search
main
0

Стоп! Снято

Как сделать с детьми видеофильм и не сойти с ума

Снимать или не снимать? Этим вопросом задавался каждый современный педагог. В этой статье мы не будем рассуждать о повсеместной компьютеризации и меняющихся реалиях образовательного процесса. Это известно всем. Мы рассмотрим некоторые сложности и «радости», возникающие при создании медиаконтента совместно со школьниками с позиции педагога и ребенка.

Шаг 1. Идея

Большинство прекрасных работ не получили должного воплощения именно из-за ошибок на этом этапе. Очередной школьный, городской конкурс и, казалось бы, привычные темы и требования. Но педагог сталкивается с тем, что дети не горят желанием участвовать в этом. В чем же причина? Обыденность. Пожалуй, это самый страшный враг любого медиапроекта. Современные дети нацелены на креатив, на нестандартность. И порой «завернуть» типичный ролик в интересную обертку самое сложное. Нельзя просто прийти к детям и дать задание по какой-то теме. Эта работа будет обречена на творческие муки и производственный ад. В данном случае я всегда начинаю подготовку к созданию концепции проекта с игры «Пирог». Это простой прием, позволяющий настроить детей и снять внутренние зажимы для плодотворной работы. Суть его очень проста. Мы раскладываем задание (требования к проекту, тему) на составляющие/ингредиенты. Секрет вкусного пирога в качественных продуктах и в интересных деталях. Так и с любым проектом. Я прошу детей каждую составляющую представить в необычном виде и формате. Скорее всего, сначала получится винегрет из разношерстных идей и фантазий. Но, поверьте, в этом многообразии обязательно найдется то, с чем можно работать. А самое главное – это будет детский креатив в чистом виде, а не назидание учителя, чему современные дети так упорно противятся.

 

Шаг 2. Декорации

Нет, здесь речь не будет идти о громоздких конструкциях и бутафории. Пишется сценарий, продумываются реплики персонажей. Но рано или поздно вы подходите к весьма сложному вопросу: а где снимать? Каждый педагог, осознанно выбравший свою профессию, считает стены школы вторым домом. Но бесконечные видеоработы, снятые у школьной доски, в коридорах родной альма-матер, уже давно набили оскомину. Несомненно, если у вас есть оборудованная студия, то снимать в ней можно и нужно. Но даже она не даст тех возможностей, которые есть у съемки в различных локациях. Москва и Подмосковье богаты историческими памятниками, ландшафтными изысками и архитектурным многообразием. Для моих воспитанников особой радостью является как раз подбор места для съемок. О чем бы и о ком бы вы ни снимали свой фильм, новостной сюжет, его герои не должны помещаться в вакуум или только в школьные аудитории. Визуальный ряд всегда будет определяющим фактором. И частая смена декораций пойдет вашему проекту на пользу. Конечно, в этом есть и свои минусы. Время, его всегда так не хватает учителю. Поездки с детьми требуют четкой организации и бумажной работы. Но результат того стоит.

 

Шаг 3. Эмоциональный променад

Сценарий написан, раскадровка сделана, локации для съемок выбраны. И вот вы приехали на съемки. Что дальше? С чего начать? Не буду вдаваться в технические тонкости, связанные с освещением, постановкой кадра. Иначе эта статья превратится в целую книгу. Начинать надо с детей. А именно с их эмоционального состояния. Одно дело – репетиции в школе, по бумажке без камеры. И совсем по-другому все выглядит при съемках на натуре. Детям надо расслабиться и выплеснуть эмоции, мешающие серьезно работать. Обычно я это решаю приемом «эмоциональный променад». Находим в сценарии какой-либо групповой момент и проигрываем его снова и снова разными голосами, меняя актеров ролями. Можно сочинять «атомную» сказку на ходу, если ваш сценарий не подходит для этого. Во-первых, будет весело, а это очень важный момент в работе медиапедагога, детям априори скучно быть не должно. Иначе вы их на следующей съемке не увидите. Во-вторых, учащиеся перестанут стесняться и смогут прочувствовать вашу историю, а значит, лучше воплотить идею в жизнь.

 

Шаг 4. Снимаем много и долго

Даже именитые режиссеры заставляют талантливых актеров раз за разом проигрывать дубли. Вот и вам стесняться не стоит. Успех кроется в деталях, а значит, не надо стесняться. Просим детей снова и снова повторять реплики, попутно четко давая наставления. Стоит также прислушиваться к советам зрителей. Да, об этом стоило упомянуть в 3‑м пункте. Берите с собой больше детей, чем вам понадобится. Никто не отменял импровизацию, и, возможно, у вашей команды во время съемок возникнет идея, для которой будут нужны еще актеры. Да и взгляд со стороны, когда вы погружены в процесс, бывает полезен. Включаем камеру раньше команды «Мотор!». Часто дети удивляли меня эмоциями, игрой именно до процесса записи. А потом повторить это, увы, не получалось. Выключать камеру сразу тоже не стоит.

 

Шаг 5. 7 кругов монтажа и звукорежиссуры

Вот и закончились съемки. В легком предвкушении вы просматриваете материал. И тут понимаете, что результат сильно отличается от того, что было в вашей голове или на бумаге. Это нормально. К этому надо быть готовым. На стадии постпродакшена ваш проект неизбежно будет меняться. Рекомендую делегировать процесс монтажа нескольким группам. Поверьте, у них получатся совершенно разные проекты. Какой из них выбрать? Никакой. Это еще черновые варианты, сплав которых станет вашим финальным продуктом. Особое внимание стоит уделить звуку. И речь здесь не о качестве записи, это и так понятно каждому. Музыка… Пожалуй, ничто так не освежает и не оживляет визуальный ряд, как правильно подобранная мелодия. Прислушайтесь к мнению ребят, не стоит в этом вопросе быть консерватором. Даже самую популярную молодежную композицию можно найти в каком-то приемлемом виде. Об авторских правах говорить не будем, мы же снимаем не для коммерческого использования.

 

Шаг 6. Премьера

И вот ваша работа закончена. Отсылаем ссылки, сопутствующие документы на конкурсы. Но не забываем о самом главном – это снимали дети для детей. Позвольте вашим юным создателям медиаконтента вдоволь насладиться плодами своего творчества. Устройте премьерный показ ролика для всей школы. Поверьте, даже самый закоренелый скептик будет под впечатлением. А вопросы, задаваемые создателям, будут бесконечны.

Создание видеоработ в школе – это увлекательный и сложный процесс. Он требует массы сил и времени. Но, пройдя через все сложности производственного процесса, вы и ваши дети неизбежно придете к одной мысли: пора отправляться на новые съемки.

Игорь БИРЮКОВ, учитель русского языка и литературы школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте