В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся международный семинар «На пути к качественному образованию для всех: международные подходы и особенности современной практики», организованный Департаментом образования, Бюро ЮНЕСКО в Москве и Московским институтом открытого образования.
Семинар стал четвертым из ежегодного цикла международных семинаров под общим названием «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», которые проходят в столице с 2008 года. В нем приняли участие международные эксперты из ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы и зарубежные специалисты из Греции, Италии, Канады, Сербии, Украины, Азербайджана, Белоруссии, представители органов управления образованием и образовательных учреждений из Москвы, Московской области, республик Башкортостан, Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов России, а также представители кафедр ЮНЕСКО и участники международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», в том числе региональные, национальные координаторы ПАШ ЮНЕСКО в РФ.Целью семинара стало прежде всего знакомство с международными подходами к проблемам качественного образования для всех, а также обмен инновационным опытом и практическими наработками Москвы, регионов РФ и зарубежных стран в этой области. В задачи семинара входило также рассмотрение специфики реализации целей глобальной программы «Образование для всех» (ОДВ), в том числе в Российской Федерации и сопредельных странах, а также вопросов укрепления международного сотрудничества в сфере поликультурного образования и межкультурного диалога. В дни семинара работала выставка изданий и научно-методической литературы, отражающих опыт московской системы образования по теме мероприятия.Пленарное заседание, открывшее семинар, состоялось в Доме русского зарубежья. От имени Правительства Москвы и Департамента образования участников семинара приветствовали первый заместитель руководителя департамента Михаил Тихонов, отметивший, что столица придает большое значение международному сотрудничеству, а также директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, представители Секретариата ЮНЕСКО и Федерации мира и согласия. Особенно теплым было выступление представителя ЮНЕСКО Алишера Умарова, который хорошо известен столичным педагогам по проекту «Москва – ЮНЕСКО» и проведению Всемирной конференции ЮНЕСКО в Москве. С одной стороны, эти проект и конференция позволили рассказать миру о достижениях московского дошкольного образования, с другой – вывести его деятельность на новый уровень: в Москве работали 17 ресурсных тематических центров, объединивших сотни детских садов в интересной и творческой работе. Недавно в Москве в гимназии №1306 прошли публичные слушания участников проекта – ресурсных центров, предъявивших для общественной экспертизы стратегию, направления инновационной деятельности и ее результаты, выразивших заинтересованность в продолжении инновационной деятельности и ее замыслы, рассказавших о настоящем и очертивших образы конструируемого будущего. В слушаниях приняли участие ресурсные центры «В таланты с малых лет» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2452 Н.Кузнецова), «Московская семья – компетентные родители» (заведующая детским садом №2230 Т.Котова), «Мы и природа» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2337 О.Люкшина), «Все лучшее – детям» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2030 Е.Авдеева), «Дети-мигранты в дошкольных образовательных учреждениях Москвы – опыт интеграции средствами образования» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №1787 Н.Горбачева), «Воспитание ценностных ориентиров» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №1837 З.Газзаева), «Маленькие гении» (заведующая детским садом №2523 «Академия детства» М.Воробьева), «Я и мир» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №26 М.Селис), «Культура и дошкольное образование» (директор гимназии №1306 Е.Спорышева), «Мой садик дома» (директор Центра образования №2045 Л.Круглова), «Девочки и мальчики» (заведующая детским садом компенсирующего вида №557 И.Иванова), «Здоровый ребенок» (заведующая детским садом комбинированного вида №2565 Л.Зайченко), «Коррекционно-развивающая деятельность в современном детском саду (охрана зрения и профилактика зрительных нарушений)» (заведующая детским садом компенсирующего вида №1125 О.Воронина), «Знаю много языков» (директор прогимназии №1882 Е.Пелих), «Детский сад – открытая система» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2626 О.Гринченко), «Детский сад для всех» (заведующая детским садом комбинированного вида №288 М.Прочухаева), «Формирование здоровьесберегающей среды для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» (заведующая детским садом компенсирующего вида №1881 И.Гронец), «Обеспечение преемственности в познавательно-речевом развитии старших дошкольников и младших школьников через изучение иностранного языка» (директор прогимназии №1756 Т.Пряничникова), «Оздоровительная и профилактическая работа с дошкольниками через музыку и движение» (заведующая детским садом №2568 И.Жевнерева), «Поддержка и развитие творческой инициативы детей посредством интеграции разных видов детской творческой деятельности» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2336 И.Павленко), «Новые подходы к оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья» (заведующая детским садом компенсирующего вида №2399 Н.Булахова), «Интеллектуальное развитие дошкольников» (заведующая Центом развития ребенка – детским садом №1511 Л.Иванова), «Организация опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности с детьми и родителями» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №1777 Т.Аввакумова), «Наследники русских традиций» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2374 Н.Лагутина), «Воспитание гражданина мира» (заведующая детским садом с этнокультурным компонентом №2177 Ж.Новикова), «Формирование у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей на основе культуры и традиций разных стран мира» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №867 И.Сенновская), «Современные информационные технологии в детском саду» (заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2558 И.Туйчиева), «Новые механизмы финансирования дошкольных образовательных учреждений» (заведующая детским садом комбинированного вида О.Дерюгина, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №183 Т.Данилина). Все участники публичных слушаний представили презентацию «Лучшие дошкольные образовательные практики участников городской экспериментальной (инновационной) площадки «Московское образование: от младенчества до школы», а также заявки на разработку дошкольных образовательных практик в 2011-2012 учебном году. Так что совершенно прав был Алишер Умаров, когда подчеркивал, что ресурсные центры и после всемирной конференции продолжают активную инновационную работу.Можно сказать, что участники международного семинара в Доме русского зарубежья сделали под эгидой ЮНЕСКО следующий шаг, обсуждая проблемы иных ступеней образования. Тут интересными и содержательными были вступления программного специалиста Департамента базового и высшего образования ЮНЕСКО (штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже) Текалина Годана с докладом «Основы диагностики, анализа и мониторинга качества общего образования» и ректора МИОО, академика РАО и члена-корреспондента РАН Алексея Семенова, очертившего «Возможности информационных и коммуникационных технологий для обеспечения качественного образования в современном поликультурном мире».Завершали пленарное заседание профессор философии психологического факультета Афинского университета Элиас Бесевегис – «Практика обучения детей мигрантов в Греции», декан факультета науки и гуманитарных исследований колледжа Варнье (Монреаль, Канада) – «От мультикультурализма к межкультурализму в образовательной системе Квебека: на примере колледжа Варнье», председатель Всеукраинской общественной организации «Русская школа» (Киев, Украина) – «Подготовка современного учителя как носителя качественного образования», доцент кафедры педагогики дошкольного воспитания педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова (Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия), ректор Московского государственного областного университета – «Конфликтные компоненты гуманитарного обучения в условиях множественности идентичностей: пути решения проблемы».Во второй половине дня состоялось заседание двух тематических научно-практических секций – «Современное понимание категории качества образования: международные подходы и специфика реализации целей программы «Образование для всех» в Российской Федерации», которая привлекла 34 участника, и «Необходимые предпосылки и инновационные практики обеспечения качественного образования для всех в поликультурном мире», вызвавшая интерес у 25 участников. Участники второй секции обсуждали в том числе и такие актуальные вопросы, как развитие международного сотрудничества в сфере межкультурного диалога, изучение и преподавание навыков межкультурного диалога, культура многообразия и профилактика межнациональных конфликтов и проявлений ксенофобии в обществе и школе.На следующий день работа секций продолжилась в гимназии №1306 – ассоциированной школе ЮНЕСКО (проект «Школа молодых политиков») и Центре образования №1409 (проект «Россия – Италия»). Гости ознакомились с опытом работы московской системы образования в сфере международного, инклюзивного, этно- и поликультурного образования, адаптации и интеграции международных мигрантов. Перед ними выступили директора школ, а также педагоги из регионов России и зарубежных стран. На заключительном пленарном заседании участники семинара подтвердили практическую значимость для международного сообщества воспитания в духе мира и межнационального согласия, необходимость следования в этой связи основным целям и базовым принципам «Образования для всех». Они тесно увязывали задачи обеспечения максимальной доступности качественного образования для всех социальных слоев и этнических сообществ с обязательствами государств, вытекающими из Конвенции ООН по правам ребенка, указывали на взаимосвязь уровня образования и возможностей повышения его качества с социально-экономическим развитием стран и регионов. К ключевым факторам, определяющим результаты в этой области, по мнению участников семинара, следует отнести направляемые в сферу образования финансовые и материальные ресурсы и способы их распределения, изучаемые в школе дисциплины и выделяемое для них количество учебных часов, профессиональную подготовку руководителей и преподавателей школ, применение эффективных образовательных технологий, наличие необходимого оборудования. Принципиален для развития ОДВ учет реальных условий и навыков жизни детей и молодежи в конкретных сообществах, высока значимость роли социальных, психологических, культурных ориентаций педагогов в деле повышения качества образования, особенно в связи с усложнением демографической ситуации и резким возрастанием потока мигрантов в России и во многих зарубежных странах. Это приводит к увеличению нагрузки на систему образования, к необходимости совершенствования образовательных программ интеграции новоприбывших детей и подростков в школьную и студенческую среду, в жизнь принимающего сообщества, приобретают особую значимость обучение этих детей государственному языку и формирование у них адекватной социальной и лингвокультурной компетентности. Участники семинара с пониманием и интересом отнеслись к решению в Москве проблем повышения доступности и качества образования, отметили системный характер подхода к этим проблемам в программе «Столичное образование» на 2012-2016 годы, предусматривающей, в частности, разработку московского стандарта качества образования как системы требований к деятельности государственных образовательных учреждений, направленных на создание условий для учебной и социальной успешности каждого обучающегося.В ходе семинара неоднократно подчеркивалась актуальность межрегионального и международного сотрудничества ученых и педагогов-практиков в сфере разработки и применения инновационных принципов проектной и методической деятельности, организационных, информационных, коммуникационных технологий, существенно повышающих эффективность поликультурных подходов в образовании. В целом участники семинара были едины во мнении о целесообразности комплексной работы по адаптации современных форм и методов образования к индивидуальным и коллективным потребностям подрастающего поколения и социально-экономическим реалиям ХХI века, они отметили своевременность и значимость деятельности российского и московского образования в этой области и продуктивность их активного участия в мероприятиях международного сотрудничества, направленного на достижение этой цели.Участники семинара выразили признательность Департаменту образования за радушный прием и организацию всех мероприятий семинара на высоком уровне, выразив готовность к всестороннему взаимодействию по актуальным проблемам современного образования во всем мире.
Комментарии