Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Сто вопросов к себе

Учительская газета, №17 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Когда ты растешь сам, с тобой вверх поднимаются другие

Есть люди, при разговоре с которыми неизбежно выходишь на тему семьи. Нет-нет, не семьи конкретно этого человека, а семьи как социального института, и когда речь идет о семейных и околосемейных ценностях, то появляется стойкое убеждение в том, что твой собеседник строит свое мироздание, дышит и живет, соотнося все с семейным укладом, ориентируясь на те сущностные вещи, которые составляют основу родственных отношений. Так вышло при встрече с учителем английского языка школы №2 имени А.С.Пушкина г. Моздока Ольгой Александровной Ивановой. Еще не заданы были наводящие вопросы, а она уже заметила с теплом в голосе, что все учителя, приехавшие на финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, – это одна семья. Даже несмотря на то что все разные.

Как верно подметила Ольга Иванова, «конкурсанты подобрались разные, но все они яркие личности». Больше всего ей запомнилось прямо-таки братское отношение учителей друг к другу. Если кому-то что-то было нужно, то люди сразу отзывались, помогали чем могли. Часто в гостинице можно было наблюдать такую картинку: педагоги сидят, общаются, проговаривают будущие уроки, обсуждают уже проведенные занятия, рассказывают друг другу о темах, о детях, о впечатлениях об экскурсии и т. д. Каждый, кто возвращался после конкурсного дня в свой временный приют, знал, что его будут расспрашивать, узнавать, сочувствовать или восторгаться, а он в свою очередь будет делиться пережитым, принимать чужой отклик, анализировать, находить ответы. И, что любопытно, может быть, именно от постоянного дружеского внимания этих вопросов к себе оказывалось очень много. Впрочем, по мнению Ольги Ивановой, это одно из самых важных состояний человека.

– Если рассматривать тему с точки зрения философии, то каждый мой прожитый день – это возможность оглянуться назад и задуматься: а был я сегодня прав по отношению к другим людям? – рассуждает наша героиня. – Что я сделал для себя? Как я вырос? Как помог вырасти другим? Ведь педагог – это в первую очередь человек, который растет сам и помогает тянуться вверх другим. Не только ученикам, но и родным, друзьям, коллегам, просто знакомым. Конечно, каждый день совершать что-то глобальное невозможно, но вот так, часто оглядываясь и задавая себе вопросы, ты можешь вступать в новый день с новым опытом, с новыми переживаниями. Ты продолжаешь развиваться и никогда не стоишь на месте. Если развитие становится для педагога непременным процессом, то внутренние вопросы будут и должны быть всегда. Работа над собой происходит постоянно. Во всяком случае, у меня. Я иногда даже завидую тем, кто не думает.

Нужно заметить, что Ольга Иванова считает свойство размышлять над своими поступками и переживаниями перешедшим ей по наследству. Как семейная реликвия. Почему? Хотя бы потому, что она учитель в 4‑м поколении! Ее дедушка был заслуженным учителем РСФСР, двоюродный дедушка возглавлял школу-интернат в Мордовии, все родственники по маминой линии были учителями, обе тети – педагоги. Мама Ольги Ивановой – заслуженный учитель Северной Осетии. Общий педагогический стаж семьи – больше 200 лет! Как тут не мыслить и не искать лучшее в себе, когда за плечами такой интеллектуальный и духовный багаж!

Между прочим, сейчас обстоятельства складываются так, что вполне возможно продолжение этой педагогической династии. Одна из дочек нашей героини, будучи малышкой, пришла как-то из школы после проф­ориентационного занятия. Походила-походила, а потом и говорит: «Мама, я подумала: прадед был учителем, дед был учителем, бабушка учитель, ты учитель – я что, тоже буду учителем?» На мудрый ответ мамы, мол, будешь тем, кем захочешь, девочка подумала-подумала и сказала: «Я хочу быть учителем».

Конечно, Ольга Иванова, услышав это заявление, вздохнула тяжело. Ну а как иначе? Каждый труд, если к нему относиться добросовестно, тяжел. В том числе и учительский. Особенно трудно в эмоциональном плане, потому что педагог практически 24 часа на связи и с учениками, и с родителями, и с администрацией школы. С одной стороны, в этом есть большой плюс, поскольку это тесный контакт, тесное взаимодействие, и если правильно распределять временные ресурсы, то можно справиться и работать в удовольствие. Но, с другой стороны, это сильнейшее эмоциональное воздействие, и не все педагоги могут его выдержать. Учительская профессия требует полного погружения в среду. В этом она сродни актерской профессии. Возможно, поэтому для нашей героини учитель – это всегда немножко артист, немножко фокусник, немножко диктор и т. д.

Можно приоткрыть небольшой секрет, сообщив, что Ольга Иванова в детстве хотела стать не только учителем, но и актрисой. Но об этом мечтают почти все девочки, и как же было остаться в стороне яркой, энергичной заводиле?! И самое интересное заключается в том, что артист и учитель для девочки стали одним целым. Прозрение пришло к ней в 5‑м классе на первом уроке, когда в класс вошла учительница английского языка. Это была красивая, искусно накрашенная, элегантно одетая женщина, и, после того как она прочла стихотворение на иностранном языке, маленькая Оля поняла, что пропала. Поняла, что будет такой же учительницей-артисткой, будет так же красиво краситься, так же красиво и выразительно говорить. Между прочим, учительница английского языка, ставшая для нашей героини эталоном, до сих пор живет и работает в г. Липецке. А вопросы, связанные с артистизмом, уже задают самой Ольге Ивановой. К примеру, члены жюри на финале Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019 нашу героиню спросили, как она использует свою неуемную энергию, которую видно невооруженным глазом. Ольга Иванова ответила, что это просто. Нужно только найти русло, куда ее направлять. Дети очень любят живых, неординарных преподавателей. Учитель для них не только интеллектуальная, но и эмоциональная модель. Поэтому важно приобрести авторитет, а это возможно, если постоянно развиваться, учиться, искать и применять. Так что тут мы опять возвращаемся к теме бесконечных внутренних вопросов.

– Ольга Александровна, учитель у доски, по сути, – это пример, которому хочется подражать. А признаются ли вам, скажем, девочки, что хотят быть похожими на вас?

– Я уже много лет классный руководитель у старших классов, и мне кажется, у меня сложились очень хорошие отношения с моими детьми. Признаюсь, мне нравится, когда девочки приходят и спрашивают совета, как правильно и красиво покрасить ресницы, волосы и т. д. Многие мои ученицы уже преподают в школе, многие стали переводчиками, в том числе военными. Есть и много выпускников, талантливых в своей профессии, которым очень пригодилось полученное в школе знание иностранного языка. Пусть это был лишь базис, но думаю, что именно моя эмоциональность не дала им остановиться на достигнутом. Я всегда говорю детям: «Идите вперед». Выпускники, будучи взрослыми, повышают свою квалификацию, посещают симпозиумы, конференции. Есть дети, кто работает в Венесуэле, в Китае. Из этих моментов узнавания об их судьбе и складываются счастье учителя и его работа.

– А как найти эту эмоциональную детальку, чтобы зацепила?

Наша героиня задумывается:

– Я подвожу детей к тому, чтобы им было интересно изучать язык. Главное – заронить это желание дальше саморазвиваться, самообразовываться, чтобы ребенок в процессе обучения в школе, изучая разные дисциплины, пришел к выводу, что от него зависит его дальнейшая судьба. Что его зацепит при этом, трудно предсказать. Универсальных решений нет. Да, ты пишешь план урока, ведешь его, но вдруг что-то заискрит, завяжется разговор, и в этот момент, здесь и сейчас, ты с детьми выходишь на темы, которые важны для них сегодня. Просто нужно почувствовать класс, сымпровизировать. Учитель, он, как артист, ловит ситуацию на лету.

– Делиться эмоциями важно и нужно, но не секрет, что это непросто. Как вы восстанавливаетесь?

– Знаете, есть мудрое изречение о том, что когда твой сосуд переполнен, нужно его опустошить и наполнить заново. Нужно перезагрузиться, найти свой способ обновиться. Что мне помогает в этом? Любовь. Я люблю Кавказ. Здесь все места потрясающие. Есть у нас в горах Аланский Успенский монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Это самая высокогорная православная обитель на территории России. Место, где ты понимаешь, что есть сила. Ты можешь прийти сюда и наполниться какой-то космической энергией. А еще есть река Терек. В горах она бурная, а у нас на равнине широкая, спокойная. К ней всегда тянет, на нее можно смотреть бесконечно. Может, поэтому мы никуда не хотим уезжать из Моздока. Да и те, кто уезжает, часто возвращаются. У нас силен культурный, этнический код. Тот, кто вырос на Кавказе, не чувствует комфорта в другой среде, поэтому возвращается к родительским устоям.

И еще Ольга Иванова призналась, что и в радости, и в печали ее поддерживает семья. Дети (две чудесные девочки), супруг, родители. Семья – это главное. Тем более когда чувствуешь в ответ, что очень нужен родным и близким, что тебя всегда ждут и с нетерпением выглядывают в окно или прислушиваются к шагам во дворе, чтобы заспешить, выбежать навстречу и обнять крепко-крепко, словно боясь снова отпустить. Она никогда в своем детстве не чувствовала себя недолюбленной, всегда ощущала колоссальное внимание от мамы и папы. Может, поэтому сама, что бы ни случилось, что бы ни произошло, неизменно торопится домой, чтобы в крепком объятии родных рук почувствовать: жизнь прекрасна, потому что семья рядом.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Республика Северная Осетия – Алания


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt