Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Стиль влияет на микроклимат. Некоторые аспекты управления педагогическим коллективом школы

УГ - Москва, №41 от 11 октября 2016. Читать номер
Автор:

​Управление школой – это особая деятельность, направленная на обеспечение организованной совместной деятельности по достижению образовательных целей. Определенное место в управляемой системе занимает педагогический коллектив.

Управленческий аспект деятельности педагогического коллектива требует четкого распределения функций между ним и руководством школы. Именно в составе управляющей подсистемы (это не только администрация – директор школы и его заместители, – но и каждый учитель, весь педагогический коллектив) проявляются особенности современной школы как объекта управления.При всей полезности и важности непосредственного общения директора с учениками основным направлением руководства учебно-воспитательным процессом и формированием ученического коллектива является работа учителя и уже через него, опосредованно, с коллективом школьников.При этом очень важно каждому учителю и всему педагогическому коллективу обладать: – профессиональной зрелостью; – новаторским стилем работы коллектива, где присутствуют дух творчества и одновременно бережное отношение к сохранению и поддержанию традиций; – способностью к сотрудничеству; – потребностью в самообразовании, в постоянном духовном совершенствовании, в расширении своего профессионального и культурного кругозора.Учитывая эти характеристики, директор школы строит свою управленческую деятельность по организации и сплочению педагогического коллектива, выделяя условно четыре направления работы: организационно-педагогическое, правовое, профессионально-методическое, социально-психологическое.Это каналы воздействия руководителя на педагогический коллектив, они же поле, где осуществляется взаимодействие директора и учителя, учителя и учителя. Каждый из аспектов образует группу методов формирования педагогического коллектива и управления им.Существенным моментом управленческой деятельности является организация труда педагога, где должны быть учтены три важных момента:- Объектом педагогического труда является ребенок. Без учета возрастных особенностей обучаемого невозможно регулировать процесс формирования знаний и умений, воспитания нравственных качеств. Учителю нужны основательная психологическая подготовка, знание особенностей памяти, внимания, мышления, темперамента учащихся. Это поможет ему установить должный контакт с учащимися, без чего процесс обучения и воспитания невозможен.- Средства труда учителя духовные. Он действует убеждением, словом, примером, показом, упражнением. Только совершенное владение методами, приемами, способами обучения и воспитания обеспечивает высокие результаты в работе.- Рабочее время учителя трудно отделить от нерабочего. В так называемое свободное время учитель продолжает деятельность, в решающей степени влияющую на производительность его труда: работает с отдельными учениками, проверяет тетради и задания, готовится к урокам, повышает квалификацию, встречается с родителями и т. д. Вот почему так серьезно и вдумчиво надо относиться к нагрузке учителя, делая все возможное, чтобы предельно освободить его от дополнительных, необязательных поручений.Наряду с этим в деятельности руководителей школ с позиции рациональной организации труда можно выделить основные ошибки:- неумение спланировать свое рабочее время и четко распределить обязанности между членами коллектива;- неумение пользоваться приемами отбора и обработки информации, в результате руководство школой нередко осуществляется стихийно, без учета всех обстоятельств;- неумение создать нужные условия для работы учителей, учащихся и технических работников;- чрезмерное увлечение хозяйственной деятельностью в ущерб руководству учебно-воспитательной работой.Итак, Школа лишь тогда функционирует успешно, когда в ней порядок, когда каждый знает, что, где, когда и, естественно, зачем делает.Организация порядка, ритмичности функционирования школьного коллектива – прямая обязанность руководителя, который осуществляет управление педагогическим коллективом и правовыми методами (работа с нормативными документами, приказы). В процессе правового управления педагогическим коллективом решаются главным образом задачи создания и поддержания правовых отношений. Чем настойчивее и последовательнее добивается директор с заместителями неукоснительного выполнения юридических нормативных правил, тем успешнее сами педагоги реализуют свои правовые функции в процессе общения друг с другом и с учащимися.При этом стержнем в работе директора является деятельность по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с учащимися и осуществлению своевременного контроля за качеством исполнения учителями своих обязанностей.С чего же нужно начинать работу с учителями? С создания здорового работоспособного коллектива. Не всякое объединение учителей является коллективом. В процессе формирования педагогического коллектива возможны ошибки: поставив принципиально правильные и важные цели, руководитель не учитывает настроя коллектива и отдельных его членов, полагая, что одной постановкой задач можно решить проблему создания коллектива. Не менее распространенная ошибка – переоценка роли требований.И здесь для создания общешкольного коллектива немаловажными факторами являются создание определенных школьных традиций, организация встреч в неофициальной обстановке, забота о комфортных условиях труда и организация досуга. Вот почему крайне важно создать в школе должный психологический микроклимат, выполнять нормы педагогической этики учителей.Создание единого сплоченного педагогического коллектива – важнейшее средство повышения эффективности внутришкольного руководства.Но сплочение учительского коллектива, формирование его общественного мнения, межличностных отношений учителей, их настроения, чувство удовлетворенности, пути стимулирования трудовой, творческой и управленческой активности членов коллектива – это серьезные социально-психологические проблемы школы. Наиболее активная из них – творческий микроклимат в коллективе.Активность педагогов в совершенствовании своего профессионального мастерства зависит прежде всего от двух взаимосвязанных факторов: от деятельности руководителей и психологической атмосферы в учительском коллективе.Руководитель школы может влиять на творческий рост коллектива по следующим каналам: путем анализа его деятельности и оказания индивидуальной помощи, организации работы методических объединений (кафедр), педагогических советов, конференций, круглых столов, распространения передового опыта. Главным каналом такого влияния является индивидуальная работа с учителями.Творческий рост учителя может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из внутреннего стремления к самосовершенствованию.Таким образом, функция руководителей школы должна заключаться не в научно-методическом просвещении, а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого педагога неустанно повышать свой идейно-теоретический уровень и педагогическое мастерство.Творческая обстановка не создается сама собой, а возникает в результате продуманных действий руководителя, разнообразных как по форме, так и по содержанию.Итак, стиль руководства решающим образом влияет на творческий микроклимат учительского коллектива. Атмосфера уважения, товарищеской взаимопомощи и творческого поиска формируется в школе, которую возглавляет директор, в совершенстве владеющий искусством объединять вокруг себя людей и руководить коллективистскими методами, способный извлечь полезные выводы из критики, служить примером принципиальности, ответственности и творческого отношения к делу.Ирина МИНЯЙЛО, школа №1440


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту