в академический отпуск именно потому, что «заработались».

Профессионального опыта не наработали, профессиональных знаний не получили – что же это за специалисты выйдут из стен вуза?

А то, что они выйдут, и с дипломом, можете не сомневаться. Это для того, чтобы стать профессионалом, нужны знания, а для того, чтобы сдать сессию, – в основном деньги. Даже серьезных и добросовестных студентов уважаемых технических вузов Москвы не спасает хорошая подготовка: без определенной суммы отметку о сдаче предмета все равно не получишь. Логика проста: знания нужны обучаемому, а обучающему – деньги. Только вот к чему придет страна, если следовать такой логике? Кто будет поднимать промышленность и сельское хозяйство, принимать важные государственные решения? Сегодня России как никогда нужны хорошие специалисты, знатоки своего дела. Их подготовка – это дело тех, кто сегодня стоит у руля, и тех, кто придет им на смену завтра. Наше общее дело.

Екатерина ФРОЛОВА, студентка, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте