На минувшей неделе первые полосы множества СМИ, не замеченных ранее в «желтухе», пестрели без малого шокирующими заголовками: «Советник Президента РФ Аркадий Дворкович предложил отменить стипендии студентам». «Это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации», – цитировали газеты и блоги интервью советника онлайн-изданию «Газета.ру». Согласно мнению Дворковича, чтобы получить те же деньги, студенты могут работать после учебы. Учащийся вполне способен устроиться в библиотеку, кафе или же заниматься переводами. Более талантливые студенты могут работать на кафедре своего профессора или по два-три часа в день в частной компании. Дворкович подчеркнул, что такие меры снизят расходы налогоплательщиков.
Сказать, что предложение Аркадия Дворковича вызвало широкое обсуждение – не сказать ничего. И онлайновые и оффлайновые СМИ в праведном гневе попытались объяснить политику, что так говорить нехорошо. Интернет-блоги пестрели язвительными комментариями. А самому Аркадию Дворковичу пришлось до полуночи отвечать в twitter-е на неприятные вопросы. Тогда же он и отметил первый раз, что СМИ его не поняли и, мало того, даже не попытались понять, в чем именно состоит суть предложения.
Политики также принялись критиковать советника президента. В частности, против его идеи высказался председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин. Он предложил не только сохранить выплату студенческих стипендий, но и повысить их размер. Министр культуры РФ Александр Авдеев заявил, что готов отстаивать интересы студентов творческих специальностей, которые должны получать стипендии.
Наконец Аркадий Дворкович пояснил СМИ, что он, собственно, имел в виду. «Я ни в коем случае не предлагаю сейчас что-то отменять или менять до того, как мы дадим все эти возможности (студентам), в том числе и возможность получения беспроцентных или низкопроцентных ссуд, кредитов, которые позволят людям учиться, не чтобы платить за обучение, я не про платное обучение, а чтобы жить в то время, когда ты учишься», – отметил он в частности на пресс-конференции в РИА «Новости». Советник Президента России предложил для начала определить, как будет работать предложенная система финансовой поддержки студентов, и уже затем «говорить о том, что эти стандартные стипендии можно отменить, заменяя их на другую, более продвинутую, мотивирующую к учебе и работе систему».
Однако оставим политиков, общественных деятелей, СМИ и, собственно, критику предложенного в гипотетическом будущем нововведения в стороне. У Советника Президента России и без нас достаточно собеседников, критиков и респондентов, которые с радостью расскажут ему, в чем он прав и в чем нет. Главным адресатом высказывания Аркадия Дворковича были все-таки те, кого по привычке зовут «будущим нации» и будущими жителями иннограда Сколково, студенты. Как на такие финансовые упражнения отреагирует самая политически активная часть российского общества – очень важный вопрос. Во все времена студенческие бунты были мощной движущей политической силой. И нередко «эти молокососы» давали жару любым политическим строям, ставя в тупик самых искушенных придворных интриганов.
На родине революции
Пожалуй, самым известным студенческим бунтом, про который написаны книги и сняты фильмы, стал бунт французских студентов 1968 года. Спровоцирован он был арестом шести членов Национального комитета в защиту Вьетнама, которые напали на парижское представительство «Америкэн Экспресс». 22 марта студенты Нантера захватили административный корпус университета. Власти оперативно решили выявить «зачинщиков» и наводнили Нантер полицейскими агентами. В ту неделю агентам посчастливилось стать фотомоделями: студенты их сфотографировали и устроили выставку фотографий. А когда полиция попыталась закрыть эту пародию на фото-биенале, ребята попросту выбили полицейских из помещений университета. В результате первый раунд восстания закончился тем, что восемь человек были обвинены в «подстрекательстве к насилию». А администрация вуза была вынуждена закрыть учебное заведение.
Казалось бы, инцидент исчерпан, но на следующий день после закрытия вуза в игру вступили студенты старейшего университета Франции – Сорбонны. Из-за демонстрации, проведенной в поддержку нантерских бунтарей, ректор Сорбонны отменил занятия и вызвал полицию. Полицейские атаковали студентов, применив весь арсенал спецсредств борьбы со студентами – дубинки и гранаты со слезоточивым газом. Демонстрантов загоняли в угол и зверски избивали. Студенты взялись за булыжники. Столкновения утихли с наступлением темноты. Несколько сот человек было ранено, порядка шестисот – задержано.
В результате Сорбонна также была закрыта, а тринадцать ее студентов осуждены парижским судом. В ответ студенты создали «Комитет защиты против репрессий». А Национальный союз студентов Франции призвал студентов и лицеистов всей страны к бессрочной забастовке.
Шестого мая двадцать тысяч человек вышли на демонстрацию, требуя отставки министра образования и ректора Сорбонны, открытия университета и освобождения осужденных. Колонну атаковали шесть тысяч полицейских. Среди демонстрантов были студенты, преподаватели, школьники и лицеисты. Они начали возводить баррикады. На подмогу студентам подходила молодежь, число манифестантов достигло тридцати тысяч. Лишь к двум часам ночи полицейские смогли рассеять толпу.
На следующий день бастовали все вузы и большинство лицеев Парижа. На демонстрацию вышли пятьдесят тысяч студентов. Вечером студенческую колонну вновь атаковала полиция.
Почти все профсоюзы преподавателей, профсоюзы учителей и научных работников поддержали студентов. Профсоюз работников телевидения выступил с заявлением протеста в связи с полным отсутствием объективности при освещении студенческих волнений в СМИ.
Когда Де Голль заявил: «Я не уступлю насилию», группа известнейших французских журналистов создала «Комитет против репрессий». Выступили в поддержку студентов представители французской интеллигенции, среди них были Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. Студентов поддержали крупнейшие профцентры Франции, партии коммунистов, социалистов и левых радикалов.
Десятого мая очередная двадцатитысячная демонстрация студентов была остановлена полицейскими. Началась «ночь баррикад». Студенты до самого утра противостояли полиции. Тогда премьер Жорж Помпиду выступил по ТВ и радио и пообещал, что Сорбонна вскоре откроется, а дела осужденных студентов будут пересмотрены.
Начался общенациональный политический кризис. Тринадцатого мая Франция была парализована всеобщей 24-часовой забастовкой, в которой участвовало практически все трудоспособное население – десять миллионов человек. В Париже прошла восьмисоттысячная демонстрация. Студенты захватили Сорбонну. Они создали «Генеральные ассамблеи» – дискуссионные клубы, законодательные и исполнительные органы одновременно. В крупных провинциальных городах прошли многотысячные демонстрации солидарности.
Рабочие компании «Сюд-Авиасьон» в Нанте захватили (по примеру студентов) предприятие. С этого момента захваты предприятий рабочими стали распространяться по Франции как эпидемия. Забастовали телеграф, телефон, почта, общественный транспорт. Франция «встала». К 20 мая число бастующих достигло десяти миллионов.
30 мая де Голль перешел в ответную атаку. Он запугал средний класс призраком коммунистической угрозы, получил их поддержку, реорганизовал правительство и ввел жесткие меры по всей стране. При этом де Голль идет и на уступки: повышает пособия по безработице и зарплаты. Это не спасает экономику Франции – отпуск страны длиной в месяц ведет к снижению золотого запаса. Де Голль подал в отставку.
В Греции есть все
До сих пор всем памятны студенческие волнения 2008 года в Греции. Поводом послужила гибель пятнадцатилетнего подростка в потасовке между полицейским патрулем и группой молодежи в афинском районе Эксархия. Но корни у столкновения гораздо глубже, чем даже неолиберальные реформы правительства, проводимые в то время. Славная традиция студенческих восстаний в Греции восходит к 1973 году.
Четырнадцатого ноября 1973 года студенческие союзы выразили протест против хунты «черных полковников», попытавшихся вмешаться в университетские выборы. Вечером бунтари укрепились в Афинском политехническом университете и объявили о борьбе с правительством. Поскольку «брать телеграф» согласно заветам революции было поздно, то студенты организовали в здании вуза вещание самодельной радиостанции.
Пятнадцатого ноября несколько тысяч человек собрались у вуза, в основном присутствовала молодежь – школьники и студенты. Координационная комиссия студентов призывала к «борьбе до победы». Начались столкновения демонстрантов с полицией. Постепенно столкновения охватили весь центр города. К девяти вечера были выстроены баррикады, а кое-где начались пожары. Через два часа был отдан приказ о вмешательстве армии.
Около полуночи к центру выдвинулась колонна бронемашин. В 2.45 радиостанция Политехнического университета прекратила вещание. Напротив вуза появились танки, один из которых разбил ворота университета. После короткого штурма, в ходе которого были убиты 24 человека и более тысячи ранены, сотни студентов были арестованы.
После восстановления демократического правительства жертв Политехнического университета провозгласили мучениками и установили памятники. С момента восстановления демократического правления греческие университеты пользуются правом экстерриториальности – полиции вход туда запрещен. Полиция может получить доступ на территорию университета только решением ректорского совета, состоящего как из преподавателей, так и студентов. Греческие вузы, получив автономию, с тех пор выступают в глазах населения главным оплотом борьбы с произволом властей.
Опыт соседей
Но самым жестоким подавлением бунта по праву считается «резня на площади Тяньаньмэнь», где в процессе разгона армейскими подразделениями демонстрантов погибли сотни мирных жителей.
Известны разные версии о причинах демонстраций 1989 года. Но все они так или иначе связаны с проводимыми по инициативе Дэн Сяопина экономическими и политическими реформами.
По одной из версий, эти реформы привели к внедрению рыночной экономики, ослабив систему, установленную Мао Цзэдуном, но студенты и часть интеллигенции считали, что реформы зашли недостаточно далеко.
Существует и противоположная версия. Студенты протестовали против капиталистической направленности реформ Дэн Сяопина и выступали за сохранение социалистических завоеваний Мао. К демократии они призывали для получения возможности противодействовать правительству.
В любом случае на площади собрались представители разных идей, желавшие каких-то изменений, а их протесты были в большой мере спровоцированы смертью прежнего генерального секретаря Ху Яобана.
Тогда к студентам присоединились рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Представители интеллигенции считали, что правительство погрязло в коррупции, рабочие считали, что реформы в Китае зашли далеко и возникшие высокая инфляция и безработица угрожают им и их семьям.
Протестующие разбили на площади палаточный лагерь. Количество демонстрантов было довольно-таки высоким – несколько раз оно достигало миллиона человек. Несмотря на запрет манифестаций, участники протестов игнорировали многочисленные призывы разойтись. На некоторое время мнения руководства компартии разделились.
Тридцатого мая была предпринята попытка вытеснить людей с площади без применения оружия, но манифестанты не разошлись, и в ночь с третьего на четвертое июня в Пекин вошли армейские подразделения. Армия применяла слезоточивый газ и оружие, а манифестанты забрасывали танки камнями и бутылками с зажигательной смесью.
В результате столкновений в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, однако о конкретном количестве жертв до сих пор идут споры. Согласно одним источникам, вся площадь была залита кровью, погибли от четырехсот до трех тысяч гражданских. А по заявлениям китайского правительства, пострадал 241 человек по всему Пекину. Оценки количества раненых разнятся от семи до десяти тысяч человек.
Правительство произвело многочисленные аресты сторонников протестов. Китай попал в информационную изоляцию из-за запрета на распространение иностранной прессы и строгий контроль за информацией в китайских СМИ. Следствием арестов и преследований стала очередная волна эмиграции интеллектуалов. Действия китайского правительства по подавлению демонстрантов вызвали всплеск международного осуждения и целый ряд санкций в отношении КНР.
В России
Говоря о студенческих восстаниях, нельзя не упомянуть события, произошедшие в самом конце XIX века в России. В феврале 1899 года в Санкт-Петербургском университете начались волнения, которые переросли в первую всероссийскую студенческую забастовку, всколыхнули всю страну, продлились три года и послужили причиной политизации российского студенчества.
Каждый год, восьмого февраля, в день рождения Санкт-Петербургского университета, после выступления ректора учащиеся традиционно расходились по кабакам, где устраивали шумные вечеринки, пили и веселились. В 1899 году привычную традицию попытался остановить ректор Василий Сергеевич: он разместил объявление о наказаниях (штрафах и арестах) тех студентов, которые примут участие в традиционном веселье. В день рождения университета речь ректора была сорвана, а студенты вышли на улицы и отправились к Дворцовому мосту, чтобы попасть на Невский проспект. Дорогу им преградил конный наряд милиции. Попытки договориться не увенчались успехом. Испробовав несколько вариантов и отчаявшись, увеличивающаяся толпа студентов отправилась к Николаевскому мосту. Их догнал командовавший конным отрядом поручик. Студенты забросали поручика снежками, и тот скрылся, чтобы привести весь полицейский отряд. Полицейские ворвались в толпу, топча людей лошадьми и избивая их нагайками. По словам свидетелей, пострадали не только сами студенты, но и случайные прохожие.
В последующие два дня в ходе грандиозной сходки, в которой участвовали около 2000 человек, студенты составили список требований. Они требовали предоставить инструкции, которыми руководствуется полиция и администрация в отношении самих учащихся, настаивали на гарантии физической неприкосновенности и возможности обжалования всех действий полиции для студентов всех вузов. Часть ректоров поддержала резолюцию. В вузе была объявлена забастовка, студенты прекратили посещать занятия.
Двенадцатого февраля университет поддержали семнадцать вузов города, а в двадцатых числах к бастующим присоединились еще около 25 тысяч учащихся по всей России (около двух третей всех студентов страны). Власти ответили репрессиями: участники забастовки исключались из университетов, свыше двух тысяч человек были высланы.
Ни в 1889-м, ни в 1900 году студенты в аудитории не вернулись. Созданная из профессоров Московского университета комиссия подготовила предложения по изменению университетского быта. Студенческое движение на время затихло. Результатом работы комиссии были незначительные послабления: выборы старост, разрешение факультетских сходок, – в целом требования студентов выполнены не были. Запрещались общеуниверситетские сходки и студенческие организации.
Поэтому в 1902 году студенческие волнения вспыхнули снова. Проходили студенческие съезды, политические лозунги выступили на первый план, а студенческие свободы рассматривались в контексте бесправия общества в целом. Пятого февраля 1902 года петербургская сходка студентов отвергла идею легальных студенческих организаций, выдвигая требование права общих сходок и собраний, на которых могли решаться все студенческие вопросы. Организации противопоставлялись общим собраниям и рассматривались студентами как средство снижения студенческой активности и контроля со стороны администрации.
Студенческие волнения тех трех лет привели к самоорганизации в университетах. Политизация студенческого движения привела к созданию в его рамках нескольких направлений, в том числе социал-демократического, эсеровского и освобожденческого, а студенческая сходка стала реальным органом власти в университете.
История знает и другие случаи крупных студенческих восстаний в России. В начале девяностых годов прошлого века поводом для них послужили задержки той же стипендии, например. А совсем недавно в 2007 году требование студентов-активистов снизить цены в столовой соцфака МГУ вызвало полномасштабную «войну». Не в последнюю очередь благодаря «умелым» действиям руководства факультета.
Ясно одно: студенческие восстания были и всегда будут. И в этом контексте имеет смысл задуматься о нескольких вещах. Во-первых, так ли уж поможет патриотическое воспитание в России, если в традиционно патриотически настроенной Франции патриотизм никак не повлиял на судьбу правительства. События на Манежной площади – как бы к ним ни относились «правые», «левые» и «центристы» – это как минимум демонстрация силы. Во-вторых, так ли уж обременительны социальные гарантии для бюджета, что ради них стоит парализовать страну на продолжительное время. Вспомним, что произошло после принятия закона №122 о «монетизации льгот». Если пенсионеры перегородили одну из федеральных трасс, то что могут сделать молодые и политически активные студенты. Ну и, в-третьих, способ подавления (или уход на мировую) восстания и его последствия скажутся не только на студенчестве, но и на жизни страны в целом. Если студенты организуют демонстрацию из-за цен в столовой, то легко можно представить последствия куда как более важного, затрагивающего все вузы страны события – гипотетической отмены стипендий. В самом деле при прожиточном минимуме в России в размере 6070 рублей иметь академическую стипендию в 1100 рублей это уже несерьезно. С учетом покупки канцелярии и отсутствующих в библиотеке учебников для учебы, а также тех самых многострадальных семи пар чулочно-носочных изделий из потребительской корзины кушать придется, как на Клондайке: разведенную в воде муку.
Впрочем, пока предложения остаются лишь предложениями и в ответ встречают не действия, а слова. СМИ цитируют слова председателя Российского студенческого союза Артема Хромова, который считает недопустимой отмену стипендий. «В Конституции четко прописано, что образование должно быть общедоступным», – говорит Хромов. Что произойдет в случае отмены стипендий или иных финансово-административных нововведений и будет ли кто-нибудь отстаивать Конституцию, пока неизвестно.
Фото Ольги Максимович
Комментарии