search
main
0

Страхи – по домам. Опыт семейного клуба «Гармония» детского сада «Солнышко»

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями в нашем детском саду «Солнышко» – семейный клуб «Гармония». Эффективность его заседаний во многом зависит от готовности и умения родителей и педагогов слушать и слышать друг друга, оценивать позиции, извлекать полезный опыт.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас первая встреча в родительском клубе «Гармония». Тема нашей встречи Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое выразительное чтение, для чего нужно читать стихи с выражением, послушаем высказывания психологов, а главное – услышим наших юных артистов. Перед собранием вы заполнили анкету.

Вот как могут проходить, например, заседания клуба «Гармония» по темам:

«Работа над индивидуальностью и выразительностью речи детей».

«Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»

Темы разработаны с учетом интересов родителей и возрастных особенностей детей.

Заседание 1-е. Работа над индивидуальностью и выразительностью речи детей.

Предварительная работа

1. Написать объявление о предстоящем собрании.

2. Предложить анкету для родителей «Место книги в вашем доме».

3. Провести консультацию для родителей по подготовке выступления на собрании.

4. Раздать родителям стихи, с тем, чтобы дети заучили их наизусть.

Цель: убедить родителей в огромной роли книг для нравственного воспитания малыша. Дать возможность родителям услышать, как их дети читают стихи, поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается или не удается передать своему ребенку красоту данного стихотворения.

Ход собрания

Родители сидят за столами, накрытыми к чаю, на столах – угощение.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас первая встреча в родительском клубе «Гармония». Тема нашей встречи «Работа над индивидуальностью и выразительностью речи детей». Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое выразительное чтение, для чего нужно читать стихи с выражением, послушаем высказывания психологов, а главное – услышим наших юных артистов. Перед собранием вы заполнили анкету.

Анкета

– Есть ли детские книги у вас дома? Какие?

– Соответствуют ли они возрасту вашего ребенка?

– Где находятся детские книги?

– Как ваш ребенок обращается с книгой?

– Как вы думаете, нужно ли читать книги детям? Что это дает им?

– Как вы думаете, чему учит книга?

– Выразительное чтение – что это такое?

– Как научить детей выразительному чтению?

Воспитатель зачитывает 5-6 анкет.

Воспитатель: Теперь давайте сравним ваши ответы на этот вопрос с мнением психологов: «Выразительно читать – это значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь!» Мнения психологов и ваши совпадают, и это замечательно.

Вопрос: Как же нужно читать стихотворение – тихо или громко? (Обсуждение). Это зависит от содержания стихотворения. Но, как правило, читать стихи надо голосом средней громкости. Читать стихотворение надо медленно, чтобы ребенок понял, о чем это стихотворение. Но в то же время не забывайте и об интонации, четкости слов, тем более когда вы только начинаете его разучивать.

Я предлагаю вам небольшие шуточные стихи. Мы попробуем сами прочитать их, стараясь сделать это интересно.

Воспитатель раздает стихи, родители делятся мнениями о том, как они читают сами.

Вопрос: Кто помогает ребенку одолеть трудности при заучивании стихов? (Рассуждения родителей). Конечно, семья. В семье ребенка любят, заботятся о нем, помогают, поддерживают. Заучивание стихов – это работа для наших ребятишек, и в этой работе им нужно помочь. Запоминание стиха обогащает речь ребенка, развивает чувство прекрасного, укрепляет память.

Воспитатель предлагает игру «Найди свою половинку». Суть игры: выбирать первую часть пословицы о семье, а затем по смыслу подбирать вторую ее половину. (Родители встают и начинают совместно составлять пословицы.)

Воспитатель предлагает ситуацию: мама трехлетней Саши старалась вместе с девочкой заучивать большие произведения наизусть. Девочка при этом плохо понимала значение некоторых слов, плохо проговаривала их, но это не смущало маму. В конце концов Саша потеряла интерес к стихам и стала отказываться их заучивать. Почему это произошло, как вы думаете?

Вопрос: Какие по размеру произведения можно заучивать с детьми? Психологи рекомендуют: в три-четыре года заучивать можно 4 -12 строчек, причем такие стихи, которые интересны и понятны детям. Большие стихи утомляют ребенка: он не проговаривает слова, съедает окончания, торопится, и может произойти срыв, начнется заикание.

Воспитатель: А теперь самый интересный момент – читают юные артисты. Узнаете ли вы своих детей по голосу? Послушайте, проговаривают ли дети слова, окончания, передана ли интонация, настроение? (Родители слушают магнитофонную запись 2 раза.)

Вопрос: Каково ваше мнение о юных артистах? Когда вам предлагали вместе с детьми выучить стихи, некоторые родители говорили, что стихи непонятные, что дети не будут выговаривать некоторые слова. Но прошло время – дети четко и ясно читают стихотворение и понимают о чем оно. Вы довольны детьми?

Итог. Поделитесь своими впечатлениями о первом заседании семейного клуба: что полезного узнали, что нового для себя открыли, какое у вас было настроение, что вы пожелали бы нам на будущее?

(Говорят родители.)

Заседание 2-е. Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?

1. Написать объявление о предстоящем заседании.

2. Предложить анкету «Диагностика эмоционального развития ребенка».

3. Оформить папку-раскладку «Что такое неврастения, неврозы».

4. Провести консультацию для родителей по подготовке выступлений на собрании.

5. Домашнее задание: нарисовать рисунок «Моя семья».

Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья.

Ход заседания

Родители сидят за столами, составленными в кружок.

Воспитатель: Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

Вопрос: Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (Родители отвечают.)

Воспитатель: В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение, а здоровье зависит от эмоционального состояния как взрослого, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей могут появиться неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем. (Родители высказывают предположения.)

Воспитатель: Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение – то они плаксивы, то агрессивны. Малыши быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон. Ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятия, некоторые грызут ногти, крутят волосы, подергивают плечами; у других случается ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Вам была предложена анкета на тему «Эмоциональное развитие ребенка». После обработки анкет мы увидели, что основание причины нарушения эмоционального благополучия ребенка, на ваш взгляд, таковы:

– Нарушение режима дня.

– Несогласованность требований к ребенку.

– Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.

– Изобилие информации.

– Неблагополучие в семье.

– Появление с ребенком в местах массового скопления людей.

– Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

– Нехватка любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Вопросы:

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка? (На столах лежат вырезанные из цветной бумаги сердечки зеленого, синего, черного и красного цвета.) Если есть одна причина, то возьмите одно зеленое сердечко и приколите его на сердце, которое на доске. Если две причины, то возьмите два синих сердечка и приколите их. Если 3, 4 и более причин, то возьмите черное сердечко и тоже приколите его. Красное сердечко возьмет тот, у кого нет ни одной причины, нарушающей благополучие ребенка.

Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

Перед вами висят рисунки, которые вы нарисовали дома с вашими детьми. Расскажите, сколько времени вы находились со своим ребенком, какое участие он принимал в рисовании? Какой у него был эмоциональный настрой? (Двое-трое родителей рассказывают.)

Подводим итог. Очень хорошо, когда ребенок находится рядом или вместе с родителями, у него спокойно на душе, он знает, что его любят. Но когда у ребенка нарушается эмоциональное благополучие, он становится подозрительным, чего-то боится, чего-то страшится, т.е. у ребенка появляется детская тревожность. Одно из ее проявлений – детские страхи.

Вопрос: Какие детские страхи вы знаете или слышали о них?

(Родители перечисляют.)

Воспитатель: Ученые выявили 29 возрастных страхов. У детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. (См. Приложение.)

Хочу предложить вам игру «Страхи в домиках». Это тест, который вы можете провести со своими детьми и выявить, чего же боится ваш ребенок.

У вас черный и красный домики. Вам надо решить, в каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того дома, в который вы его поселите.

(Маленькие дети показывают на домик пальчиком, а взрослый в это время записывает номера.)

Итак, что у вас получилось? По мнению ученых, у мальчиков четырех лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

Воспитатель: Предлагаю тест тревожности. Называется он «Веселое – грустное лицо» или «Что бы это значило?»

У каждого из вас есть картинка, где лицо ребенка не прорисовано художником. Внимательно рассмотрите рисунок и попробуйте нарисовать то выражение лица ребенка, которое соответствует ситуации на картинке.

Вопрос: Как вы думаете, может быть наказание одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка?

1. Наказание происходит потому, что…

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он…

3. Какие наказания вы принимаете по отношению к своему ребенку?

У вас на столах лежат карточки двух цветов. Поднимите красную карточку те, кто наказывает своих детей. Поднимите желтую карточку, кто своих детей не наказывает.

(Беседа с родителями.)

Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Все болезни от нервов». Подумайте и скажите, каким образом можно подтвердить или опровергнуть эту народную мудрость.

(Рассуждения родителей.)

Воспитатель: Врачи-педиатры отмечают у детей резкий рост психологических заболеваний, и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем в век стресса – и все же многое зависит от нас с вами. Мы, взрослые, обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

А сейчас возьмите сердечки, напишите на них любое пожелание и передайте это сердечко своему соседу. Я надеюсь, все получат друг от друга добрые пожелания.

Елена ДЕРЕВЯНКО, Галина ВИНЯРСКАЯ, Галина МАКАРОВА, детский сад №34 «Солнышко», лауреаты Десятого конкурса «Сто друзей», р.п. Прогресс, Амурская область

Какие существуют страхи:

остаться дома одному;

заболеть, заразиться;

того, что умрут твои родители;

каких-то людей;

мамы или папы;

того, что родители тебя накажут;

сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея;

опоздать в детский сад (школу);

страшных снов;

темноты;

животных – волка, медведя, собаки и т.д.;

машин, поездов, самолетов;

стихии – бури, урагана, молнии, грома и т.д.;

высоты;

замкнутого пространства в маленькой тесной комнате, туалете;

воды;

огня;

пожара;

врачей (кроме зубных);

крови;

уколов;

боли;

неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь упадет, стукнет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте