На начальном этапе введения нового стандарта мне пришлось столкнуться со многими трудностями: была неуверенность в положительном результате, внутреннее нежелание работать по-новому, отсутствие материально-технической базы, непонимание со стороны коллег и родителей.
Несмотря на мои опасения, первый год работы по-новому был интересным, плодотворным, результативным. По сравнению с учащимися 1-х классов прошлых лет наши первоклассники плавно погрузились в школьную жизнь без надрыва и принуждения, адаптировались в условиях новой образовательной среды. Каждая минута, проведенная в школе, дала ребенку положительный опыт общения, позволила проявить себя активной, творческой личностью. Отрадно, что в моем классе появились разнообразные возможности для формирования УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В нашем классе активно используется работа в информационно-образовательном пространстве, учащиеся имеют открытый доступ к компьютерам, справочно-энциклопедической литературе, спортивным тренажерам, развивающим и обучающим играм, стендам для демонстрации своих творческих работ и возможность осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и во внеурочных занятиях. Дети охотно включались в самостоятельный поиск новой информации, интерпретировали ее, представляя свои проекты. Например, урок «Окружающего мира» (начало 2-й четверти).: идет наблюдение с фиксированием при помощи фотографий. На последующих уроках мы рассматривали части растения, зарисовывали в тетрадь и подписывали. При помощи этих фотоснимков на сайте класса на http://nachalka.seminfo.ru/ было выложено задание.Отрадно заметить, что дети не просто воспроизводили увиденное или прочитанное, но и научились рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Основным результатом своего труда считаю создание информационно-образовательного пространства класса (ИП) на сайте http://nachalka.seminfo.ru/. Основные направления работы на сайте http://nachalka.seminfo.ru/ – это: – доступные дополнительные информационные и тренинговые материалы по учебным предметам и внеурочной деятельности; – отражение планирования БУП;- активизация всех детей класса в образовательной деятельности через регистрацию на сайте;- возможность индивидуального подхода при обучении к каждому ребенку; – демонстрация продукта как результата образовательной деятельности ученика. Работа детей на сайте класса очень важна. Наш сайт дает реальную возможность каждому ребенку самореализоваться через различные виды и формы деятельности, а это, я считаю, очень важно для современного школьника. Таким детям легче будет проходить период адаптации в среднем звене. Сайт класса на http://nachalka.seminfo.ru/ был открыт в августе 2010 года. Все ученики класса были зарегистрированы на нем. На родительском собрании была проведена беседа о назначении ИП. Родители отнеслись к этой новости по-разному. Некоторые из них говорили о недостаточном количестве времени, о своей компьютерной неграмотности, об отсутствии Интернета дома. Многие поддержали инновации, обрадовались, что их ребенок будет учиться, творчески развиваться в ногу со временем. Индивидуально, практически с каждым родителем, мы выяснили, на каком уровне ребенок (да и родители) знает основы работы на компьютере. С каждым родителем мы обсуждали, что при совместной работе в треугольнике «учитель – ученик – родитель» будет хороший результат, что родители – союзники, помощники учителя в образовательном процессе.С первых чисел сентября ученики пробовали заходить на сайт под своим логином. У многих не получалось, помогали «продвинутые» одноклассники, родители. Дети учились работать на форумах, выполняли творческие задания, делали проекты, выражали свои оценочные мнения. Мы все учились взаимодействовать друг с другом в информационной среде. Начиная со второй четверти мы с ребятами уже активно работали над созданием различных интерактивных элементов учебной среды, направленной на развитие информационной среды, например, над Глоссарием, в котором ребята искали лексические значения слов на уроках письма и литературы. Я к урокам размещала учебные материалы (презентации, задания к урокам, тесты, опросы).Наш сайт используется для информирования родителей, которые могут узнать о том, чем живет класс и школа, внести свои предложения, оставить комментарии. Благодаря сайту класса ученики нашего класса могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Несомненно, работа в информационной среде несет массу пользы и экономит значительную часть времени как для учителя, так и для учащихся и родителей.За год работы я почувствовала, как изменились мои первоклассники. Если же говорить о моих опасениях, страхах, неуверенности в себе, то от них не осталось и следа. Я приобрела много знаний и умений вместе со своими первоклассниками. Накопила положительный опыт, который, как оказалось, вызывает интерес со стороны коллег.Мнения по поводуКоллектив учителей прогимназии №1723:- Мы вместе с детьми только учимся работать по новым стандартам, а любой процесс обучения всегда интересен. Мы учимся использовать компьютер как инструмент, и нам это нравится! Нового очень много, прежде всего это тесное общение с компьютером: программа «ПервоЛого», клавиатурный тренажер, работа с цифровыми образовательными ресурсами для отработки и закрепления тем, работа в интернет-пространстве. Только начав работать по стандартам, мы отмечаем, что дети с успехом приобщаются к работе с аудио- и видеоформатами, это учит их творчеству в современном мире.Галина САФРОНОВА, учитель школы №1726: – Всегда интересно попробовать в работе что-то новое. Работать трудно, но интересно. Изменился подход к обучению, основной задачей которого стало формирование УУД, изменились привычная система оценивания, подход к планированию и проведению уроков, создание рабочих программ по предметам. Главным новшеством считаю работу в информационной среде. Очень интересный подход к начальному этапу – программа Галины Цукерман «Введение в школьную жизнь», рассчитанная на 10 дней. Результатом я удовлетворена, считаю этот курс нужным. Результаты обследования показали, что цена адаптации у детей снизилась. Самый главный плюс этого курса в том, что у учителя появляется возможность проявить свое творчество. Хочется сказать большое спасибо окружным методистам за помощь.Татьяна ПРЫТКОВА, учитель Школы здоровья №712: – Не привыкайте к чудесам, так как самое большое чудо на Земле – это ребенок. Работа по новым стандартам не дает забывать об этом. Мне хотелось бы, чтобы и родители вместе со мной помнили об этом. На одном из первых родительских собраний я начала разговор о детстве: «Откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы. Конечно, жили в ожидании чудес!» В конце собрания я раздала моим будущим союзникам обращение ко всем мамам и папам. На следующий день после уроков ко мне подошла мама ученика и сказала: «Несколько раз я прочитала эти слова! Я почти их выучила наизусть! И вы знаете, я начинаю в них верить! Я хочу научиться с ними жить!» Она замолчала, посмотрела мне в глаза и, как бы на мгновение сомневаясь, протянула белый лист бумаги: «Прочитайте. Это вам!»«Песня Веры, Надежды и Любви.Мой малыш крепко спит. За окнами тихая звездная ночь. Я знаю – эта жизнь быстротечна. Мы мчимся в ней всего лишь мгновенье, как пылинка во мраке Вселенной. Но я знаю и другое: наступит утро, малыш крепко ухватится за мою шею, и эти крохотные якоря – его руки – превратят меня из ничтожной пылинки в большое могучее дерево. Я крепко стою на этой земле. Мои ветки тянутся высоко к небу. Я буду жить вечно!»Спасибо, вам, мама! Теперь я знаю точно: у нас есть общая песня! Она станет настоящим гимном учителей и родителей в освоении новых ФГОС!Юлия СЕДОВА, учитель ЦО №1434: – Для детей первого класса работа над проектом – новый вид деятельности, а новое всегда интересно для ребенка. Проектную деятельность я строю так, чтобы направлять ее на формирование и развитие у первоклассников коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени. Метод проектов, мне кажется, дает уникальную возможность реализовать свои фантазии. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Один из первых наших больших проектов – проект «Чудо-азбука» – давал не только детям навыки в исследовательской деятельности, но и мне возможность реализовать многие педагогические и воспитательные задачи, вовлекая детей в мир творчества на уроках письма, обучения грамоте, технологии, изо. По завершении работы над азбукой каждый ученик защищал свой проект. Анна ЛАРИОНОВА, директор прогимназии №1728: – Мне, как учителю с 30-летним стажем работы в начальной школе, очень понятны переживания учителей по поводу того, что с переходом на новый образовательный стандарт наработанная годами методика овладения ЗУНами может стать невостребованной, так как многим кажется, что цели и задачи, обозначенные в стандарте, не дадут должного результата, что они под силу только учителям некой новой формации. Учитывая опыт прогимназии по апробации стандарта, хочу заверить в обратном, ФГОС работают на достижение новых образовательных результатов. Основной результат и цель образования теперь определяются как развитие личности на основе формирования УУД. Достичь этого возможно только при умелой организации учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. В этом и состоит главное отличие стандарта от существующей педагогической практики. Приступая к апробации нового стандарта, в первую очередь мы выполняли одно из ключевых требований к образовательным результатам – умение решать познавательные задачи с активным использованием ИКТ. Очень кстати оказалась эта работа на карантинной неделе, когда во время пропуска занятий шло закрепление пройденного, учитель мог видеть все недочеты своих учеников, а ученики вовремя делали работу над ошибками. Но разве могли мы когда-нибудь мечтать, чтобы так была налажена обратная связь учитель – ученик – учитель? Преимущество такого нововведения оценит каждый.Татьяна ГУСЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 1-й ступени обучения ГОУ СОШ №1018: – В этом учебном году мы столкнулись с неодобрительным отношением некоторых родителей пилотных 1-х классов к использованию компьютеров в учебной деятельности. Работа с родителями всегда была самой сложной в школе, сложной, но очень важной и значимой. В этом учебном году мы регулярно проводим встречи с родителями 1-х классов, чтобы дать разъяснение теоретических вопросов по стандартам, того, как это происходит на практике в работе с детьми, чтобы узнать, что их волнует или, наоборот, радует. 30 сентября 2010 года учителя 1-х классов провели открытые уроки для родителей первоклассников и родителей будущих первоклассников, где мы продемонстрировали занятия с применением современных образовательных технологий, в том числе используя компьютеры на уроке. Родители были очень довольны увиденным, сказали много хороших слов. Все мы переживали за внеурочную деятельность, точнее, за наполняемость групп на занятиях. На сегодняшний день могу сказать, что волнения были напрасны, дети с большим желанием посещают внеурочные занятия. Но отмечу, что большим спросом пользуются занятия интеллектуальной направленности и меньшим – спортивно-оздоровительной направленности. Этому тоже есть объяснение, у нас в районе работают каток, бассейн, теннисный корт, школа «Борец», танцевальные студии, куда родители ведут своих детей. В сознании родителей школа – это заведение, где у детей формируют предметные результаты, поэтому разъяснительная работа с родительской общественностью очень важна.
Комментарии