search
main
0

Статус педагогов формирует государство. Кто позаботится о национальном достоянии России?

Лозунг Второго Всероссийского педагогического форума, прошедшего в Петербурге, гласил: «Учитель – национальное достояние», и, несмотря на аномально жаркую погоду, он собрал порядка пятисот человек из 70 регионов России. Необходимость подобного мероприятия заключалась, по отзывам педагогов, в том, что форум дал возможность не просто выплеснуть эмоции, а попробовать разобраться со многими проблемами изнутри. А их более чем достаточно. Сам форум стал отражением ситуации в российской школьной педагогике: из 500 участников было всего 19 мужчин, а подавляющее большинство – учителя более чем с двадцатилетним стажем работы, то есть люди в основном от 45 лет.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

В этом году темы для обсуждения были выбраны самими педагогами, и, что показательно, первенство досталось теме «Статус учителя». Кто и что играет существенную роль в формировании образа учителя, почему большинство телевизионных передач и газетных репортажей подают материалы, касающиеся образования, в негативном ключе, как строить работу с родителями, почему так разнится уровень зарплат педагогов из разных регионов – этими и множеством других вопросов задавались участники форума.

Второе место по популярности занимала тема «Содержание образования», куда педагоги отнесли вопросы, связанные с качеством и наполняемостью учебников, содержанием программ. Третьей, но не менее многочисленной по количеству заинтересованных, была тема, касающаяся условий организации образовательного процесса, куда вошли вопросы деятельности профсоюзных организаций, правовой защиты учительства.

В ходе обсуждения тем педагоги не раз говорили о том, что решение проблем изнутри – это необходимо, но еще важнее, чтобы мнение учительства по тому или иному вопросу было услышано. Мы предоставили возможность высказать свою точку зрения участникам форума.

Сергей КОЛОДИН, учитель английского языка школы №1 им. А.М.Денисова, пос. Хвойная, Новгородская область:

– Нельзя забывать о повышении квалификации. Учителя, которые выучились десять-двадцать лет назад, приобрели богатейший жизненный опыт, но этот опыт необходимо постоянно пополнять, поэтому, на мой взгляд, было бы неплохо хотя бы раз в пять лет устраивать стажировки для преподавателей иностранного языка с выездом в страну изучаемого языка. При этом минимум хотя бы две недели должны работать интенсивные языковые курсы, чтобы люди могли понять, почувствовать богатство языка, изменение его, развитие сленга. На сегодня это стоит бешеных денег, и, как правило, если учитель едет, то за свой счет. Не каждый себе это позволит. Экскурсия обходится минимум в 35-40 тысяч рублей. В прошлом году нам предлагали экскурсию в Лондон на неделю – 50 тысяч рублей. Для учителя это нереально. Поэтому нужно отправлять педагогов хотя бы раз в пять лет за счет бюджета.

Было бы также неплохо устраивать языковые стажировки учащимся, не всем, но хотя бы отличившимся. Опять же за счет муниципального или федерального бюджета, чтобы дети видели страну изучаемого языка, чтобы прониклись духом культуры. Одно дело, когда мы об этом рассказываем, другое – когда ребенок увидит это сам.

Инна ГЕВЛИЧ, директор школы №20, город Балаково, Саратовская область:

– Для меня был и остается актуальным вопрос финансирования ученика, то есть норматив, который выделяется регионом на каждого конкретного ребенка. Именно от этого зависит финансирование самой школы, и если бы финансирование ученика было достаточным, то, на мой взгляд, многие вопросы, которые задавались на форуме, ушли сами собой.

Почему финансирование ученика тема проблемная? На мой взгляд, должен быть установлен минимальный уровень норматива, закрепленный в законодательстве РФ, а субъект Федерации уже к этому минимальному нормативу может добавить деньги на то, чтобы в его регионе качество образования было достойным. Каким может быть минимальный норматив? В нашем регионе он в среднем около 20 тысяч рублей ежегодно на одного ребенка. У меня в школе 1200 детей, школа большая, сильная, и если бы мне эти деньги давали и не пытались постоянно каким-то образом секвестировать, то через какое-то время удалось бы вывести школу на определенный уровень оснащения. На сегодня денег хронически не хватает, а также удручает нестабильность размера норматива.

Что касается сельской школы, то ее вообще нельзя переводить на норматив. Сельскую школу нужно финансировать как раньше, то есть по классам. И не важно, три человека в классе или десять. Если школа исчезнет из села, исчезнет и само село. Я не совсем согласна с тем, что учителю платят за то, какое количество детей в классе. Ведь, к примеру, на семнадцать детей тратишь те же усилия и время, что и на двадцать пять. Так же готовишься к занятиям, ведь урок нельзя подготовить на семнадцать или на двадцать пять человек. По моему мнению, необходимо существование базовой ставки за урок. Ведь на производстве мы получаем ставку за работу, а все остальное – премии за успешность в ней. Почему бы в образовании не применить тот же принцип? Тогда бы мы меньше сталкивались с педагогическим выгоранием. Педагог сегодня загнан в прокрустово ложе: с одной стороны, он стремится заработать, а с другой – ни физических, ни психологических сил для этого не хватает. Я каждый год провожу исследование своего педагогического коллектива. В прошлом году были одни результаты, в этом году они на балл ниже. При всем при том, что в школе есть служба психологической разгрузки. Но этот девятый вал бумаг, постоянная отчетность, неизменное нарушение нормального режима функционирования школы настолько выбивают из колеи, что под конец учебного года мы чувствуем себя не людьми, а механизмами.

Марина ПРУДНИКОВА, учитель технологии Панаевской школы-интерната, Ямало-Ненецкий автономный округ:

– Для меня важнейшая проблема – социальная защищенность учителя. Сегодня она практически сведена к нулю. Особенно это касается жилья. Все давно знают, что учитель на свою зарплату не может купить квартиру. Ему говорят, берите ипотеку, но даже самый минимальный кредит требует выплаты больших процентов. Какой учитель может позволить себе выплату, скажем, четырнадцать тысяч рублей в месяц?

Сейчас снимаются во многих регионах сельские доплаты за коммунальные услуги. Если не снимаются, то ставятся чисто административные препятствия в их получении. Зачастую учитель в сельской местности живет в съемной квартире. Если раньше ему компенсировали «коммуналку», то сейчас это сложно. Вообще по новому Закону «Об образовании» должно оплачиваться 100% стоимости аренды независимо от занимаемой площади, но регионы сами уже придумали оплату только по социальным нормам. А у нас на Севере это получаются большие суммы – 5-6 тысяч рублей за коммунальные услуги.

Что еще тревожит? Я услышала, что почти в каждом регионе базовая ставка идет ниже минимальной зарплаты. Минимальная зарплата по стране сейчас 4200 рублей, а базовую ставку мы встречаем 2900 рублей, 3200 рублей. До минимальной зарплаты дотягивает ставку только Самарская область. Учитель в Курганской области, например, получает 3800 рублей, а техничка – 4200 рублей. Поэтому разговоры с трибуны, что средняя учительская зарплата по стране 13 тысяч рублей, – элементарная ложь. Учитель в лучшем случае, если ведет несколько ставок, может содержать себя и одного ребенка. Поэтому в учителях остались те, у кого мужья зарабатывают, или те, кому кто-то помогает, или есть возможность подрабатывать. А это сказывается на качестве образования.

Сегодня по новому НСОТ никак не стимулируются работа с детьми, повышение качества предметного образования. Сегодня не важно, хорошо я провела урок или плохо, пришла подготовившись или с мелом и тряпкой, оплата за все одинаковая. Зато стимулируется все помимо этого. В результате учитель абы как проводит урок, а такое встречается повсеместно, и в то же время очень много времени тратит на конкурсы, подготовку к олимпиадам. Раньше, например, были доплаты за использование компьютера, за создание методических разработок. Сейчас ничего этого нет.

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов гимназии №9, Екатеринбург:

– Меня волнует проблема статуса учителя. Статус начинается с государства. И хотя на форуме звучало мнение, что статус учителя формируют родители, я считаю, что первенство все же принадлежит государству. Я много делаю для того, чтобы меня уважали родители, веду родительский проект и считаю, что без родителей учитель вообще ничего не значит в современном обществе, потому что это единственная ниточка, через которую мы можем повлиять на мнение общества о нас. Но само представление об учительстве формирует все же государство. Здесь нужна определенная политика, которая будет жестко регламентировать позицию учителя в обществе. Почему в Финляндии конкурс на учительскую специальность полторы тысячи человек на место? Потому что все условия для этого созданы. Учитель там не выживает, а живет и с удовольствием работает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте