1 августа отныне можно занести в календарь как новый, альтернативный День театра. С минувшей субботы столичные власти разрешили московским артистам «свидания» со зрителями. Первым воспользовался «посткарантинной» свободой Российский академический молодежный театр: уже в воскресенье здесь сыграли «Зобеиду» – сказку Карла Гоцци в постановке Олега Долина, а накануне в большом зале РАМТа прошел сбор труппы.
С «Зобеиды» начали не случайно: играют ее во внутреннем дворике театра, на свежем воздухе. Кроме того, что может быть сегодня злободневнее и концептуальнее комедии масок?! О масках и прочих средствах индивидуальной защиты и на сборе труппы говорили много. Ведь Роспотребнадзор не дремлет и возвращение театров к работе сопряжено с множеством «но». По словам директора театра Софьи Апфельбаум, все требования будут соблюдены неукоснительно: это и ограниченная продажа билетов – зал может быть заполнен лишь наполовину в шахматной рассадке; и обязательное ношение зрителями масок; и временный «отпуск» для спектаклей с массовыми сценами. Театр уже закупил санитайзеры для публики и сотрудников, установил переносные рециркуляторы воздуха. Гримироваться артистам придется по графику: в одном помещении не может одновременно находиться много народу.
Но все эти досадные и весьма накладные хлопоты не омрачают главного: РАМТ вступает в свой юбилейный, сотый сезон и намерен прожить его «на все сто»! Планы у РАМТовцев поистине наполеоновские. Во-первых, большой парад премьер. Худрук театра Алексей Бородин работает сразу над двумя новыми спектаклями. Это не теряющее остроты и горечи «Горе от ума» и сценическая версия романа лауреата премии «Большая книга» Алексея Варламова «Душа моя Павел». Ждет своей очереди и «Леопольдштадт» – пьеса англичанина Тома Стоппарда, давнего друга театра, чей девятичасовой «Берег утопии» о жизни Герцена, Огарева и К долгие годы оставался визитной карточкой РАМТа.
Весной, если ветер будет попутный, над Театральной площадью, 2 раздастся зычный крик «На абордаж!»: это режиссер Александр Коручеков созовет актеров на репетиции пиратского блокбастера «Остров сокровищ». Школьникам, которым, как известно, театр часто помогает лучше понять и принять классическую литературу, премьерный репертуар также готовит несколько «шпаргалок». «Выстрел» и «Барышня-крестьянка» завершат цикл «Повести Белкина», запущенный в прошлом году к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина. Готовятся к выходу чеховские «Цветы запоздалые» в постановке Олега Долина. «Лысая певица» Эжена Ионеско – произведение хоть и не программное, но его легко представить в списке для внеклассного чтения старшеклассников-интеллектуалов. А откроет марафон премьер спектакль «Сын». Юрий Бутусов, один из самых знаменитых режиссеров современной России, берется за расшифровку загадочной человеческой природы с помощью пьесы молодого французского драматурга Флориана Зеллера. В главной роли – «звезда» РАМТа Евгений Редько.
Впрочем, на премьеры Молодежный театр никогда не скупится. Юбилейный же сезон обещают заполнить еще целым морем спецсобытий. Это и «ремейки» старых спектаклей, и несколько выставок, образовательные проекты, издание книг по истории театра и его здания (оно тоже юбиляр, шутка ли – 200 лет со дня постройки). В мае гостей РАМТа ждет уникальная акция, посвященная 85-летию первого исполнения симфонической сюиты «Петя и волк». Она была написана Сергеем Прокофьевым по заказу основательницы Центрального детского театра Наталии Сац и впервые исполнена именно тут, на Театральной площади, 2.
Меньше всего сбор труппы в РАМТе напоминал производственное совещание. Скорее, встречу большой семьи, вновь сошедшуюся после долгой разлуки (на сей раз расставание затянулось почти на пять месяцев!). Вместе грустили об ушедших: вирус унес жизнь народного артиста РФ Юльена Балмусова, служившего в театре с 1962 года… Вместе поздравляли юбиляров, «театральных» новобрачных и молодых родителей – приготовленные для них букеты превратили рампу в разноцветную клумбу. Вместе смеялись над шутками ведущих на вручении импровизированной «домашней» премии «Бойцам невидимого фронта», которую уже второй год присуждают лучшим гримерам, костюмерам, декораторам и рабочим сцены.
Сможет ли РАМТ претворить в жизнь все задуманное? Сегодня гарантировать это не взялись бы даже оракулы из Госстраха. Но, как сказал в самом начале встречи Алексей Владимирович Бородин: «Нужно возвращаться к жизни и делать наше безнадежное, но такое важное дело! И играть «на полную катушку», сколько бы зрителей не сидело в зале»…
МЕЖДУ ТЕМ
Спектакли на сцене Государственного Академического Малого театра России возобновятся в сентябре. Юбилейный, 265-й сезон откроет «Большая тройка. Ялта-45» в постановке Андрея Житинкина. Роли Сталина, Рузвельта и Черчилля исполнят народные артисты Василий Бочкарев, Борис Клюев и Борис Невзоров. Среди осенних новинок также гоголевские «Игроки» с Игорем Петренко, «Красавец мужчина» Островского и «Варвары» Горького.
К открытию 100-го юбилейного сезона готовится и Государственный Академический театр им. Евгения Вахтангова. 1 августа здесь прошла первая «посткарантинная» репетиция комедии «Соломенная шляпка», в которой заняты Александр Олешко, Лидия Вележева, Нонна Гришаева, Андрей Ильин и другие не менее замечательные артисты театра.
Фото: Мария Моисеева, пресс-служба РАМТа
Комментарии