search
main
0

Ставка на интерес. Один день из жизни «нескучного» человека

…Наверное, предмет, который преподаешь, накладывает отпечаток на характер. Немецкий язык – немецкая стабильность, пунктуальность. Лучше прийти раньше, чем позже. «Не люблю опаздывать». Хотя дорога из дома до школы проходит через весь город-миллионник, с теми же «пробками», что у всех, – ни разу не зашла в кабинет со звонком, всегда минут за 15 до него, чтобы не только доску, но и себя успеть к работе приготовить. Сегодня у Людмилы Васильевны СОКОЛОВОЙ (если бы не школьная специфика отношений, звали бы ее просто Людой, невысокая, стройная, как старшеклассница) обыкновенный день. В 85-й общеобразовательной школе Екатеринбурга она ведет немецкий язык почти во всех параллелях, начиная с третьего класса.

у молодого педагога проходит в учебе (собственной, вузовской) и подготовке к учебе (школьников). По примеру мамы Людмила Соколова обложена наглядным материалом и желает расширить круг восприятия собственного предмета. Как многие «язычники», она увлечена не только языком, но и теми странами, в которых он распространен, мечтает побывать в Германии, Австрии, Люксембурге; на занятиях рассказывает об этих государствах. Недавно в Свердловской области появилась такая форма отдыха-обучения, как «немецкие каникулы». Под городом Нижний Тагил организуется языковой лагерь, где дети общаются на иностранном языке, так как среди них находятся представители Германии.

Досье «УГ»Трудности профессии, с точки зрения молодого педагога Людмилы Соколовой Слабая методическая оснащенность уроков, многое приходится делать самостоятельно. Если же ты не очень силен в «декоративно-прикладном творчестве», включаешь в процесс ближний круг, сестер, подруг: кто-то делает наглядные пособия, кто-то рисует плакаты. Невысокий уровень заработной платы. Преподаватели иностранных языков, работающие с «половинками» обычных классов, находятся в неблагоприятном положении, особенно преподаватели немецкого языка, ведь в группах иной раз бывает по 5-7 человек. Высокая нагрузка, прежде всего психологическая. Думаю, это основная причина, по которой молодые педагоги уходят из школы.Привлекательные стороны профессии Общение с детьми. После некоторых уроков чувствуешь себя просто на подъеме. Неполный рабочий день. Это удобно, когда не только учишь, но и сама учишься. Есть возможность выстроить свой день в удобном режиме.

Утро

Первыми сегодня на занятия пришли самые младшие. Сначала разминка: разгадывание ребусов заинтересовывает даже тех, кто не очень любит говорить не по-русски. Людмила Васильевна активно использует игровые и полуигровые формы, она убеждена, что начинать урок с загадки или кроссворда эффективнее, чем с проверки домашнего задания: первое активизирует интерес, второе «усыпляет».

Ее собственный интерес к профессии педагога зародился еще в те годы, когда подружки-одноклассницы восхищались ее мамой-учительницей. Дочь же – гордилась. Мама вела русский язык и литературу, но смотрела на свой предмет широко. Люда наблюдала, как она готовится к урокам: изучает массу методичек, подбирает иллюстрации, репродукции картин… Вопрос о профессии был решен без мучительных раздумий. Людмила окончила областной педагогический колледж, сейчас учится в Уральском государственном университете на факультете международных отношений и регионоведения – осваивает там еще один иностранный язык, готовится к выпускным экзаменам на философском факультете того же вуза по специальности «социальное управление». Близится к завершению ее второй трудовой «учебный год».

А первый начался, как и подобает добротному началу, неоднозначно. Утряска расписания способна дестабилизировать даже привычных к ней опытных работников школы. Менялись классы: только к одному приноровится, ей предписывают другой. Но с детьми понравилось работать сразу. Если и был страх, то скорее перед собой («справлюсь ли?»), но не перед ними. Людмила Васильевна говорит просто и прямо: «Я люблю детей». Самое приятное для нее в деятельности педагога – общение со школьниками. Они все разные. Готовишься к параллели и знаешь, что одна и та же тема будет воспринята по-разному. Один урок не похож на другой – это трудно, но именно поэтому и скучно не бывает. И в детях она больше всего ценит такое качество – внутреннюю «нескучность». «Пусть даже ребенок ошибается, чего-то не знает, но если он активен, а не сидит мышкой, он многого добьется, в том числе в языках. Иностранный язык – для активных, тех, кто умеет схватывать на лету, быстро реагировать».

Действительно, каждый школьный предмет помимо знаний дает нечто большее. Математика, например, учит логике мышления, постановке задач (не только математических) и их решению. Литература формирует мировоззрение. Иностранные языки расширяют круг общения, они делают человека более открытым иным культурам и в целом более мобильным.

День

…«Урок-путешествие». Перед доской стоит долговязый подросток. Он с заметным трудом подбирает немецкие слова, нажимает на электронной доске соответствующую кнопочку: «неправильно», путь закрыт, пробует снова. Возможно, когда этот молодой человек окажется в немецкоязычной стране, он вспомнит урок и найдет подходящие слова для того, чтобы расспросить прохожих о дороге и не заблудиться. Язык станет его навигатором. А пока он упорно повторяет попытку…

После уроков для учителя наступает время, когда нужно подумать о следующих.

Методики преподавания иностранного сегодня в ходу разные, некоторые ориентированы на разговор, что сейчас особенно востребовано, другие – на чтение. Людмила Васильевна понимает, что нельзя одно давать за счет другого. Элементарное освоение букв в тетради должно сочетаться с прослушиванием аудиокассет, с освоением текстов. Да только ничто не будет иметь смысла, если дети отвлекаются, шумят. На первый план выходит задача: удержать внимание.

Как человек своего времени, она убеждена, что медийные средства обучения очень помогают в этом. «Конечно, я бы хотела, чтобы у меня и интерактивная доска стояла в классе, и мультимедийная установка». Но в рядовой общеобразовательной школе пока нет избытка и даже просто достатка электронной техники, а также знаний о том, как ее использовать.

Урок-путешествие, столь популярный у шестых и седьмых классов, Соколова придумала и разработала сама. Можно было использовать программное обеспечение, но оно «дорогого стоит», поэтому продвинутым в технике учителям приходится учебные программы сочинять самостоятельно. Людмила Васильевна довольна тем, какое путешествие получилось: даже потенциальные двоечники увлекаются, желают попасть «из пункта А в пункт В», а это возможно только, если правильно ответишь на все «немецкие» вопросы. Обидно немного, что ее двухнедельную работу дети «проскочили» за одно занятие. И все-таки Людмила Васильевна готова разрабатывать и другие компьютерные «пути», ведь эффективность таких уроков намного выше, чем обычных. Чего ей не хочется, так это просто выдавать набор знаний, не задумываясь, пошли ли они впрок. Возможно, вместе с молодостью и свойственным ей максимализмом это пройдет, но жаль, если так случится.

День у молодого педагога проходит в учебе (собственной, вузовской) и подготовке к учебе (школьников). По примеру мамы Людмила Соколова обложена наглядным материалом и желает расширить круг восприятия собственного предмета. Как многие «язычники», она увлечена не только языком, но и теми странами, в которых он распространен, мечтает побывать в Германии, Австрии, Люксембурге; на занятиях рассказывает об этих государствах. Недавно в Свердловской области появилась такая форма отдыха-обучения, как «немецкие каникулы». Под городом Нижний Тагил организуется языковой лагерь, где дети общаются на иностранном языке, так как среди них находятся представители Германии.

Вечер

… 33 преподавательских часа в неделю, учеба в двух вузах… Иной раз и урок проведешь замечательно, испытываешь драйв, а домой приезжаешь – никаких сил не остается. Появляются иногда мысли: зачем мне это? Но прошло минут десять – с ними и эти мысли прошли…

Людмила Васильевна не заглядывает в будущее. Пусть жизнь идет, как идет. Возможно, в ее судьбе будут перемены. Но сейчас она основное время проводит в школе. С коллективом сдружилась. В 85-й довольно молодой, энергичный директор, с Натальей Александровной Ващук они хорошо понимают друг друга. Да и со старшим поколением нет никаких проблем. Два года в школе стали и для нее уроком. Что-то оказалось сложнее, чем представлялось, что-то, наоборот, легче. Главное же – интерес к профессии только окреп.

Екатеринбург

P.S. Уважаемые читатели, конкурс «Совет коллеге», который «УГ» проводит в рамках Всероссийской консультационной линии, продлен до 1 мая. Ждем ваших советов по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1 и по электронной почте rudenko@ug.ru Подведение итогов планируется провести до 15 мая. Победителей ждут призы, а их советы будут опубликованы на страницах «УГ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте