Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Стиль «лисицы» и стиль «совы» предпочтительнее стиля «акулы». Активные методы через активное взаимодействие

Учительская газета, №16 от 15 апреля 2003. Читать номер
Автор:

Ассоциация «За гражданское образование» вместе со своими региональными и зарубежными партнерами уже в течение пяти лет проводит семинары, посвященные активным и интерактивным методикам преподавания. Они вызывают огромный интерес у педагогов самых разных регионов России. Вместе с тем в Москве такой семинар прошел только сейчас.

На весенних каникулах 30 преподавателей Москвы из большинства столичных административных округов собрались в Московском Институте открытого образования для участия в трехдневном семинаре, которые его организаторы часто называют мобильными. Почему мобильными? Во-первых, они подразумевают активную работу самих педагогов на занятиях, отходят от практики чтения бесконечных лекций «под запись», мобилизуют творческие силы учителей. Во-вторых, при четко разработанной структуре семинара содержание меняется в зависимости от потребностей конкретного региона, интереса педагогов. Немного хотелось бы сказать о структуре такого семинара. Обычно он длится не более 3 дней.

Первый день занятий, как правило, посвящается показу различных методик (ролевых игр, дискуссий, ситуаций, учебного сотрудничества, анализа документов, работы с понятийным аппаратом и т.п.), а участники превращаются в класс, где тренер проводит свой урок. Однако после каждого тренинга особое внимание уделяется анализу происшедшего, выделению использованных методов, комментариям тренера, вопросам преподавателей, выделению возможных трудностей и путей их преодоления. Второй день отводится рассмотрению методики и практики социального проектирования на примере проекта общероссийского значения «Я – гражданин России». Самое интересное, что учителя не только знакомятся с этапами проекта, опытом его проведения, организационными и содержательными вопросами проектирования, но и самостоятельно в группах успевают подготовить свой мини-проект, то есть на практике закрепить полученную информацию. Наконец, в конце второго дня и в начале третьего учителя распределяются на несколько групп и начинают самостоятельную разработку занятия с использованием активных и интерактивных методик, а затем в течение 20 минут представляют замысел урока, показывают его небольшой фрагмент и отвечают на вопросы коллег.

Наконец, мобильными эти семинары называются еще и потому, что они не привязаны к конкретному региону или конкретным тренерам и чем-то напоминают работу Товарищества передвижных выставок во второй половине XIX века. Задача состоит в том, чтобы пробудить интерес, показать новые горизонты преподавания, найти активных и творческих учителей в разных регионах нашей большой страны, которые будут распространять информацию о новых технологиях среди своих коллег, в дальнейшем включатся в повышение квалификации педагогов и сделают ее более эффективной. А выиграют от этого прежде всего дети, которые получат больше возможностей и путей получения образования.

Однако вернемся к семинару, который прошел в Москве 25-27 марта 2003 г. В последний день занятий многие признались, что шли на занятия, запасшись журналами и книгами, чтобы скоротать время, а заодно и подготовиться к последней учебной четверти, так как ожидали очередных долгих лекций, громких слов, наукообразных терминов, нереальных предложений от людей далеких от школьной практики. Оказалось, что в аудиторию пришли тренеры, знакомые со школой не понаслышке, а их занятия были опытом реальной работы с учащимися. Короткие выступления заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин МИОО С.Козленко, 1-го вице-президента Ассоциации Н.Воскресенской, директора партнерства СИВИТАС Е.Белякова и руководителя Московского центра гражданского образования А.Иоффе были четкими и деловыми. А затем начались занятия тренеров – Е.Белякова, О.Кишенковой, А.Иоффе, И.Степанова Освещались разнообразные проблемы – наркомании, современной политической жизни, партийного строительства и идеологического многообразия, толерантности. При этом содержание совмещалось с активными и интерактивными методиками – мозговыми штурмами, дискуссиями, работой в группах, учебным сотрудничеством. Наиболее интересной для участников была работа в группах. Так, одна из групп предложила следующие варианты поведения в конфликте:

1. Приспособление – стиль «овца»

2. Компромисс – стиль «лисицы»

3. Сотрудничество – стиль «совы»

4. Игнорирование – стиль «страуса»

5. Соперничество – стиль «акулы».

Также были предложены и принципы, которых должны придерживаться участники переговорного процесса:

1. Мы хотим разрешить конфликт.

2. Мы ищем общие интересы.

3. Мы корректны и уважительны по отношению друг к другу.

4. Мы считаем, что первый шаг к примирению – не признак слабости.

5. Мы будем строго придерживаться достигнутых договоренностей.

Интересно проходили занятия, проводимые преподавателями Самарского центра гражданского образования В. Пахомова и О. Филимошиной по социальному проектированию и проекту «Я – гражданин России». Итогом их стало 2 проекта – по занятости подростков и по экологической безопасности

В проекте, посвященном занятости подростков, были определены законодательные основы разрабатываемого проекта: право на труд (Конституция РФ), ограничение рабочего времени, невозможность тяжелой, сверхурочной и ночной работы, возможность ежедневной оплаты, предоставление отпуска в удобное время. Затем с помощью мозгового штурма были намечены возможности использования труда подростков: артистическая деятельность, доставка почты, курьерская работа, рекламные агенты, озеленение, социальная служба, выгул собак. Для выяснения общественного мнения группа сформулировала вопросы для социологического опроса:

Ваше отношение к работе подростков.

Где подросток может работать?

Какой должна быть оплата?

Какова продолжительность работы?

Какую работу вы можете предложить?

Что вы видите отрицательного в работе подростков?

Экологический проект другой группы начал разрабатываться с выбора ключевой проблемы. Первоначально педагоги назвали несколько актуальных экологических проблем: недостаточное озеленение пришкольного участка, недостаточное озеленение классов, санитарное состояние школы, проблема питьевой воды. Затем предлагалось провести социологический опрос по вопросам:

Нравится ли вам пить воду из-под крана?

Нужно ли нам озеленять школу, класс?

Как вы могли бы оценить санитарное состояние школы?

Затем были определены нормативные акты, которые следует изучить для эффективной работы по реализации проекта – Конституция РФ (ст. 42), нормы СЭС, постановления правительства г. Москвы по экологии, федеральное законодательство

После этого был определен круг организаций, которые могут помочь в реализации проекта: администрация школы (одобрение на участие в проекте), территориальная управа (средства на приобретение саженцев и рассады), СЭС (ознакомление с нормами), Экологический комитет г. Москвы, дизайнерский центр (консультация, экспертная оценка предложений), пункты приема вторсырья (сдача вторсырья и приобретение питьевых аппаратов), Ботанический сад (садовый инвентарь, помощь в закупке саженцев).

Наконец, группа составила план работы по проекту:

– проведение встреч во всех классах для разъяснения целей проекта;

– каждый ученик может принять участие в озеленении школы «Каждому классу зеленый уголок»;

– агитация среди родителей.

Эти проекты были сделаны менее чем за час активной работы групп. Конечно, это лишь первый опыт проектной деятельности, но он по признанию большинства участников принес огромную пользу.

В заключение хотелось бы представить те разработки занятий, которые были сделаны и представлены в заключительный день семинара.

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА (6 занятий)

ТЕМА: «Институт президента в Российской Федерации»

Авторы: Юрий Кожин, Светлана Солдатова, Олег Пономарев, Сергей Чарницкий, Маргарита Гурова.

ТИП УРОКА: Ролевая игра

Цель урока: Изучение Российской Конституции и Закона РФ «О выборах Президента РФ». Рассмотрение роли президента в РФ. Развитие понятийного аппарата политологического направления.

ПЛАН (вопросы для групп):

1. Роль главы государства в общественной жизни.

2. Место главы государства в системе органов власти и управления в РФ.

3. Функции и полномочия Президента РФ. (Вопросы обговариваются предварительно. Дом. задание).

Воспитательная задача: формирование гражданской позиции учащихся по данной проблеме.

Развивающие задачи:

1. Расширение навыков учащихся в самостоятельном изучении законов и документов государства.

2. Создание мотивированного интереса к изучению политической ситуации в стране.

3. Ознакомление учащихся с политическими партиями и их программами в контексте подготовки к президентским выборам.

4. Умение самостоятельно мыслить, аргументированно доказывать свою точку зрения в споре, вести дискуссию.

Понятия для усвоения: президент, глава государства, система издержек и противовесов, присяга, импичмент, полномочия президента.

Место в системе курса: «Правоведение» – элемент изучения конституционного права, раздел «Президент РФ».

ХОД УРОКА: «Один день из жизни Государственной Думы РФ».

1. Мозговой штурм (общая работа)

На доске «ромашка» – спектр политических партий России. Учащиеся могут самостоятельно с помощью мозгового штурма выделить основные политические силы и условно распределить их на 4 основные категории:

Группа «левых» партий

Группа «правых» партий

Группа «центристов» (или партии власти с пропрезидентской позицией)

Группа независимых (партии или депутатские группы).

2. Работа в группах

Деление учащихся на 4 группы (самостоятельно или по предложению учителя) по политическим направлениям. Группы обсуждают следующую ситуацию: По законодательной инициативе депутата Иванова: «Об увеличении срока президентского правления до 7 лет» предлагается внести поправки в действующую Конституцию РФ. Учащиеся в группах должны обсудить собственную позицию с учетом выбранного политического направления.

Обсуждение

1. «Левые» (коммунисты) – против института президента или ограничение полномочий президента парламентским способом.

Полномочия: президент – глава исполнительной власти, представительское лицо нации. Усиление роли законодательных органов власти в общенародном государстве. Преобразование РФ в парламентскую республику.

2. «Правые» (СПС, «Яблоко», «Единая Россия»). Сохранение поста президента как гаранта Конституции и стабильности. Против увеличения сроков выборов, наличие широких полномочий органов местного управления, сохранение объемов полномочий в рамках Конституции РФ и активное использование системы сдержек и противовесов.

3. «Центристы» («Единая Россия») – по 1-му вопросу – согласие с позицией правых; по 2-му вопросу – отдельная позиция. Увеличение срока полномочий до 7 лет, укрепление и реформирование «вертикали» власти с внесением поправок в К.Р.Ф.

4. «Независимые» – обсуждают вопрос «Существует ли опасность, при усилении роли президента, превращения России в авторитарное государство?»

По результатам обсуждения проводятся выступления от групп и общее голосование.

Итоговый вопрос к группам:

Какова степень целесообразности восстановления монархии (конституционной) в России?

Рефлексия:

Подведение итогов голосования и итогов дискуссии на следующем уроке.

ТЕМА: «Семья и общество»

9-й класс

Авторы: Г.Болтунова, Н.Грейль, Л.Леонова, Н.Любельская, Л.Соколова

ЦЕЛИ:

1. познакомить учащихся с разнообразной палитрой мнений о семье, ее роли в жизни человека, развитии общества, подчеркнуть, что семья – общечеловеческая ценность;

2. развивать самостоятельное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, аргументировать;

3. продолжить нравственное воспитание.

1. Учитель знакомит учащихся с темой, целью; обращает внимание на кажущуюся простоту и привычность понятия «семья».

2. Учитель предлагает детям назвать свои ассоциации со словами «семья», которые он записывает на доске:

– дом; долг; обязанность; ссора; насилие; конфликт; забота; уют; обуза; добро; родители (мама, папа); лишения; расходы; ссоры; ответственность; ячейка общества и т.п.

Важно, чтобы преподаватель обратил внимание на необходимость подумать о различных аспектах семейной жизни.

3. Учащиеся группируют понятия по содержанию. Предполагается получение четырех основных тезисов, которые примерно могут выглядеть следующим образом:

– семья – это тепло

– семья – это обуза

– семья – это очаг насилия

– семья – долг перед обществом.

4. Вышеназванные тезисы становятся заданием для 4 групп: за 2 мин. Каждая группа подбирает аргументы с обоснованием правомерности выдвинутого тезиса.

5. Представление работы групп происходит нетрадиционным способом – преподаватель просит группу назвать свой тезис, а затем предлагает каждому участнику из других групп назвать без подготовки один из возможных аргументов в защиту тезиса, а члены группы становятся экспертами и дополняют набор ответов (по мере необходимости).

6. Учитель предлагает посмотреть краткие фрагменты (при наличии видео):

А) документального фильма о благополучном. В показательном детском доме, где есть все атрибуты материального благополучия, где воспитанники имеют возможность путешествовать по стране, за рубежом, крупным планом показываются глаза одного, другого воспитанника; кадр останавливается, вопрос учителя: «О чем говорит этот взгляд? О чем мечтает этот ребенок?». После ответов школьников фильм продолжается: у воспитанников берут интервью: «Какое твое самое заветное желание?» Естественно, они ждут одного: вот-вот откроется дверь, войдет красивая женщина и тихо скажет: «Я твоя мама».

Б) фрагмент художественного фильма «Мама» (семья Овечкиных).

Далее предлагается проанализировать, сопоставить и сделать выводы (общее – речь идет о семье, но в первом фрагменте акцент на семью как источник тепла, любви, а во втором – на ответственность членов семьи друг перед другом, перед обществом, о важной роли семьи в формировании личности).

При отсутствии видеоматериалов можно обсудить проблему: «Ребенок в детском доме».

7. Учитель подчеркивает, что государство осознает ценность семьи и ст.38 п.1 Конституции РФ гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Далее учитель просит учащихся принять участие в анонимном опросе, выявляющем ценность семьи, для каждого из них, ответив однозначно (да, нет) на вопрос: «Буду ли я создавать семью?».

8. Пока идет обработка данных опроса одним из учащихся, учитель акцентирует внимание, что каждый член семьи в течение жизни играет разные социальные роли: ребенок, муж, жена, мама, папа, бабушка, дедушка. Проводится мысль, что очень важна преемственность, не только кровное родство (возможно, звучит песня о маме).

9. Сообщаются итоги опроса, учитель подчеркивает, что это – материал для дальнейшей работы. Учитель благодарит детей за сотрудничество и предлагает домашнее задание на выбор:

1. Написать эссе по темам: «Семья – общечеловеческая ценность», «Почему в современной России дети бегут из семьи?», «О чем бы я хотел сообщить составителям ежегодного доклада о положении детей в РФ» (для представления в ООН).

2. Представьте, что вы – член Государственной Думы. Предложите свой проект системы мер государственной помощи семье.

Учитель предлагает группам проанализировать услышанное, дать свое, краткое, определение понятия «семья» через минуту, заслушав предложения групп, дополняет их, ссылаясь на толковый словарь («семья – группа совместно проживающих родственников»), Семейный кодекс и др. документы. Полученные определения записываются, сопоставляются и обсуждаются.

Окончание следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту