Детство – важный период в жизни человека, и задача взрослых – создать условия для полноценного развития личности ребенка. В нашей школе формируется современная, мотивирующая, технологически насыщенная обучающая среда, способная побудить каждого воспитанника к саморазвитию и раскрытию творческого потенциала при поддержке опытного педагога. А поскольку в этот возрастной период закладываются необходимые в жизни навыки, дошкольное образование становится полноценным.
Статус образовательной организации как участника проекта «Кадетский класс в московской школе», а также кандидата проектов «Инженерный класс» и «Медицинский класс», определяет новые возможности для раскрытия одаренности детей. Основная стратегическая задача – воспитание у дошкольников интереса к новым знаниям, навыкам и умениям с использованием возможностей трансформации предметно-развивающей среды, цифровых технологий, интеграции ресурсов города.Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала проходит через познавательно-исследовательскую деятельность: от формирования навыков исследовательского поведения к развитию интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения.В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно способствовать его дальнейшему развитию, не дать этому стремлению угаснуть. Воспитатель развивает интересы и способности каждого ребенка в естественных для него видах деятельности, главной из которых является игра. С увлечением ребята «раскрывают тайны» знакомых вещей, которые находятся рядом: это и опыты с кристаллами соли, и изучение свойств воздуха, и наблюдение явлений статического электричества. Познавательно-исследовательская деятельность строится в форме игры («Лаборатория», «Исследователи»), в которой дети выполняют определенные роли. При этом действия и оборудование максимально приближены к реальным.1-я ступень – младший возраст: «Мои первые открытия»Ребенок воспринимает объекты окружающего мира и с помощью воспитателя формулирует их основные свойства: описание сенсорных эталонов, элементарные опыты с формами и величиной предметов, приемы сравнения.2-я ступень – средний возраст: «Маленький исследователь» Ребенок на основе проведенных опытов совместно с воспитателем делает элементарные выводы.3-я ступень – старший дошкольный возраст: «Тайны окружающего мира»На основе полученного практического опыта ребенок с помощью взрослого формулирует понятия о свойствах и качествах объектов окружающего мира.4-я ступень – подготовительная к школе: «Лаборатория занимательных опытов» В большей степени самостоятельно ребята не только проводят опыты, но и учатся фиксировать результаты наблюдений в «Дневнике исследователя».При этом представления об окружающем мире у детей расширяются через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями окружающей действительности, биологическими закономерностями, доступными для наблюдения химическими явлениями.Не менее важным является и умение презентовать результат своей творческой деятельности, поэтому большое внимание уделяется участию воспитанников в таких конкурсах, как, например, «В науку первые шаги», «ЛЕГО-марафон» в рамках фестиваля «Поколение создателей», соревнования по шахматам, Фестиваль детского (юношеского) творчества «1+1» и многие другие. По отзывам участников олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», посещение культурных объектов стало полезным и увлекательным путешествием. Например, во время экскурсии воспитанников в музей «Зазеркалье» дошкольники погрузились в мир неожиданных физических явлений, а возможность вступить во взаимодействие с любым экспонатом вызвала неподдельный интерес.Мы рассматриваем опыт участия в городских мероприятиях Департамента образования города Москвы как возможность продемонстрировать достижения и реализовать творческий потенциал дошкольника. Следует также отметить, что детская деятельность проходит во взаимодействии со сверстниками, поэтому ребенок учится работать в коллективе, оказывать поддержку сверстнику, вырабатывается умение следовать социальным нормам и правилам. В школе №950 большое внимание уделяется и укреплению здоровья, физическому развитию детей: соблюдение двигательного режима, подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Педагоги поощряют инициативу дошкольников в организации игр и упражнений, самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Регулярно проводятся спортивные праздники, недели подвижных игр. Например, «Эстафета чемпионов», «Мы дружим со спортом», во время которых дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, вносить свой вклад в победу всей команды. Вместе с родителями воспитанники участвуют в районных спортивных мероприятиях, таких как «Веселые старты» на коньках, соревнования по лыжным гонкам для дошкольников и другие, организуемые Центром досуга и спорта «Юность».Большое значение для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах имеет подготовка к сдаче нормативов ГТО I ступени (6-8 лет), в этом году родители более 80 дошкольников выразили согласие на прохождение этого непростого для детей испытания. Таким образом, на этапе завершения дошкольного возраста многогранный образовательный процесс направляет детей к достижению целевых ориентиров, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и способствует развитию преемственности дошкольного и начального общего образования.Марина РЕШЕТНИКОВА, директор школы №950; Галина ПРОХОРОВА, методист школы №950
Комментарии