Читая местные новости, я испытываю ощущение, будто передо мной на самом деле оказываются сводки с полей сражений. Так называемая вторая волна COVID несет с собой быстрые меры реагирования, ужесточение ограничений. Неизменным остается один фактор, на который все больше жалуются, против чего протестуют жители: полная непредсказуемость действий властей, неуверенность в завтрашнем дне.
С одной стороны, по-прежнему открыты магазины, аптеки, рестораны, почта, спортзалы, салоны красоты. Видимо, работающие там люди не подвержены заражению. С другой стороны, учебные и научно-исследовательские учреждения немедленно переводятся в дистанционный режим работы, если в них обнаружился хотя бы один заболевший. Пожилым сотрудникам рекомендовано оставаться дома либо работать дистанционно, либо они могут уйти на больничный на неопределенный срок. Поясню специфику Академгородка: абсолютное большинство научных сотрудников на пенсию никогда не уходят, трудятся, пока функционируют мозги. Для них и обозначены особые меры безопасности.
1 сентября школы приступили к работе в штатном режиме. Из своего окна я ежедневно видела, как бурно встречаются изголодавшиеся по общению дети всех возрастов, слышала радостные вопли. Обнимаются, целуются, играют, бегают, падают и кричат, наслаждаясь жизнью, теплой погодой, а больше всего долгожданной свободой. И учителя, и родители с некоторым удивлением отмечали: все дети рвались в школу.
Через пару недель я заметила, что за окном стало тихо. Оказалось, школа закрылась на карантин. Но вскоре опять открылась, по-прежнему шумно. Новосибирск – третий по величине город РФ, около полутора миллионов населения; в области 2500000 жителей. Более 1000 школ, из них примерно 220 непосредственно в городе. Знакомые педагоги при условии сохранения анонимности делятся общими впечатлениями независимо от того, где находится их учебное заведение – в тихом Академгородке, в центре города с полуторамиллионным населением или в области.
Общее наблюдение: многие дети пришли в сентябре в школу на нуле, после полугодового перерыва они, похоже, не помнили практически ничего. Приятное исключение составляли те учащиеся, с которыми во время «удаленки» дома постоянно занимались родители, а также те, кто пришел в выпускные классы, и небольшое количество олимпиадников. Больше всего детям не хватало именно общения, причем, судя по их собственным признаниям, соскучились они не только по своему классу, но и по учителям. «Стоим насмерть против перехода на дистант! – делится педагог со стажем. – Нужно не только нормально учить своему предмету, но и прививать социальные навыки, координировать взаимодействие и взаимопомощь!»
Кроме беспокойства за уровень знаний учителя прямо говорят о том, какую непомерную нагрузку создают для их семей требования вести дистанционные уроки, равно как и проводить часть занятий в очном режиме в школе, а часть – дома с помощью ИКТ. Постоянно упоминаемая тема – отсутствие доплаты за огромную дополнительную работу. Родители делятся своими проблемами: если за учениками начальных классов не следить, не сидеть рядом, урок через Zoom часто оказывается бесполезным.
Бывают и неожиданные побочные эффекты. Педагоги тактично напоминают родителям, что Zoom-сессия – это урок. Не надо неожиданно подходить к компьютеру, за которым сидит их чадо, пытаясь усвоить материал, и внезапно наклоняться к экрану, заслоняя ребенка. Не стоит разговаривать по телефону, находясь в той же комнате, ведь громкий разговор слышен всем участникам процесса. Желательно не проходить на заднем плане в нижнем белье…
Наши учителя – люди невероятно стойкие и закаленные. Несмотря на всю непредсказуемость, все сложности, они продолжают сеять разумное, доброе, вечное. Или пытаются, потому что вечная формулировка, указание сверху не меняется: учителя должны. Впрочем, часть увольняются, не выдерживая перегрузок. Бегущая строка в новостях по-прежнему сообщает о нехватке преподавателей русского языка и литературы, иностранных языков, математики, химии, физики, начальных классов…
Новости недели, мягко говоря, удручают, и дело не в статистике, вирус по-прежнему охватывает 0,3%, не превышая порог заболеваемости гриппом и ОРВИ. Кстати, о привычных сезонных эпидемиях, которые никто не отменял. Новый пропускной режим, когда дети приходят к зданию школы по графику и входят через разные двери после проверки температуры, – мера разумная. Но в Сибири неделю назад уже были первый снег и заморозки. Сколько времени школьники толпятся перед дверью, неминуемо создают скопление, ждут своей очереди и простужаются? Что будет вскоре, когда придут сибирские морозы, температура опустится до -10, -20, -30, а снегопады будут продолжаться до мая?
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии