Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет и без всяких законодательных актов всегда занимали привилегированное положение. Право на это им давал высокий научный и образовательный статус. Но с точки зрения законодательства они до недавнего времени могли себе позволить не больше, чем любой обычный российский вуз, и приходилось постоянно доказывать, что эти университеты как флагманы российской высшей школы должны находиться в другом положении. Сегодня практически все проблемы статуса решил Закон «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», принятый Государственной Думой РФ и подписанный Президентом России.
Второе чтение закона в Госдуме РФ сначала назначили и перенесли по неизвестной причине, потом слушание все же состоялось. В кулуарах Думы ходили слухи, дескать, что все дело в том, что президент Дмитрий Медведев, подписывая готовый закон, должен будет одновременно и назначить двух ректоров. По новому закону ректоры назначаются на должность и освобождаются от нее решением Президента России. С ректорами, как известно, ситуация не очень простая. Ректор МГУ Виктор Садовничий пользуется огромным авторитетом в стране и за ее пределами, но уже в солидном возрасте, а, как известно, даже 65-летних ректоров других вузов деликатно передвигали на должность президентов этих же вузов. Ректор СПбГУ Николай Кропачев в последнее время стал широко известен в связи со скандалами, сотрясающими вуз. В частности, до судебных рассмотрений дошел конфликт с деканом журфака университета, посмевшей критиковать некоторые реформы ректора. Не учитывать это при назначении руководителя питерского вуза просто невозможно. Тем не менее Дмитрий Медведев должен назначить (или переназначить) ректоров и определить срок их полномочий, который не может превышать пять лет. Но, кстати, закон дает президенту право досрочно освобождать ректоров от занимаемой должности. Или продлевать дважды полномочия ректора на новый срок в том случае, если тот достиг предельного возраста для замещения этой должности. То есть демократическая вузовская вольница университетов, когда ректоров выбирали, после принятия закона заканчивается. Но статус, как говорится, требует жертв. Демократические выборы ждут исключительно деканов факультетов, избирать будут по-прежнему и заведующих кафедрами.
Новый закон определяет особенности правового положения двух ведущих классических университетов России как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих подразделения без права юридического лица и юридических лиц. Что было и остается у двух университетов? Во-первых, они, конечно, остаются государственными бюджетными учреждениями, во-вторых, их учредителями от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ, в-третьих, оба вуза будут жить по уставам, которые утвердит и внесет в них те или иные изменения тоже Правительство РФ. В остальном университеты будут жить так, как то определяет общее для всех российское законодательство.
Конечно, для вузов предусмотрены и исключения. Если для других вузов нынче настоятельно не рекомендуется иметь филиалы и представительства, то МГУ и СПбГУ такие полномочия в соответствии с новым законом получают. Видимо, дело в том, что репутация университетов такова, что и те и другие их подразделения, как говорится, лицо вузов не исказят и дипломы будут выдавать той же высокой пробы, что и основной научно-образовательный комплекс.
Закон определяет, что в состав университетов могут входить помимо филиалов и представительств факультеты и иные подразделения без прав юридического лица, а также юридические лица, в том числе и институты. Институты, кстати, в университетах есть и сейчас, но сегодня они получают право, если так можно сказать, на вполне легальное правовое положение. Полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс университетов, будет осуществлять уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию с университетами. Видимо, эта обязанность будет возложена на Министерство образования и науки РФ или Федеральное агентство по образованию.
Чрезвычайно важно то, каким образом будет осуществляться образовательный процесс в этих двух классических университетах. Сегодня все определяется теми стандартами высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые реализуют все российские вузы. Но эти стандарты, образно говоря, уже давно стали тесны университетам как по росту, так и в плечах, сдерживая развитие направлений подготовки, которые соответствуют общемировым представлениям о классическом университетском образовании. Закон выводит университеты на простор творчества: теперь они могут работать на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований, которые при этом ни в коем случае не могут быть ниже соответствующих требований федеральных стандартов. Подготовка будет идти по программам бакалавриата и магистратуры, причем при приеме будущих бакалавров и магистров университеты получают право на проведение дополнительных вступительных испытаний профильной направленности. Таким образом, завершается давний спор о том, принимать ли в два выдающихся классических университета по результатам сдачи единого государственного экзамена или не принимать. Главной теперь станет система предметных олимпиад и дополнительных вступительных испытаний. Очевидно, что результаты сдачи ЕГЭ будут неким допуском к этим испытаниям, и в этом смысле два университета в самом деле попадают в привилегированное положение по сравнению с другими классическими университетами России.
Судя по тому, что ректоры университетов не высказывали никаких несогласий с новым законом, он разрабатывался при их участии, а депутаты учли предложения ректоров. Надо отметить, что три депутата Госдумы РФ – председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин, а также члены комитета Виктор Шудегов и Гаджимет Сафаралиев – внесли немало поправок в проект закона, причем эти поправки существенным образом улучшили текст. Об этом весьма скромно сказал Григорий Артемович, представляя законопроект коллегам по Думе, но объем и значение проделанной работы можно оценить, рассматривая перечень поправок.
Например, в первоначальном тексте университеты были названы просто бюджетными учреждениями, предложенная поправка называла их еще и федеральными, что исключило возможность при неблагоприятном стечении обстоятельств перекинуть их с федерального уровня на финансирование московского и питерского бюджетов. Правда, при этом у университетов все-таки не будет права (как гласит 122-й закон) на прямую финансовую помощь из московского и питерского бюджетов, но тут стоит уповать на то, что федеральный бюджет будет давать им средства в нужном объеме. Насчет финансирования в новом законе записано так: оно осуществляется за счет федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, кроме того, МГУ и СПбГУ вправе будут осуществлять определенные виды деятельности в соответствии с государственными заказами. Это значит, что государство будет давать заказы на подготовку специалистов и, видимо, проведение научных исследований в интересах развития экономического потенциала страны. Кстати, Балыхин, Шудегов и Сафаралиев внесли поправку, которая убрала двусмысленную фразу о распределении средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования юридических лиц, входящих в состав университетских комплексов, так как при этом университетам вменялось в обязанность указывать эти средства в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на соответствующий год. Действительно, зачем такие сложности, если университеты не освобождаются от обязанности соблюдать российское законодательство, в том числе и в отношении того, что касается распределения бюджетных финансов? Еще одна существенная поправка касается филиалов, представительств и институтов – в состав университетов они смогут входить только в соответствии с их уставами, иное не смогут навязать им даже очень влиятельные лица и организации. Кстати, если изначально речь в законопроекте шла просто о структуре университетов, то по поправкам вместо структуры вошло определение «научно-образовательный комплекс», что существенно расширило статус этих вузов. Это важно, как и то, что была принята поправка о том, что правовое положение университетских подразделений и юридических лиц, входящих в состав комплексов, определяется уставами этих двух высших учебных заведений, что руководителей юридических лиц будут назначать и освобождать от должности ректоры университетов, правда, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В этом заложено сведение на нет возможного возникновения и развития конфликтных ситуаций между университетами и их юридическими лицами.
Тут нельзя не сказать о поправках, внесенных оппозицией, которую представлял депутат Олег Смолин. Что не устраивало Олега Николаевича в тексте законопроекта? Он посчитал, что для ректоров двух ведущих классических университетов не может быть сделано никаких исключений, что они должны тоже избираться на должности и освобождаться от должностей в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством об образовании. Но эта поправка не была принята, и ректоров двух университетов будет назначать и освобождать Президент РФ, а ректоров всех остальных вузов России станут по-прежнему избирать. Еще одна отвергнутая поправка, по мнению очень многих, весьма существенна. Смолин предложил педагогов и научных работников университетов по уровню оплаты труда и социальным гарантиям приравнивать к федеральным государственным гражданским служащим. Но, как видно, до осознания важности статуса вузовских работников наши законодатели всё еще не дошли. Статус статусом, а бюджетные деньги государство привычно не хочет тратить на улучшение положения бюджетников. Даже федеральных. Даже таких высококвалифицированных, как университетские преподаватели и ученые.
Остается радоваться тому, что у двух ведущих классических университетов России появился особый статус, и надеяться, что это поможет им в конце концов занять первые строчки в мировом рейтинге классических университетов.
Комментарии