search
main
0

Стены из песка ненадежны. У духовности и нравственности должен быть более прочный фундамент

Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ на открытии IV московских областных Рождественских образовательных чтений «Трудимся на благо Отечества» поведал о своих школьных годах. О том, как выделялся он среди неверующих одноклассников, как из-за своей внутренней неотделимости от русской религиозной культуры воспринимал иначе темы уроков. В школу приходят разные ученики, у каждого представление о жизни свое. Но понятия нравственности, духовности всегда незыблемы, а пути, которыми идет молодой человек к осознанию моральных законов, разнообразны. Рождественские чтения – это один из них.

– Владыка, рады ли вы тому, что идея проведения Рождественских чтений в Московской области не только прижилась, но и полюбилась?

– Стремительно летит время, и незаметно миновал период, отделяющий нас от прошлогодней встречи. Наверное, это и хорошо, поскольку мы чувствуем, что находимся в постоянном взаимном контакте, в непрестанных заботах о делах образования и культуры.

Мы уже вплотную приблизились к пятилетнему юбилею этого культурно-образовательного форума, который за несколько лет успел стать неотъемлемой частью жизни Подмосковья. Когда я готовился к выступлению на открытии, размышлял о евангельской притче о строителях. Господь говорит в ней о двух видах людей. Одни знают вроде бы и учение Господа, и заповеди Его, да не исполняют. И потому все дела их недолговечны, подобны дому, построенному на песке. Нахлынули волны, подмыли стены – и дом разрушился. Другое дело, те, кто знает заповеди и их исполняет. И дела их, как строение, стоящее на каменном фундаменте, никакое наводнение не сможет разрушить. Мне кажется, что эти слова сказаны как раз о нас, людях современных. Если пытаемся устраивать жизнь по собственному разумению, своевольно, отвращаясь от Божественной истины, то рано или поздно бываем посрамлены, а начинания наши оборачиваются неудачей. Иное дело, идти по заповеданному пути, открывать людям свет истины, сообразовывать свои действия с многовековым духовным опытом предшествующих поколений, с мудростью церкви. Тогда все совершается успешно и во благовремении.

Священное Писание – это самая жизненная книга, и все в нем сказанное имеет самое непосредственное отношение к реальности. Вот мы собрались четыре года назад в Коломне на первые подмосковные Рождественские чтения. Это был эксперимент, и не все еще понимали, какое значение это мероприятие будет иметь в будущем. Зато теперь мы все являемся свидетелями того, как это дело развивается по всей Московской области, привлекая множество участников и пробуждая самый доброжелательный и заинтересованный отклик в обществе. Почему так происходит? Да потому, что мы строим наше дело на крепком и верном основании.

– Связь школы с религией рождает бурные споры. Каким, по-вашему, должно быть сотрудничество между этими двумя институтами воспитания и формирования личности?

– За минувшие годы мы прошли через период оживленных дискуссий о том, как надо сотрудничать церкви со школой. Они за пределами Московской области еще не утихли. Зато следует откровенно признать, что соработничество между Московской епархией и Министерством образования Московской области уже прошло период становления. Теперь мы уже можем говорить о том, что сложилась система отношений между церковью и системой образования. Она вызревала постепенно. Работал координационный совет, проводивший разработку и шлифовку наших общих решений. Мы двинулись сразу в двух направлениях: создания учебных программ и проведения совместных мероприятий.

Что касается обучения, то мы сначала пошли по пути, характерному для большинства регионов России, и сосредоточили свое внимание на отборе лучших программ по «Основам Православной культуры» и подготовке преподавателей для этого факультатива. Оказалось, что эта работа требует огромного приложения усилий. Только подумайте, если «Основы Православной культуры» преподаются уже примерно в 85 процентах школ Московской области, то для скольких педагогов требовалось провести курсы повышения квалификации. Хочу констатировать очень важный факт: распространение преподавания этого предмета было встречено со стороны общества с пониманием и благодарностью.

Параллельно сложилась целая цепь разнообразных мероприятий, которая составляет комплекс праздников и событий церковно-образовательного года. Он начинается с губернаторской Рождественской елки, продолжается Пасхальным фестивалем, совмещенным с областным родительским собранием. Традиционными стали мои встречи с руководителями муниципальных органов управления образованием на Пасхальной седмице. В период празднования Дня славянской письменности и культуры мы проводим праздник хорового пения. Очень приятно, что представители Московской епархии всегда получают приглашения участвовать в августовской конференции работников образования области. И завершается год нашими Московскими областными Рождественскими чтениями, на которых в течение нескольких недель подводятся итоги творческой деятельности духовенства и педагогов за предшествующие двенадцать месяцев.

Все сказанное позволяет говорить о формировании целого комплекса церковно-школьного взаимодействия в просветительской и воспитательной деятельности. И мне очень приятно в связи с этим выразить свою глубокую благодарность за сотрудничество министру образования правительства Московской области Лидии Николаевне Антоновой и всем ее многочисленным помощникам как в самом Министерстве образования, так и во многих муниципальных органах управления образованием.

Не могу не сказать с глубокой признательностью и о той заботе и внимании, которые проявляет в отношении духовно-нравственного возрождения Подмосковья наш губернатор Борис Всеволодович Громов. Именно благодаря его поддержке осуществляются многие уникальные культурно-просветительские проекты, имеющие высокую общественную значимость.

– В свете этого сотрудничества появляются ли какие-то новые школьные программы?

– Московская епархия и Министерство образования, естественно, совершенно независимые друг от друга структуры, но в то же время во многих направлениях своей деятельности они выступают как конструктивно сотрудничающие партнеры. Замечательным примером стало введение в образовательный процесс пособия «Духовное краеведение Подмосковья», по которому будет преподаваться этот предмет в рамках регионального компонента образования. Этот учебник настолько талантливо написан и так хорошо отражает суть изучаемого вопроса, что многие воскресные школы и православные гимназии нашей епархии обратились с просьбой о том, чтобы был напечатан дополнительный тираж для использования в системе духовного просвещения. Вот один из наглядных примеров нашего плодотворного сотрудничества: учебник, созданный под эгидой Министерства образования Московской области, востребован и учреждениями системы духовного образования и катехизации Московской епархии.

В такой ситуации, когда церковь использует учебные материалы, предлагаемые светской школой, кажется, не может возникать нареканий или подозрений в плане якобы имеющего место церковного вторжения в дела образования. Хотя должен не без озабоченности отметить, что определенные элементы напряженности в отношениях с некоторыми ответственными работниками образования в отдельных муниципальных образованиях Подмосковья, к сожалению, сохраняются. Надеюсь, в недалеком будущем в этом сможет помочь Московская областная Дума, приняв решение о введении «Духовного краеведения Подмосковья» в качестве отдельного предмета регионального компонента образования в нашей области.

Должен сказать, что за последние несколько лет между школьными педагогами и нашими священнослужителями на местах сложились поистине дружеские отношения и взаимопонимание. Хочу от всего сердца поблагодарить этих самоотверженных тружеников за повседневный кропотливый труд на благо нашего Отечества.

– В мае 2007 года в Коломне пройдут всероссийские празднования Дня славянской письменности и культуры. Какова будет та просветительская деятельность, которая направит на приобщение людей всех поколений к нашему многовековому культурному наследию.

– Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян, дали нашим предкам письменность, через которую те смогли воспринять проповедь веры Христовой, создать уникальную и богатую культуру. Праздник письменности – это прежде всего праздник родной речи. Конечно, язык является живой и развивающейся системой, однако мы являемся свидетелями и резкого снижения уровня грамотности, и постепенного размывания литературного языка, который, если ситуация не изменится, по прошествии десятилетия просто не будет доступен значительной части наших соотечественников. Наш долг состоит в том, чтобы убедить общество, в особенности молодое поколение, в необходимости думать, говорить и писать по-русски, правильно и красиво.

Во-вторых, праздник письменности – это праздник книги. В наши дни, к сожалению, чтение постепенно сдает свои позиции интернету и кинематографу, что в свою очередь влечет за собой и падение грамотности, и определенную культурно-интеллектуальную деградацию людей, только потребляющих информацию и не способных к творческой деятельности. В связи с этим хочу обратить внимание на важность обсуждения данной проблемы и на наших Рождественских чтениях, и в ходе подготовки к Дням славянской письменности и культуры. Нельзя допустить, чтобы книга ушла из жизни общества.

В-третьих, праздник письменности – это праздник творчества. Деятельность святых Кирилла и Мефодия оказала огромное стимулирующее воздействие на раскрытие огромного созидательного потенциала славянских народов. Этот пример должен быть в полной мере воспринят сегодня как призыв к всемерному содействию деятельности талантливых людей. И работники образования, и наше духовенство должны объединить свои усилия для того, чтобы показать миру, что делается на Подмосковной земле в области и художественного творчества, и исполнительского искусства.

Весной 2007 г. в Коломне в связи с торжествами пройдут и благолепные богослужения, и крупномасштабная международная научная конференция, и грандиозные концерты. Хотелось бы, чтобы на протяжении того времени, которое осталось до праздника, повсюду в Московской области была проведена работа по ознакомлению людей всех поколений с тем значением, которое имеют Дни славянской письменности и культуры для нас, людей ХХI века.

Каждую пятницу в газете «Подмосковье» мы обращаемся к тематике, связанной с нашей древней Коломной. Хотелось бы, чтобы эти просветительские импульсы не только были восприняты жителями Подмосковья, но и получили всестороннюю поддержку научно-педагогических кругов. Ведь предстоит событие, имеющее не только религиозное значение, и не только одна Московская епархия заинтересована в его успешном проведении.

– Владыка, а какие события еще, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?

– В этом году мы начали отмечать знаменательную дату – 65-летие победы в битве под Москвой, когда благодаря подвигу защитников Родины враг был остановлен и фашистские полчища начали отступление. Это событие укрепило волю народа и вселило уверенность в возможность победы. Мы поздравляем наших дорогих ветеранов и молитвенно поминаем тех, кто, сражаясь на фронте и жертвенно трудясь в тылу, ковал Великую Победу. Изучение этого важнейшего периода истории Великой Отечественной войны представляет огромное значение для патриотического воспитания подрастающего поколения именно в Подмосковье. Ведь это непосредственно нашу малую родину отстояли от натиска врага героические деды и прадеды в конце 1941 года. Я считаю, что нужно смело и убедительно говорить о любви и верности Отечеству, о преданности традициям отцов, о верности идеалам добра и справедливости. И эту работу призваны делать и церковь, и школа. Так сможем мы продолжить трудиться на благо Отечества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте