Эти аллеи помнят стремительный шаг Александра Пушкина и легкую походку Анны Керн, усталое пошаркивание Арины Родионовны и гордую поступь Натальи Гончаровой, посетившей эти места, увы, уже после смерти мужа. Пушкинские Горы стали свидетелями рождения гениальных творений великого русского поэта и множества исторических драм, определивших судьбу нашей страны. Увидеть «милый предел» стремятся пилигримы со всего мира, и здесь в июле собрались школьные библиотекари на свой первый съезд.
сковская область входит в тройку лидеров по выдаче книг. Жители этого утопающего в зелени края гордятся тем, что князю Игорю привели жену из Пскова, а Николай Римский-Корсаков, отдыхая в здешних усадьбах Вечаша и Любенск, написал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». И люди жаждут подробностей, которых столь в изобилии в летописях и мемуарах, собранных в недрах книгохранилищ; они познают свою историю и стремятся сделать свою жизнь достойной памяти легендарных предков. От того, видимо, образна и блистательна стилистически и речь псковичей – это виртуозно продемонстрировал, приветствуя делегатов съезда, вице-губернатор области Юрий Демьяненко.
Не прошел мимо этого события и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Не зря Андрей Александрович предупредил еще в самом начале, что на сцену ему придется выходить неоднократно, так и получилось. Приветствие школьным библиотекарям от президента страны, собственный доклад, ответы на вопросы – министр не уставал давать разъяснения и высказывать свою позицию. Но чуда по мановению волшебной палочки не случилось, красивых слов сказано было немало, а как решать проблемы, понятно не стало.
Правда, делегатов из 69 регионов вдохновило выступление президента Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяны Жуковой. Татьяна Дмитриевна доказала присутствующим, что быть библиотекарем почетно, ведь все то, что происходит в школе, вдохновлено именно им.
Творчество жизни
Татьяна Жукова всячески подчеркивала, что школьные библиотеки – это система, многоплановая, сложная и требующая сегодня более сложного механизма управления, чтобы быть устойчивой в своем развитии. А устойчивая система держится на крепкой государственной поддержке – поддержке сверху, и профессиональном самосознании, «горении» самого носителя профессии.
Не случайно девизом съезда стали слова великого библиотековеда Николая Рубакина: «Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель». Сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с теми богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами, которыми она обладает. Есть три важнейших составляющих, влияющих на эти процессы: книга – как духовный продукт нации; чтение – как деятельность по генерации мыслей и повышению качества мышления, как важнейшее средство духовного развития личности, если это не простой механизм без духа, как говорил Иван Ильин; и сама библиотека – как катализатор развития общества.
Школьная библиотека для многих российских детей – первая в их жизни, она создает читателя для всех остальных.
Как рассказывает Татьяна Дмитриевна, многочисленные письма и звонки в ассоциацию показали, что библиотекари не согласны с такими условиями модернизации российского образования, при которых школьная библиотека и ее специалисты рассматриваются как второстепенное звено в образовании, а вся система школьных библиотек развивается по инерционному сценарию.
Поэтому нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования, а школьного библиотекаря – его ключевой фигурой.
Роль библиотекаря как специалиста, знающего и любящего книгу, в новом веке не снижается, а становится все более значимой. Только сильные школьные библиотеки рождают сильных учащихся! Этот лозунг подтверждается жизнью и воплощается в опыте работы многих талантливых школьных библиотекарей России и мира.
Но оценка работы школьного библиотекаря, его статус и в педагогическом, и в библиотечном сообществах пока несправедливо низки. Поэтому необходимо на государственном уровне решить важную системную задачу создания в России эффективной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие школьных библиотек и «индустрии» для них.
Символично, что одновременно со съездом на расширенном заседании президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству по поручению главы государства проходило совещание о развитии библиотечной системы, укреплении и развитии материально-технической базы специализированных и общедоступных библиотек, внедрении новейших технологий информационного обслуживания населения. Ассоциация представила на него свою аналитическую записку о мерах государственного и общественного влияния на развитие политики в области школьных библиотек и детского чтения.
Информационный лидер
Ставка библиотекаря с советских времен зависит от количества классов-комплектов. В условиях сегодняшней демографической ситуации они уменьшаются. По оценкам ассоциации, уже более чем в 40 процентах школ России библиотекари работают на полставки. И это фигура, ведающая культурным центром школы, хозяин кабинета №1! От этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются дети. А ведь во многих странах – это информационный лидер школы, заместитель директора школы по информационной работе.
Уникальные кадры, которые несмотря на маленькую зарплату хорошо и творчески работают, все же есть. Кто-то из них получил в свое время специальное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества. Но это уже уходящее поколение. В настоящее время сложившаяся система подготовки библиотечных кадров не имеет специализации «Детские и школьные библиотеки». А в России именно с этих отделений начинались когда-то библиотечные вузы. Сегодня же специализированные кафедры закрываются – нет социального заказа со стороны системы образования…
Сочетание низкой зарплаты и низкого социального статуса; отсутствие системы специальной подготовки именно школьного библиотекаря ставит под угрозу само существование этой профессии. Уникальность которой заключается в том, что радость общения с книгой она дарит каждому ребенку.
За рубежом в целях усиления читательской среды ребенка формируются национальные государственные программы по чтению, и опираются они прежде всего на школьные библиотеки. А наша политика в области школьных библиотек стала одной из причин неутешительных результатов международного исследования PISA, в котором российские подростки 14-15 лет в тестировании на глубину понимания прочитанного заняли в 2003 году 34-е место среди 40 стран.
Во всех странах, испытавших «PISA-шок» (Германия, Великобритания, Норвегия), важнейшим элементом поддержки и развития чтения стали школьные библиотеки. И в России также эффективным ресурсом модернизации школьных библиотек может стать разрабатываемая ныне национальная программа поддержки и развития чтения. По тому-то ассоциация совместно с Российским книжным союзом в течение двух лет и входили в группу разработчиков проекта программы, что к этой проблеме необходим системный подход. В докладе Жуковой прозвучало предложение внести финансирование школьных библиотек и государственную поддержку школьных библиотекарей в нацпроект на правах целевой подпрограммы «Школьная библиотека», которая помогла бы провести в короткие сроки комплексную модернизацию.
Да не превратится храм в сервисный пункт
Мир и простая доброта сердца библиотекаря открывают в наших детях свет, и наша культура держится на плечах этих подвижников, которых Дмитрий Лихачев назвал «последними святыми» еще в середине 90-х. Обращаясь к библиотекарям, он сказал: «Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари».
И в середине 90-х многие библиотекари ощутили себя своеобразной «плотиной» на пути мощного потока, когда появилось много поверхностного и мутного и в искусстве, и в культуре. Именно они на своих рабочих местах создают настоящие храмы для читающей души ребенка. Но без своего главного инструмента в работе – хорошего библиотечного фонда – сделать это сегодня очень трудно.
За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник. Но в целом государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, так как основные фонды в последние годы не пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой.
Практически прекращено поступление в школьные библиотеки научно-популярных детских и юношеских журналов.
По мнению съезда, следует предусмотреть приоритетное отношение к книгоиздательству для детей; создать условия государственной поддержки комплектования школьных библиотек с целью превращения их в привлекательных партнеров для книгоиздателей, возобновить «Библиотечную серию», «Школьную серию» с целью гарантированного целевого комплектования школьных библиотек лучшей литературой.
На международном уровне опыт работы лучших отечественных школьных библиотек будет представлен 9 -10 октября 2007 года на третьем Международном фестивале «БиблиОбраз-2007».
Последствия неинформированности подлежат ликвидации
Многие отечественные ученые и специалисты в области библиотековедения, педагогики, психологии детского чтения включились в поиск новых путей, ведущийся ассоциацией. Идея съезда назрела после тщательного анализа состояния отечественных школьных библиотек, включая законодательную базу, кадры, фонды и уровень информатизации.
Эти июльские дни доказали, что работа была проделана не зря. В Пушкинских Горах собрались люди, влюбленные в свою профессию, в книгу и детскую любознательность, а потому неравнодушные к судьбе школьных библиотек, креативные, правда, по выражению заведующей научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки Натальи Бубекиной, абсолютно безграмотные в юридических и экономических вопросах. Именно поэтому им нужна помощь, защита, а со всем остальным они справятся. Вот уже и манифест приняли, и кодекс этики школьных библиотекарей, а уж сколько на секциях рождено резолюций для воплощения в жизнь – не перечесть!
В истории нашей страны первые съезды библиотекарей бывали не раз, но на этом их существование и заканчивалось, власть менялась, другие политические веяния ставили иные задачи и диктовали решения. Хочется, чтобы у съезда школьных библиотекарей продолжение было, хотя бы для того, чтоб было где поделиться тем, что все наболевшие проблемы исчезли, и дети потянулись к книге, и библиотека стала настоящим информационным центром со своим сайтом и медиасистемой, и государство вспомнило, что знакомство с волшебным миром слова происходит у ребенка именно в школьной библиотеке.
Пушкинские Горы, Псковская область
Комментарии