search
main
0

Столичное образование развивают в соответствии с программой

На заседании президиума Правительства Москвы были подведены итоги выполнения государственной программы «Развитие образования города Москвы «Столичное образование» в 2014 году. По идее министр образования Москвы Исаак Калина должен был сделать доклад на тему заседания, но мэр Москвы, отлично знающий проблемы образования, отказался от традиционного заслушивания отчета и стал задавать вопросы министру.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Мы в основном завершили реорганизацию учреждений, сами школы и дошкольные учреждения самым серьезным образом укрепили свою материальную базу. За последние годы построены 220 новых образовательных зданий, в более чем 500 проведен капитальный и текущий ремонт. Школы оснащены новой техникой, мебелью. Это, конечно, серьезным образом улучшило состояние образовательной технической базы. Кроме того, мы не только в полтора раза увеличили объем финансирования школ, но и изменили саму систему финансирования и оплаты труда. Сегодня и благополучие школы, и благополучие учителя зависит от учащихся, от их количества и качества обучения. В школе введена система самоуправления, созданы управляющие советы, которые состоят из учителей, учащихся и родителей. Эти советы наделены серьезными правами по развитию школы и в том числе поощрению работы педагогов. Сегодня нас интересует, помимо реорганизаций, изменений финансирования, оплаты труда, конечный результат этого процесса, то, как изменилось качество образования, качество выпускников школ, что происходит с ЕГЭ, каковы возможности москвичей для поступления в ведущие вузы страны. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы, руководитель Департамента образования: – 2014 год так же, как и несколько предыдущих лет, показал высокую конкурентоспособность московских выпускников при поступлении в вузы. Если сравнивать с показателями других регионов, в среднем по России, то наши выпускники в общем числе выпускников страны составляют 7,6 процента. При этом, например, среди высокобалльников по русскому языку, то есть тех ребят, которые набирают 81-100 баллов, наших ребят 12,5 процента, а вот высокобалльников по математике даже 21,8 процента. Доля наших ребят, получивших 100 баллов (а это высочайший результат) по русскому языку, – 13,9 процента, по математике – 37,5 процента. Если брать суммы баллов (все-таки ребята не один предмет сдают в формате ЕГЭ, при поступлении в вузы засчитывают баллы в основном по трем предметам), то, например, тех, кто набрал 190 баллов (это дает возможность поступить в достаточно неплохие вузы Москвы на бюджетные места), наших выпускников 11,7 процента среди таких же ребят по стране. Среди тех, кто набрал 220 (они могут поступить уже в более топовые вузы на бюджетной основе), наших – 14,6 процента, то есть почти в два раза больше, чем доля среди таких выпускников. Ну а среди тех, кто набрал 250 баллов по трем предметам (это уже поступление не только в топовые вузы, но и на топовую специальность), наши ребята составили 18,7 процента от таких выпускников по стране. То есть конкурентоспособность их достаточно высокая. Что, наверное, особо приятно, сегодня эти результаты уже достояние не нескольких десятков школ и их выпускников, а сотен школ Москвы и большого числа выпускников.Если говорить о выпускниках, то, наверное, надо сказать еще и о том, что в этом году обязательным элементом для поступления в вузы стало сочинение. Более того, какие-то вузы принимали его уже в этом году, а в следующем остальные будут обязательно принимать и начислять дополнительные баллы, например, МГУ установил до 10 дополнительных баллов при поступлении за сочинение. Московские школьники тоже имеют здесь хорошие результаты, потому что московские учителя в прошлом году выступили с инициативой проведения сочинения, и уже в прошлом учебном году мы провели сочинение для десятиклассников, которые теперь стали выпускниками, поэтому они в этом году писали сочинение уже, по сути дела, второй раз в жизни и сделали это достаточно успешно. У нас всего менее четырех процентов ребят или не смогли написать его с первого раза, или просто отсутствовали по уважительным причинам, у них сейчас есть две попытки для пересдачи. Большая же часть – 96 с лишним процентов – успешно написали сочинение с первого раза, это дает им свои плюсы при поступлении в вуз.Сергей СОБЯНИН: – Исаак Иосифович, даже несмотря на то что требования стали гораздо жестче, показатели ЕГЭ улучшились по сравнению с 2010 годом, когда мы только начинали реорганизацию школ?Исаак КАЛИНА: – Формальные цифровые результаты намного лучше. По крайней мере, 220-балльников у нас стало на 40 процентов больше, чем было в 2010 году, несмотря на все усложнения требований.Сергей СОБЯНИН: – Не надо забывать, что требования к ЕГЭ стали совсем другими, контроль за ними стал совсем другой. Мы видим по прошедшему году, насколько разительно изменились по всей стране и по Москве показатели ЕГЭ, но стали достоверными. Для таких сильных образовательных систем, как и московская, это, наоборот, выгодно, очень важно, потому что мы получаем справедливые, честные оценки. В спорте есть понятие массового спорта и спорта высших достижений, массовый спорт в школе – это ЕГЭ, а спорт высших достижений – общероссийские олимпиады школьников, где самые талантливые ребята борются за лидерство. Как Москва выглядит среди других регионов? Как она участвует в общероссийских школьных олимпиадах? Какое количество московских школьников в победителях? На самом деле это вопросы не праздные. Часто спрашивают: «Ну, хорошо, вы подняли уровень обучения в среднем образовании, среднестатистически все выглядит хорошо, а вот как обстоят дела с одаренными ребятами?» И это вопрос не только олимпиады, но и деятельности школ, которые готовили этих ребят, школ, которые можно назвать элитными, для одаренных детей. Как они себя чувствуют в этой системе?Исаак КАЛИНА:  – Без массовых качественных учебных результатов не может быть и результатов успешного участия ребят в олимпиадах, впрочем, и наоборот тоже. Поэтому, наверное, особо приятно, что сегодня становится все больше и больше школ, чьи ученики побеждают на Всероссийской олимпиаде, становятся призерами, побеждают в финале городской олимпиады, например, школ, которые подготовили победителей и призеров заключительного, самого высокого уровня всероссийского финала, у нас стало практически в два раза больше: в 2010 году – 74, сейчас – 144. Соответственно количество победителей увеличилось с 43 до 68, победителей-призеров – с 278 до 368, а доля их в общероссийских победителях сегодня уже достигает 34 процентов.Сергей СОБЯНИН: – А как мы поощряем те школы, которые показали наилучший результат? Раньше было таким образом: если школу стали считать элитной, то она пожизненно могла получать дополнительные деньги – все остальные свободны. Сегодня как работает система?Исаак КАЛИНА: – К сожалению, раньше было так, но с 2011 года школам выравняли финансирование, у них теперь нет никакой индульгенции на то, чтобы не показывать хорошие результаты. Те же школы, которые показывают хорошие результаты и благодаря этому занимают призовые места в рейтинге, уже четвертый год награждают грантами мэра. За первое место 20 школ получили по 10 миллионов, 50 школ – по семь, еще 100 школ получили по четыре миллиона рублей. Есть еще 50 грантов школам, которые в рейтинге могут быть и не на самых ведущих местах, но хорошо работают с детьми-инвалидами, со сложными детьми, то есть решают какие-то особые задачи. Поэтому все школы, которые показывают высокие результаты, а не только имеют закрепленный много лет назад какой-то статус, сегодня имеют дополнительное финансирование в формате гранта мэра, это достаточно серьезные деньги.Сергей СОБЯНИН: – Но школы, которые традиционно показывали высокие результаты, их ухудшили или улучшили, что с ними происходит?Исаак КАЛИНА: – Это вопрос сложный, можно говорить об абсолютном и относительном. Абсолютные результаты они не ухудшили, победителей олимпиад из этих школ вроде столько же, но в связи с тем, что резко возросла конкуренция школ, доля не растет, потому что растут другие школы. Сергей СОБЯНИН: – То есть появилась возможность у всех школ добиваться высоких результатов, у всех школ – значит, у всех москвичей. Я знаю, что в 2013 году Министерство образования и науки РФ создало Топ-500 школ, Топ-25 лучших школ. Какое место там занимают московские школы и какая динамика в 2013-2014 годах? Теперь уже есть какой-то период времени, когда можно сравнивать и понимать, куда мы двигаемся.Исаак КАЛИНА: – Если я скажу, что московские школы занимают лучшее место, то никого, наверное, не удивлю. Но то, что в 2014 году среди 25 лучших школ в России больше половины школы московские, откровенно говоря, даже нас немного удивило. В 2013 году наших школ было семь среди Топ-25, в 2014 году – 13, почти в два раза больше.Сергей СОБЯНИН: – По опросам москвичей, их волнует не только качество образования, они понимают, что качество образования во многом зависит от труда учителей, от заработной платы, которую они получают. Что произошло с заработной платой и какой уровень по итогам 2014 года?Исаак КАЛИНА: – Если сравнивать с точкой отсчета, с которой программа собственно начиналась, с 2010 годом, то тогда средняя зарплата учителей была, по-моему, 39 тысяч рублей. Сегодня мы вплотную вышли на цифру 70 тысяч. Сейчас завершаем сдачу годовых отчетов и уверены, что зарплата учителя в Москве в среднем будет 70 тысяч. Мы очень стараемся следить, чтобы вокруг средней зарплаты было много учителей, чтобы не было такого разброса: кто-то получает 30 тысяч, кто-то – 100-120 тысяч. У нас сейчас есть «облачная» бухгалтерия, мы можем посмотреть фамилию учителя любой школы, я просмотрел несколько школ, эта зарплата – 70 тысяч – зарплата большинства учителей в абсолютно обычной школе. Сергей СОБЯНИН: – А какова зарплата молодых учителей?Исаак КАЛИНА: – Дело в том, что система оплаты труда сегодня зависит от его результатов. Сегодня много молодых учителей, которые, в общем-то, способны обеспечивать ученика результатами.Сергей СОБЯНИН: – Когда мы начинали модернизацию школ, изменение системы финансирования, оплаты труда, одной из главных проблем были вакансии школ, которые не заполнялись, особенно по таким узким специальностям, как физика, математика, иностранный язык. Сегодня есть в школах вакансии?Исаак КАЛИНА: – Вакансий, которые длятся больше пяти – семи дней, слава богу, давно уже нет. Более того, когда появляется вакантная должность по каким-то уважительным причинам, то появляется конкурс: у разных школ по-разному – от пяти до 15 человек на одно место.Сергей СОБЯНИН: – Должность учителя, преподавателя становится престижной, вот уже и возникает конкуренция на работу в школе. Кстати, а что вообще с конкурсом в педвузы? Какое понимание выпускников школ о престижности профессии? Они стремятся стать педагогами? Идут в педагогические вузы? Сколько сейчас в педагогический университет конкурс на одно место? Раньше, насколько я помню, пять-шесть человек было.Исаак КАЛИНА: – У нас впереди другая проблема – проблема трудоустройства выпускников вузов. У нас сегодня конкурс в педагогический вуз вырос, средний балл тех ребят, которые поступают в педагогические вузы, все время синхронно повышается относительно уровня заработной платы. Скажем, выросла зарплата на пять-шесть тысяч, на пять-шесть баллов повысился проходной балл. Конкурс пять-шесть человек на место считался уже хорошим. В этом году у нас около 15-16 человек на одно место при поступлении в Московский городской педагогический университет. Но и в федеральных, которые тоже нам помогают с кадрами, примерно такой же конкурс.Сергей СОБЯНИН:  – Мы не так давно проводили опрос москвичей: как для них комфортнее, сколько дней в неделю должно идти обучение. Раньше у нас значительное количество школ было на шестидневке, мы давали рекомендацию, что все-таки надо постараться перейти на пятидневку, чтобы дать больше возможности для отдыха, занятий для дополнительного образования. Как этот процесс проходит?Исаак КАЛИНА: – На сегодня, мы сделали анализ, у нас порядка 97 с лишним процентов учеников Москвы учатся уже по пятидневной неделе и имеют возможность в выходные дни пользоваться всеми ресурсами – культурными, образовательными, которые есть в городе. Они все открыты, ведущие московские университеты занимаются с нашими ребятами очень активно по выходным дням. Осталось где-то примерно чуть больше двух процентов учеников, где школы пока не успели, думаю, понять все преимущества пятидневной недели. Эти процессы, надеемся, в следующем году практически будут завершены.Информация к сведениюПрограмма «Столичное образование» направлена на улучшение условий труда педагогов, повышение информационной открытости системы образования, укрепление материально-технической базы образовательных организаций и повышение эффективности их деятельности и как следствие повышение доступности качественного образования. В полтора раза увеличены объемы финансирования школ. Сегодня и благополучие школы, и благополучие учителя зависят от учащихся, от их количества и качества обучения. В школе введена система самоуправления, созданы управляющие советы, которые состоят из учителей, учащихся и родителей. Эти советы наделены серьезными правами по развитию школы и поощрению работы педагогов. С 1 сентября 2014 года 100 процентов нуждающихся детей в возрасте от 2,5 до 7 лет обеспечены местами в учреждениях дошкольного образования. Всего предоставлены 119 тысяч мест. Очередь в учреждения, реализующие программы дошкольного образования, сохранилась только в Троицке – 150 детей в возрасте от 2,5 до 3 лет. 86 процентов школ, 600 учреждений, имеют в своем составе дошкольные отделения, 22 процента будущих первоклассников были переведены из дошкольных отделений своих же школ. Всего в 2014 году в первый класс были зачислены 95 тысяч детей, что на девять процентов больше по сравнению с 2013 годом. В 2015 году из 100 тысяч будущих первоклассников 70 тысяч уже зачислены. Ситуация, когда для московского ребенка нет места в школе, невозможна, у родителей появился выбор, а школы стали многопрофильными. В ходе реализации госпрограммы «Столичное образование» были созданы 696 крупных многопрофильных образовательных учреждений вместо более четырех тысяч монопрофильных учреждений. При этом 56 процентов от общего числа школ Москвы реализуют от трех до семи программ профильного образования, организовано профильное обучение 1308 старшеклассников на базе семи федеральных вузов (МИФИ, МИИТ, РГГУ, ВШЭ, МГУДТ, МГГУ имени М.А.Шолохова, РЭА имени Г.В.Плеханова). Организованы проекты дополнительного образования «Профессиональная среда» и «Университетские субботы» для школьников. Число московских школьников, допущенных к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 42 процента и составило 796 человек. Среди победителей заключительного этапа – 123 московских школьника из 68 школ. 126 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших российских школ, 13 вошли в Топ-25 лучших школ России. Для дополнительного стимулирования повышения качества образования в 2014 году по решению Сергея Собянина общая сумма грантов мэра Москвы лучшим образовательным организациям была увеличена на 300 миллионов рублей: с 750 миллионов до 1,05 миллиарда рублей. При этом создана справедливая система финансирования образовательных учреждений: объектом финансирования на всех уровнях образования стал обучающийся, а не статус образовательной организации. Если еще в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладавших статусом «лицей», «гимназия», «центр образования» или «школа здоровья», составляло 63,1 тысячи рублей на одного ученика в год, то сегодня – от 85 до 123 тысяч рублей. В 2014 году были вручены 200 премий Правительства Москвы по 100 тысяч рублей каждая лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам учреждений образования, учрежден также почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы». За последние три года столичным властям удалось повысить престиж профессии педагога, средний конкурс на одно бюджетное место (очная форма обучения) в Московский городской педагогический университет вырос с 5,7 человека в 2011 году до 16,9 человека в 2014 году. В школах созданы управляющие советы, которые активно участвуют в принятии управленческих решений, организованы новые структуры государственно-общественного управления: межрайонные советы руководителей образовательных организаций и Палата председателей межрайонных советов. При Департаменте образования Москвы созданы общественный совет, представляющий интересы широких кругов общественности в сфере образования, экспертно-консультативный совет родительской общественности. Повысилась информационная открытость системы образования. Актуальная информация регулярно размещается на сайтах всех образовательных организаций города, налажена работа с обращениями граждан, в том числе через электронный сервис на портале Департамента образования, идет работа по информированию москвичей о городской системе образования через СМИ, создан портал «Открытый департамент», на котором идут трансляции открытых совещаний по различным вопросам.Школы и дошкольные учреждения Москвы самым серьезным образом укрепили свою материальную базу. За последние годы построены 220 новых образовательных зданий, в более чем 500 проведен капитальный и текущий ремонт, они оснащены новой техникой, мебелью. Столичные власти продолжают строительство школ и ДОУ, в прошлом году возведены 12 зданий для школьников на 6,9 тысячи мест и 26 зданий для дошкольников на 5,4 тысячи мест, проведены работы по благоустройству территорий 513 объектов. 319 зданий были адаптированы для нужд маломобильных групп населения. Всего с 2011 года построены 50 зданий для школьников – более 27 тысяч мест и 170 зданий для дошкольников – более 26 тысяч мест.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте