search
main
0

Столичное – значит развивающееся. или Легко ли быть лидером?

Когда 11 лет назад московские педагоги и управленцы предложили утвердить разработанную ими программу «Столичное образование», многие заговорили чуть ли не о снобизме москвичей, о том, что они хотят выделиться из общего образовательного пространства и совершенно необоснованно претендуют на роль лидеров. За прошедшие годы москвичи доказали, как важно иметь серьезные программы развития системы образования, и их примеру последовали многие регионы. Сегодня трудно представить, что где-то нет такой программы развития. Столичные программы – а их было уже три – стали проведением экспериментов в самых различных направлениях, причем их результаты внедрены в практику, получили законодательное и научно-методическое обеспечение. Сегодня в Москве начата реализация программы «Столичное образование-4».

Городская власть считает, что такие общегородские программы позволяют перейти от отраслевого принципа в решении проблем образования к межведомственному, объединить усилия различных комплексов городского хозяйства, общественных организаций и профессиональных сообществ, а по сути дела, обратить внимание на образование всего общества, привлечь к его развитию все государственные и общественные структуры, экономику, бизнес, культуру. Кроме всего прочего, нельзя не сказать еще об одном важном обстоятельстве – «Столичное образование-1» предлагало серьезное новшество – программно-целевой метод управления, который нынче повсеместно используется уже во всех регионах России для выработки управленческих решений, а тогда был в диковинку многим управленцам. Программа позволила выстроить видовое разнообразие образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с этнокультурным компонентом, негосударственные образовательные учреждения), открыть первый городской педагогический университет, создать ОАО «Московские учебники и картолитография», открыть городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности, завести свою городскую службу лицензирования и аттестации образовательных учреждений, а в целом – выстроить современную систему управления на основе программно-целевого подхода и положить начало государственно-общественной форме управления городским образованием через общественные советы и комиссии. С 1998 года началась реализация следующей программы – «Столичное образование-2», которая знаменовала собой переход к школе как институту социальной защиты детства в новых правовых, политических и социально-экономических условиях. Именно тогда была выстроена многоуровневая система поддержки воспитания и социализации детей наряду с повышением качества обучения, разработаны 6 педагогических систем, ориентированных на образование детей разных категорий, созданы «Школы здоровья» и психолого-медико-социальные центры, открыт единственный в России уникальный городской психолого-педагогический университет, получила широкое развитие информатизация городского образования. В 2004 году город уже завершил выполнение программы «Столичное образование-3», которая не только помогла создать систему непрерывного образования, но и способствовала созданию правовой и экономической базы непрерывного процесса модернизации городской системы образования. В результате были приняты законы «О развитии образования в городе Москве», «Об общем образовании в городе Москве» и другие, обеспечивающие последовательную реализацию прав москвичей на качественное и доступное образование. Но третья столичная программа выполнялась вместе с шестью другими программами: развития материально-технической базы системы образования, компьютеризации, кадетского образования, патриотического воспитания молодежи, строительства новых школ и дошкольных учреждений. Таким образом, программно-целевой подход к управлению и развитию системы стал доминирующим, позволяющим двигаться так, что каждое отдельное направление деятельности самым естественным образом интегрировалось в процесс реализации общегородской программы.

Казалось бы, три программы за 10 лет вывели московскую систему образования на такой уровень, который позволяет вести последовательное развитие с опорой на достигнутое. В самом деле, что еще надо, если и зарплата педагогов регулярно возрастает, если материально-техническая база год от года укрепляется и обновляется, если в управлении и обучении используется более 10 информационных систем, если система профессионального образования всерьез нацелена на работу с работодателями и на экономику города, если образование, как и положено ему, наконец, стало в Москве системой социальной поддержки и развития подрастающего поколения? Но 19 июля 2005 года мэр Москвы подписал постановление правительства «О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-4» на 2005-2007 годы». Это значит, что предстоит новый этап в работе столичных педагогов и управленцев.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте