Лариса Курнешова, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Работа по профориентации наших учащихся и выстраивание целостной системы профильного обучения в старшей школе – одно из ведущих направлений программы «Столичное образование-5». Есть определенные результаты и индикаторы, к которым мы должны прийти через три года в ходе выполнения этой программы, выстроив профориентационную работу и профильное обучение на новом качественном уровне.
У нас создана рабочая группа, которая трудится над этим направлением, и мы хотели бы, что в нее вошли ректоры московских вузов. Нам есть что обсудить. Это проект Концепции профессиональной ориентации учащихся ОУ, это проект Положения об окружном центре профессиональной ориентации. Кроме того, список учебно-методической литературы по профориентационной работе и профессиональному самоопределению учащихся, который мы намерены отправить в школы и адресовать классным руководителям. Мы хотели бы также, чтобы ректоры изучили опыт Южного округа по организации профориентационной работы внутри образовательного учреждения в рамках учебного и внеучебного времени.
Безусловно, требуется создание нормативно-правовой базы по взаимодействию образовательных учреждений Департамента образования – школ, колледжей и высших учебных заведений. Такую нормативно-правовую базу мы намереваемся предложить для обсуждения и последующего ее принятия.
Совершенно понятно, что требуют проработки методические рекомендации по составлению учебных планов для профильного образования, и это задача для Московского института открытого образования. То, что мы сегодня видим по учебным планам, в рамках которых ведется профильное образование, конечно, не отвечает требованиям времени и не дает инструмента для реализации самого профильного образования в том контексте, как это постановлено в рамках индивидуализации, самоопределения и ориентации на ученика.
Нам надо выстроить систему сертификации элективных курсов. Безусловно, система элективных курсов уже «поплыла» по отношению к тем рекомендациям, которые были даны Министерством образования и науки РФ, она стала многогранной. Но чтобы мы не повторили опыт, когда несколько лет тому назад каждый начал писать свой учебник и когда от стихии вариативности мы с трудностями переходили к культурному многообразию, уже сейчас надо, имея опыт работы с электронными учебниками и программами, серьезно выстроить механизм работы с элективными курсами.
Уже сейчас требует решения вопрос создания единого сайта о подготовке к ЕГЭ для наших родителей и в первую очередь для родителей наших выпускников. Сегодня подготовкой к ЕГЭ занимаются практически все: каждое высшее учебное заведение имеет свой сайт, Департамент образования, окружные управления образования, школы готовят учащихся к сдаче ЕГЭ. Нужно сконструировать для детей единую базу данных, с помощью которой они смогут сориентироваться, по каким маршрутам можно пойти, готовясь к ЕГЭ, а заодно посмотреть и саму систему подготовки к ЕГЭ, потому что, как нам кажется, тут могут быть и некоторые ошибки, и некоторая дезинформация родителей и детей в рамках этой процедуры и этого процесса.
Нам также необходимо отработать модели школьных технопарков. Эта идея очень интересна, но она требует всесторонней и конструктивной, и методической, и нормативно-правовой проработки.
Понятно, что система профориентационной работы должна замыкаться не на цепочке «школа – вуз», работать не только тогда, когда школьник выбирает профессию, вуз и факультет. Конечно, должно быть в этой цепочке «школа – колледж – вуз – предприятие». То есть все-таки конечным итогом профориентационной работы должно быть понимание ученика, по какой профессии, где, в каких условиях, по какой специальности он будет работать и как он ко всему этому может прийти. Раньше мы работали по связке «школа – вуз», потом плавно определили, что надо работать и по связке «школа – колледж». 86% выпускников школ поступают в вузы, только 4% поступают на работу сразу после школы, поэтому практически связку нужно принципиально изменить и выстроить механизм взаимодействия с работодателями. Первым шагом по этой дороге может быть шаг по работе с теми предприятиями, которые вышли на контрактные условия взаимодействия с нашими колледжами и вузами. Знаю, что многие предприятия подали заявки в Рособразование на контрактные отношения с высшими учебными заведениями по заказу специалистов. Значит, мы должны отреагировать с точки зрения понимания того, какие там специальности на предприятиях нужны, чтобы ознакомить учащихся с этими предприятиями, с условиями работы на этих предприятиях и с тем, какие вузы будут готовить для них специалистов.
Мне кажется, будет важным создание единого портала профессионального самоопределения школьников Москвы, который был бы постоянно в работе, и дети смогли бы через этот портал пройти путь профессионального самоопределения.
Комментарии