Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Те вызовы и задачи, которые стоят перед мегаполисами, конечно, напрямую связаны с теми трендами, которые существуют в целом в мире, с теми проблемами, которые существуют в связи с развитием стран и мира в целом. Главная проблема и главная задача современного постиндустриального мира – это, конечно, притяжение людских ресурсов в самом широком смысле этого слова, человеческого капитала, который включает в себя интеллектуальные возможности людей, их организаторские возможности, таланты, стремление жить, развивать ту территорию, на которой они проживают.
Исходя из этого те вызовы, которые стоят перед Москвой как одним из крупнейших мегаполисов, – это тоже притяжение людского капитала, для того чтобы создать такие условия в городе, которые были бы комфортны для разных категорий талантливых людей, стремящихся к развитию, процветанию своего бизнеса, своего дела. Это чрезвычайно важно. Как и у всех городов, как и у всех территорий, у Москвы есть вечные вопросы и вечные задачи: развитие дорог, коммуникаций, развитие здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы. Это то, что присуще всем мегаполисам мира, эти вопросы в каждом конкретном случае они решают по-своему. В целом город, конечно, должен быть конкурентоспособным не только в рамках своей страны, но и в международном разделении труда. Я считаю, что это та задача, которая стоит перед большинством городов, Москва не исключение. Развивая инновации, мы не должны забывать про развитие культуры, развивая культуру, мы не должны забывать о развитии здравоохранения, образования, то есть город требует гармоничного, всестороннего развития. В связи с этим главной проблемой города стал конфликт интересов, с одной стороны, между инвестиционным потенциалом Москвы, который сегодня в основном видится как потенциал для развития недвижимости, вложений в недвижимость и девелоперские проекты, концентрации их на наиболее выгодных для бизнеса направлениях, а с другой – желанием города развивать свою территорию гармонично и не в ущерб жителям, стремлением получить максимальные дивиденды от вложений бизнеса. Стремление города сделать эти вложения более необходимыми для города и гармоничными серьезная современная проблема. У города есть и серьезные внутренние противоречия. Имея колоссальный инвестиционный потенциал, он в своем пространственном развитии чрезвычайно ограничен, его огромные инвестиции концентрируются на совершенно маленькой территории развития, это противоречие между огромным инвестиционным потенциалом и территориальными пространственными возможностями города одно из серьезных в развитии города, создающее определенное напряжение во взаимоотношении города и инвесторов, в видении его дальнейшего развития. Решение, которое принял Президент РФ, его инициатива по перемещению правительственных учреждений за существующие границы города имеет принципиальное значение для развития Москвы. По сути дела, может появиться второй деловой центр развития города, что создаст более гармоничную ситуацию для развития города в целом. Сегодня в историческом центре Москвы сосредоточены практически две трети рабочих мест, а жилые микрорайоны находятся по периметру города. Это вызывает колоссальное перемещение людей: миллионы москвичей едут утром на работу, а вечером возвращаются обратно, это, продолжаясь последние 15 лет, усугубило ситуацию. Решение о перемещении правительственных учреждений, создании нового делового центра за пределами МКАД позволит создать новую стратегию развития города, новый генеральный план, колоссальные перспективы для новых инвестиций не только в строительство правительственных учреждений (я думаю, это самая маленькая часть), но и в развитие новой инфраструктуры, нового проектирования, строительства бизнес-центров, новых районов жилья. Это позитивно как для Москвы, так и для Московской области, потому что география инвестиций расширяется еще и дальше.Как известно, сегодня больший объем инвестиций Московской области сосредоточен в 50-километровом радиусе от МКАД. Перемещение нового делового центра за МКАД, за территорию Москвы позволит, как мне кажется, интенсивно развивать и те районы, которые сегодня развиваются не должным образом, которые находятся на периферии Московской области. Так что, как мне кажется, решение Президента РФ позитивно для развития не только Москвы, но и для Московского региона в целом. Мы переговорили с моим коллегой, губернатором Московской области Борисом Громовым, который абсолютно правильно воспринимает эту ситуацию, и договорились создать рабочую группу по подбору территории для этого проекта. Я думаю, что в течение двух недель мы выработаем согласованное решение, которое уже можно будет определять как некий проект для обсуждения. Речь идет о выделении некоего сегмента для развития города. Какой он будет по территории, по масштабу, это вопрос переговоров с Московской областью, решения президента, правительства, тема отдельного разговора. На границе с Москвой область строит целые города, как правило, эти города без должной транспортной инфраструктуры и сваливаются на нашу городскую инфраструктуру. Это означает, что все наши сегодняшние попытки выноса метрополитена за черту города, реконструкции МКАД, строительства колоссальных развязок получаются не для города, а для прилегающих районов и для людей, которые передвигаются из области в город и обратно. При этом мы, по сути, скукоживаем реальные инвестиции, которые нужны в центре Москвы, в предыдущие годы это привело к совершенно неправильному, болезненному развитию Москвы, когда две трети рабочих мест оказались в центре города, а жилищные районы – по периметру. Сейчас предлагают огромное количество рабочих мест перевести за действующие границы города, в периметр города, что, конечно, изменит всю логистику движения, даст возможность не только инвестировать средства в строительство правительственных учреждений (я думаю, на самом деле это не бог весть какие объемы), но и привлечь инвестиции, развить деловую активность для строительства офисов, финансовых институтов. Это огромные, колоссальные инвестиции, это серьезный подъем инвестиционной активности во всем регионе. Если говорить об интересах области, то мне кажется, что это было бы интересно и для области в силу того, что смещение центра правительственных учреждений из исторического центра Москвы на периферию даст колоссальный толчок для развития других районов, которые будут по периметру прилегать к этому центру. Вообще с Московской областью у нас в последние полгода существуют совершенно позитивные, конструктивные отношения. Мы договариваемся и реализуем проекты согласования и развития генерального плана наших регионов, прорабатываем вопрос об изменении и уточнении границ Москвы и Московской области, о передаче части территорий, в частности, в районе Люберец. Проект объединения Москвы и Московской области всерьез никогда не обсуждался, такого проекта не существует, что касается передачи территории (возмездно или безвозмездно), изменения границ, конечно, это проходит безвозмездно. Юридически, как мне кажется, центр должен быть Москвой как субъектом Российской Федерации. Формулировка специального федерального округа – это, скорее всего, идеологическое наполнение функций города как столицы. Сегодня она находится жестко в границах городской территории, а после этой инициативы и придания дополнительных территорий мы выходим за границы элитной застройки (чисто городской территории), поэтому это, скорее всего, идеологическая формулировка, которая определяет направление развития города, который сегодня должен помогать развивать федеральные функции. То, что касается самой территории субъекта, то, на мой взгляд, сегодня нет каких-то кардинальных полномочий, которых не хватает Москве. Такие полномочия я не могу сформулировать в силу того, что сегодня вопрос не столько в полномочиях, сколько в градостроительных возможностях, технических возможностях решения тех или иных проблем. Сегодня у Москвы есть финансовые, людские ресурсы, но в пространственном своем развитии Москва кардинально зажата, тот колоссальный объем инвестиций, который накапливается в столице, потенциальные инвестиции, по сути дела, вкладывать некуда, потому что мы ограничили застройку в исторической части города, а это традиционная площадка вложения инвестиций. Сегодняшнее решение, предложение президента о выделении дополнительной территории для развития города во многом решает и эту задачу.Я считаю инициативу президента очень своевременной. Мы достаточно интенсивно обсуждали стратегию развития города и московского транспортного узла и на уровне Правительства РФ, и на уровне Президента РФ. То, что сегодня предложено, – логическое продолжение обсуждений будущего Москвы, будущей стратегии развития московского региона в целом. Идея о выносе за действующие границы Москвы правительственных учреждений кажется мне очень позитивной идеей с точки зрения того, что мы сможем разгрузить существующий деловой центр Москвы, дать колоссальный выход тем потенциальным инвестициям, которые сегодня, по сути, остановились в силу того, что исторический центр Москвы застроен, а другие районы не стали инвестиционно привлекательными. Бизнес всегда хочет строить рядом с правительственными учреждениями, с правительством, министерствами и ведомствами. Так сложилось в России, поэтому вынос этой точки стержня властных учреждений в новые границы, на новые территории даст, конечно, толчок развитию и этих территорий и более равномерному развитию Москвы, изменению генерального плана развития, изменению стратегии. Для Москвы это серьезное стратегическое решение, которое, мне кажется, пойдет на пользу и Москве, и москвичам и в значительной степени поможет решить накопившиеся диспропорции в развитии города.
Комментарии