Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.
Али Апшерони
Именно поисками душевных склонностей у детей занимаемся мы в рамках марафона «Все профессии хороши – выбирай свою!».
Выбор будущей профессии не должен быть спонтанным, быстрым, необдуманным, ведь, по статистике, многие люди треть своей жизни проводят на работе, а некоторые и того больше. А если человек выбирает профессию по случайному решению, то на выходе получается еще один несчастный.
Вектор будущей профессии однозначно должен начинать определяться еще с детства, когда у каждого ребенка склонности преобразуются в способности. Этот этап длится с 6 до 14 лет. Идет формирование специализации, то есть то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. И этот период как раз приходится на школьную пору. И кто, как не учителя, может и должен помочь каждому ученику правильно сделать свой выбор профессии. А что может быть лучше, чем когда в профориентации детей принимают участие еще и родители!
В таком тандеме профориентационные цели обязательно будут достигнуты, ведь родители заинтересованы в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.
Первый урок марафона «Все профессии хороши – выбирай свою» был проведен в 8‑м «Д» классе. Идея профориентационного урока понравилась всем родителям этого класса, но не все проявили желание принять в нем участие. Останавливали страх перед коллективом ребят-подростков, неуверенность в своих силах и один вопрос: «А смогу ли я заинтересовать учащихся и удержать их внимание?»
Пионером в профориентационном уроке стал Роман Алексеевич, авиационный инженер и папа ученика 8‑го «Д» класса Ивана. Не секрет, что многие мальчики и девочки мечтают связать свою жизнь с небом, но не очень хорошо знают детали этой романтической профессии. Роман Алексеевич очень подробно рассказал обо всех плюсах и минусах данной профессии, объяснил, почему самолеты летают, и посоветовал изучать школьную программу ответственно, ведь в профессии авиационного инженера очень важны знания во всех дисциплинах.
Ребята слушали очень внимательно, что говорило о том, что главная цель профориентационного урока была достигнута. После завершения урока один ученик признался, что он и раньше мечтал стать пилотом, а теперь только утвердился в своем желании.
Следующий урок по профориентации провел Алексей Викторович, военный и папа Артема, ученика 8‑го «Д» класса. Для урока уже были подготовлены тематическая презентация и комплект военного обмундирования. Алексей Викторович рассказал ребятам о своей мечте с детства стать военным и о том, как эта мечта постепенно сбывалась, что, несмотря на трудные, а подчас и опасные моменты жизни в данной профессии, он ни на секунду не жалел о своем выборе. На практике была показана правильная эвакуация раненого с поля боя, что, конечно, не могло не понравиться ребятам. И так же, как и на первом уроке, определились желающие стать военными, в их рядах оказалась и девочка.
Ребята с таким восторгом рассказывали родителям об уроке, что мама Андрея тоже решилась на проведение урока и в канун праздника 8 Марта провела урок, посвященный флористике. Ольга Викторовна верна этой профессии уже 27 лет. Мама Андрея принесла с собой цветы и провела мастер-класс по составлению букетов, в котором приняли участие и девочки, и мальчики. Составленные своими руками букеты девчонки и мальчишки понесли домой, чтобы подарить своим любимым мамам и бабушкам в честь прекрасного женского праздника.
Классные руководители других классов также решили перенять идею профориентации и пригласили для проведения уроков родителей своих учеников, и те с удовольствием согласились.
Продолжил марафон папа ученика 11‑го класса Максим Соколов, зеленоградский поэт, который провел цикл встреч «Стихийное знакомство», где ребята с удовольствием слушали лирические произведения автора и в ответ читали свои. У многих проявился дар стихосложения прямо на уроке, что не может не радовать, ведь, возможно, на этом уроке определился с профессией и будущий поэт. Атмосфера урока оставила неизгладимое впечатление и у поэта, и у школьников.
А вообще атмосфера школьных уроков завораживает, и если хоть один раз получилось завладеть вниманием детей и увидеть их восхищенные взгляды, то захочется провести урок еще раз. Так случилось и с флористом и мамой Андрея Ольгой Викторовной. Поначалу она переживала, что что-то пошло не так, было ли ребятам интересно, а потом решила прийти к нам еще раз с новым мастер-классом, тематику которого держит пока в секрете.
Наша совместная с родителями работа будет продолжаться и дальше, ведь вопрос выбора будущей профессии нашими учащимися не оставляет никого равнодушным, и только в этом случае мы получим поколение счастливых людей, спешащих на свою любимую работу.
Оксана ГРИГОРЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №609
Комментарии