На сегодняшний день STEM – это направление в образовании, которое подразумевает смешанную среду обучения и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
Для дошкольников STEM-образование – это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В своей работе мы используем технологии для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлекаем их в научно-техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Мы открыли детские лаборатории в группах, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Работа проводится в небольших подгруппах с учетом развития познавательных процессов детей. После проведения исследований у них возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре и многое другое.
Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Также дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Таким образом, дети учатся быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
Ребятам нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью.
В связи с этим педагоги дошкольного учреждения включают мероприятия по осмысленной деятельности, где дети могут принимать участие в различных экспериментах. Детское экспериментирование позволяет им надолго усвоить информацию, ведь, когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником образовательного процесса.
Ведущая составляющая STEM-обучения – это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им получать необходимые математические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства.
Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. Такой подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность, необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты, вырабатывает инженерный стиль мышления.
Коллективная деятельность позволяет приобретать навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Реализация модели STEM-образования в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды детского сада.
В классической триаде вопросов «Чему учить?», «С помощью чего учить?», «Как учить?» именно среда является тем компонентом, который может принципиально преобразовать и деятельность педагога, и организацию образовательной детальности детей и во многом определить результаты развития.
Создание метапредметной среды при использовании модели STEM-образования невозможно без конструирования. Конструирование целесообразно применять в том случае, когда дети не только знакомятся с ситуацией, но и могут ее моделировать, используя разные элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик). В процессе освоения Lego-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники приобретают элементарные технические навыки и умения, знакомятся с принципами инженерии.
Мы считаем, что так эффективно и гармонично ребенок развивается как активная, самостоятельная, творческая личность. STEM-образование вдохновляет наших детей проводить исследования, как ученые, моделировать, как технологи, конструировать, как инженеры, созидать, как художники, аналитически мыслить, как математики и играть, как дети.
Ольга МУХИНА, старший воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №754 «Солнышко»
Комментарии