search
main
0

Сто детских «почему?»,

или Как помочь младшему школьнику ознакомиться с окружающим миром

Начальная школа – любознательный народ. В течение дня учитель слышит сотни вопросов от своих пытливых учеников: «Отчего бывает ветер?», «Почему идут часы?», «Откуда берутся колючки на спине у ежа?», «Где ночует солнце?», «Кто придумал самолет?». Ответы для неугомонных почемучек можно найти в уникальном школьном предмете, объединяющем самые разные науки, – «Окружающий мир».

Этот предмет играет огромную роль в воспитании и развитии младшего школьника. Действительно, если задуматься: где еще так полно знакомится ребенок с многообразием окружающих его явлений, объектов? Какой другой предмет формирует осознание целостности окружающего мира? Именно на этих уроках ребенок узнает и учится любить свой край, уважать традиции своей семьи, ощущать радость сопричастности к культуре, природе, истории своей малой родины и огромной России.
Каждый учитель старается выбрать такой учебно-методический комплект, который бы позволил полно и содержательно знакомить своих учеников с окружающим их миром. И если вы еще в поиске, советую обратить внимание на новинку издательства «Экзамен»: комплект учебных материалов к учебнику А.А.Плешакова, включающий в себя «Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений» и «Тесты по предмету «Окружающий мир» для 1‑4‑х классов в двух частях. Пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и с успехом могут быть использованы учителями, работающими с разными авторскими учебниками для начальной школы.
Автору пособий Елене Михайловне Тихомировой удалось собрать в один комплект самые разнообразные задания, направленные на всестороннее развитие младших школьников с учетом возрастных особенностей. Содержание тетради для 1‑го класса построено в форме вопросов, которые так любят задавать дети: «Куда текут реки?», «Кто такие рыбы?», «Что общего у разных растений?», «Почему радуга разноцветная?», «Почему Луна бывает разной?» и т. д. И ответы на эти вопросы они находят сами через задания, направленные на формирование внимания, логического мышления, воображения, речи: «придумай…», «дополни…», «соотнеси…», «опиши своими словами…», «опиши по плану…».
В рабочих тетрадях для первоклассников автор использует загадки как эффективное средство развития мыслительной деятельности и речи ребенка. Замечательная находка, ведь все загадки связаны с изучаемыми темами и представляют собой занимательное и забавное, но вполне серьезное задание. Ребятам предложено не просто найти отгадку, а нарисовать ее, выбрать верный ответ из приложения, которое есть в конце каждой тетради, сверить свое решение с ответом автора.
Со 2‑го класса ребятам предстоит более сложная, но не менее увлекательная работа – разгадывать кроссворды по изученным темам. А ведь это один из самых интересных способов закрепления полученных знаний, формирующий навык поиска недостающей информации! При этом учитывается самое важное правило – соответствие возрастным возможностям ребенка, поэтому кроссворды от класса к классу становятся сложнее и объемнее.
Вы найдете на страницах рабочих тетрадей и такие задания, которые пробуждают у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни: «закончи рисунок…», «раскрась…», «нарисуй…», «дорисуй…», «найди в Приложении, вырежи и расположи в определенном порядке…». В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, развивается воображение.
Особое место на страницах тетрадей занимают проекты. Значимость метода учебного проекта очевидна любому педагогу. Автор пособий предлагает темы, учитывая возраст детей, их социальный опыт, возможности, интересы. Например, в 1‑м классе это «Моя малая родина» и «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Такие темы позволят ребенку лучше представить себя коллективу, найти друзей по интересам, проявить творческие способности. Важно использовать помощь родителей в такой работе, и автор часто в заданиях рекомендует: «вместе со взрослыми…», «с помощью взрослых запиши… узнай…» и т. д. Во 2‑3‑м классах темы проектов становятся более широкими: «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Родной город», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Такие задания не только повышают интерес к предмету, развивают учебную мотивацию, но и углубляют знания по изученной теме, расширяют кругозор, формируют правильное мировоззрение.
В тетрадях достаточное количество заданий, способствующих развитию детской любознательности и формированию первых навыков для выполнения научно-исследовательских работ. В их основе лежат наблюдения и опыты, которые дадут учителю возможность организовать познавательную деятельность учащихся на высоком уровне и, что особенно важно, при условии самостоятельности, инициативы и творческого подхода каждого ребенка. Кроме того, автор учебных пособий считает целесообразным и советует учителю использовать простейшее лабораторное оборудование и несложные измерительные приборы. Здесь важно научить ребят следовать инструкциям и правилам, делать выводы на основе полученного результата. Выполняя подобную работу, маленькие исследователи не только заполняют информацию в предложенных таблицах и схемах, пользуются условными обозначениями, но и учатся обобщать, сравнивать, раскрывать причинно-следственные связи, существующие в природе. Наблюдения, практические работы и опыты дают возможность ребятам накапливать запас достоверных представлений об окружающей действительности. И тогда маленькие почемучки могут сами ответить на вопросы: «Откуда в снежках грязь?», «Из чего состоит почва?», «Какие свойства есть у воды?» и многие другие.
Вспомним Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами». Как и двести лет назад, наиважнейшей задачей для учителя остается помочь детям раскрыться, развить их собственные идеи. Одна из наиболее эффективных педагогических практик – парная и групповая формы работы. Елена Тихомирова предлагает: «Распределитесь на группы. Пусть каждая группа познакомится со своими вопросами. Рассмотрите рисунки. Придумайте к ним вопросы и задайте их ребятам из других групп». При этом работа строится в форме игры-соревнования, в котором побеждает та группа, которая придумает и задаст больше всех вопросов (1‑й класс). Во 2‑м классе к групповой работе добавляются такие задачи: «Разделитесь на группы. Прочитайте в учебнике все рассказы о материках. Определите, с каким текстом будет работать каждая группа. Составьте вопросы к тексту. Задайте их ребятам из других групп. Проверьте, внимательно ли они читали тексты». Сама формулировка задания направлена на развитие умения договариваться, общаться, слушать ответ, дополнять его.
Работая в парах, дети не только проходят учебный материал быстрее и качественнее, но и учатся самоконтролю, взаимопроверке, ведь им дается возможность выступить и в роли учителя: «Обменяйся тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга». Здесь же автор предлагает достаточно много заданий, позволяющих вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения задания: «Проверь работу ученика. Если есть ошибки, то исправь их»; «Поставь + около высказывания, с которым ты согласен»; «Ученик заполнял таблицу. Проверь его работу. Правильные ответы отметь знаком «+», неправильные – знаком «-».
Особого внимания заслуживает «Научный дневник (дневник наблюдений)», который расположен в середине каждой тетради отдельной вкладкой. Задания разнообразные, интересные, в основе лежит метод наблюдения. Работа с дневником рассчитана на весь календарный год, включая лето.
Результаты наблюдений за погодой предлагается заносить в таблицу при помощи условных обозначений, количество которых к четвертому классу увеличивается. Длительность наблюдений для детей также дифференцирована: в 1‑м классе надо выбрать только одну неделю из четырех месяцев (по временам года), со 2‑го класса ребята наблюдают за изменениями погоды уже в течение всего года. Здесь же учащимся предлагается проанализировать погоду каждой недели месяца и сделать вывод. Ведение дневника наблюдений – прекрасная возможность для развития многочисленных навыков и умений – от ориентирования во времени до формирования внимательности и наблюдательности, ответственности и аккуратности; это возможность заметить повторяемость природных процессов, проследить и зафиксировать закономерности в окружающем мире.
Хочется поблагодарить автора сборника и за мотивацию учеников к получению дополнительной информации из разных источников. Умения и навыки работы с дополнительной литературой имеют важное обучающее и развивающее значение. На страницах пособия часто можно встретить задания такого характера: «Найди в дополнительной литературе интересные сведения о…», «Прочитай в атласе – определителе…», «Используй Толковый словарь для определения значения слов…».
Большое значение в пособии уделено работе над смысловым чтением, осознанным пониманием прочитанного. После каждого текста, с которым работает ученик, предлагаются разные варианты заданий: «Из прочитанного текста выпиши данные…», «Запиши вывод по прочитанному…», «Придумай вопросы по тексту, составь план к нему, озаглавь…», «Выпиши из текста…».
Рабочие тетради снабжены разноплановым материалом для работы, это задания на классификацию, установление причинно-следственных связей, сравнение, анализ объектов. Через проблемные вопросы и требующие размышлений задания автор помогает ребенку закрепить полученные на уроке знания. Тетради снабжены богатым иллюстративным материалом, научно-популярными текстами, содержащими исторические факты. Пособия можно применять как для самостоятельной, так и для фронтальной работы, использовать при домашней подготовке.
Для контроля над уровнем усвоения материала автор предлагает применять тесты – задания, требующие выбора правильного ответа из ряда предложенных вариантов. Тесты составлены по всем темам учебного комплекта «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) для 1‑4‑х классов. Многие задания сопровождены иллюстративным материалом, что значительно облегчает восприятие школьников. В 1‑м классе каждый тест состоит из 5 равнозначных вопросов, а со 2‑го класса уровень усложняется – заданий 10, они разделены на базовые (1‑8) и усложненные (9‑10). В предисловии к тестам автор подробно объясняет специфику тестового материала и возможную интерпретацию полученных результатов.

Словом, с выходом этого современного, актуального, умного, удобного в использовании и доброжелательного к получению и отработке знаний учебного комплекта можно поздравить автора, издательство, учителей, родителей и главную целевую аудиторию – учеников начальной школы!
​Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы №8 города Ачинска Красноярского края, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте