search
main
0

Сто старушек – уже рубль,. или Пятая нога образования

Много ли мы знаем о том, что собой представляет система дополнительного образования?Не по официальным документам, планам и программам, согласно которым она развивается «все выше, и выше, и выше». И не с точки зрения родителей, которые лишь отводят в учреждения дополнительного образования своих детей. Ведь последних, вполне естественно, интересует только то, чтобы их ребенку было хорошо, а не то, в каких условиях живет и работает не на бумаге, а на самом деле тот Дворец детского творчества или Центр развития личности, в который они пришли.Совершенно случайно мне довелось заглянуть за парадную дверь и увидеть реальную картину того, как на самом деле выглядит все изнутри, в каких условиях приходится работать обычному педагогу дополнительного образования. Каким-то образом в местный Центр развития личности попало мое резюме, и меня пригласили побеседовать с руководством на предмет работы в нем в качестве педагога.

Беседа с моими возможными работодателями уже с первых минут развеяла все мои наивные ожидания. Начало было многообещающим. «Хорошее у вас резюме», – сказали мне с самого порога. Но затем, как обычно уже у нас водится при приеме на работу, начали психологическую обработку: «Знаете ли вы, что такое педагог дополнительного образования?» То есть как бы дали понять, что я, несмотря на хорошее резюме, должен быть еще достоин этого высокого звания. Не все, мол, могут быть допущены до такого ответственного дела. О том, что значит быть педагогом дополнительного образования, я, естественно, имел самое туманное представление. Но пришел я, в общем-то, не для того, чтобы выслушивать привычные уже красивые и пустые слова о том, что «это личность, которая должна вести за собой, привлекать и зажигать ребятишек». Я пришел работать. Красивые речи и без того в обилии слышны у нас в каждом образовательном учреждении – и в школе, и в вузе. Особенно их любят у нас произносить на фоне разбитых аудиторий, старой мебели, мизерных зарплат. Разговор о высоких материях в маленькой темной комнатушке, в которой располагается само его руководство, смотрелся сценкой из театра абсурда.  В общем, я не стал дослушивать до конца спич о высоком назначении педагога дополнительного образования, а просто поинтересовался объемом работ, условиями труда и заработной платой. Вопрос о деньгах несколько удивил: «Мы-то думали, вы с ребятишками хотели позаниматься». Нет, здесь я, конечно, не прочь, но благотворительную деятельность и выполнение работы по трудовому договору между собой все-таки различаю. Я, как и многие, кто трудится в подобных центрах, а тем более намеревается в них устроиться, рассчитываю на достойную оплату своего труда. Выяснилось, что высокое звание педагога дополнительного образования предполагает оклад в размере 4916 рублей за ставку, то есть за 18 часов нагрузки в неделю. При этом мне сразу дали понять, что на существенное повышение зарплаты за счет компенсационных и дополнительных выплат рассчитывать не следует. Я сперва подумал, что ослышался: любая уборщица без особых хлопот получает вровень, а то и больше. Здесь же мне до этого звания и в самом деле нужно дотянуться: иметь педагогическое образование, представить справку об отсутствии судимости, составлять программы, возможно, оформить еще и медкнижку за свой счет. Позднее, заглянув на сайт Центра развития личности и ознакомившись с положением об оплате труда, я убедился в том, что мне предложили почти потолок по меркам официально установленных окладов (их размер колеблется в диапазоне 3,5 – 6 тысяч рублей за ставку). Но это было потом, а тогда, сидя в кабинете, я подумал, что мои 4916 – это изначально ниже, чем минимальный размер оплаты труда, установленный по России, и в 2,5 раза меньше, чем тот, что установлен в Кемеровской области (12075 рублей в месяц).«Больших зарплат у нас здесь ни у кого нет», – начала оправдываться завуч Центра развития личности. «Как же вы живете на такие деньги?» – поинтересовался я. «Как птичка, клюем по зернышку, то здесь, то там». То есть путь решения традиционный – берут вторую ставку. А ведь это уже 36 часов. Было пять тысяч, стало десять – богатство! То есть это почти как в анекдоте: «Сто старушек – уже рубль». Шутки шутками, но ведь вещь-то страшная. Педагог, формально, – это интеллигенция. Ум, честь и совесть нации. Но за десятилетия она  превратилась в смирившуюся со своим третьестепенным положением массу, которая привыкла к нищенским зарплатам, к забитому и униженному положению. Более того, она считает, что это нормально, что по-другому и быть не может. Она потеряла представление о том, что такое мастер своего дела, что такое квалифицированный труд, что такое уважение к себе и к своему делу. Несколько лет назад министр образования Дмитрий Ливанов, говоря о преподавателях высшей школы, задавал вопрос о квалификации, об уважении человека к самому себе, оценивающего свой труд, квалификацию, способности в 20-30 тысяч рублей. Что же тогда следует сказать о тех, кто работает за оклад, не превышающий 6 тысяч?Впрочем, дело не ограничилось только финансовым вопросом. Мне не зря сказали в самом начале разговора о том, что личность педагога – это главное, потому что, как оказалось, устроившись в Центр развития личности, мне для начала придется поработать еще и бесплатным рыночным зазывалой. Ходить по школам и на аркане тащить себе на пропитание на свою ставку учеников из разных школ, человек пятьдесят примерно. Впрочем, как выяснилось далее, розысками обучающегося контингента дело не ограничивается. Надо еще куда-то посадить эту ученическую массу, найти помещение для занятий, потому что необходимого объема помещений сам Центр развития личности не имеет.Зато полная свобода педагогического творчества, иллюзия о реальности которой, правда, закончилась  через несколько минут после звонка потенциальному «клиенту», будем называть вещи своими именами, в одну из школ. На слабые попытки объяснить, что у центра есть своя учебная программа, «клиент» заявил, что ему нужен конкретный результат работы, а не освоение каких-то абстрактных умений и навыков.Это стало последней каплей. Мне показалось, что я хлебнул правды жизни для первого раза уже достаточно. У меня пропало желание выяснять дальше, должен ли я выполнять все прихоти школьных завучей или все-таки гнуть свою линию. Впрочем, здесь и выяснять нечего. По одному только подобострастному тону разговора я понял, что функция дополнительного образования вряд ли связана с развитием личности. Но этой высокой функции развития личности нет у нее не только по отношению к детям, но и по отношению к самим педагогам. Можно ли назвать педагогами тех, кто стоит по своему материальному статусу вровень с техничкой? Какого рода личность могут сформировать люди, чья жизнь выстроена по принципу «чего изволите-с»? О каком уровне квалификации, чувстве собственного достоинства можно говорить, когда мы видим тех, кто смирился со своим униженным положением, «педагогов», от которых всего-то и требуется, чтобы дети были довольны и не болтались на улице? Может быть, я рассказал историю одного конкретного Центра развития личности. Может быть, это ситуация, характерная лишь для отдельно взятого города. Хотя и здесь арифметика душ неуместна. Но если нет? ​Сергей МОРОЗОВ, преподаватель философии, Новокузнецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте