search
main
0

Статус или помощь. Создание условий для образования и развития ребенка

Это явление, о котором необходимо говорить. Сегодня мы хотим акцентировать внимание педагогического сообщества, родительской аудитории на том, что все мы рано или поздно обозначаем свою нужду в помощи, осознаем необходимость в ее получении, ищем ее, получаем и, таким образом, обеспечиваем себе и своим близким, коллегам вполне комфортное и эффективное взаимодействие, сотрудничество с нами. Это о нас о взрослых. И если мы даже сами не сможем понять, что нам нужна поддержка профессионалов, узких специалистов, в нашем окружении найдутся те, кто обозначит нам нашу проблему, покажет путь выхода из нее, а может, и позаботится о нас, пройдет весь путь с нами вместе. И это снова о нас о взрослых. А теперь подумаем о тех, за кого мы приняли ответственность, – о наших детях, воспитанниках, обучающихся. Здесь есть две стороны – обязанность родителей перед детьми согласно закону и личная ответственность каждого из нас перед ребенком. Намеренно не пишу слово «своим» ребенком, чтоб не сузить рамки ответственности. Если вы выбрали сферой своей деятельности образование, ваш профессиональный долг оказать максимум поддержки ребенку на его пути становления как личности, как профессионала, как члена общества.

В​озвращаясь к детям и проблемам, вопросам, с которыми они встречаются на своем жизненном пути, анализируя и принимая, мы можем убедительно утверждать одно – ни один ребенок не может сказать своему родителю: «Мама, мне сложно учиться, давай запишемся и пройдем ЦПМПК, и тогда для меня создадут те условия, в которых я нуждаюсь». Сегодня это одна из самых распространенных ситуаций, в которых важно и необходимо принимать участие членам городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования, можно было бы даже сказать – один из вопросов государственной важности – правильное отношение родительства и педагогического состава к прохождению ЦПМПК. Первое – кого мы хотим видеть в лице наших детей? Мы хотим взрастить здоровое, счастливое, образованное, профессиональное новое поколение. И именно эту цель мы с вами преследуем, мы формируем и готовим будущее страны – родители и педагоги. Если ребенок нуждается в помощи, а мы стараемся не замечать этого, говоря себе и окружающим, что это просто педагогическая запущенность, что его поведение – это дань сегодняшнему времени, что его действия – это привычка, что все перерастет, перемелется и еще много слов, которые обычно при этом употребляют для того, чтобы уверить себя, чтобы снять ответственность и, еще чаще, чтобы ничего в данном направлении не предпринимать, то кто же вырастет рядом с нами? Сможет ли он перейти на следующую ступень обучения, сможет ли он освоить образовательную программу, сможет ли сохранить желание учиться, получить профессиональное образование, познавать мир, готовить себя к будущему? Сможет ли создать семью, нести ответственность за себя, своих детей и за вас, взрослые, родители и педагоги, в будущем? Ведь другой сценарий жизни ребенка – это педагогическая запущенность, отказ от обучения, потому что непонятно, трудно, отсутствие профессиональной карьеры, неуспешность, не говоря уже о дальнейших действиях государства по отношению к такому гражданину. И вот мы подходим к главному моменту: кто же должен участвовать в выявлении этой исходной точки на жизненном пути ребенка? Родители ли? Педагоги ли? Решение – в Законе «Об образовании в РФ» в роли и участии родителей и педагогов в жизни ребенка, в их совместной деятельности, направленной на получение ребенком образования в той форме, которая является для него приемлемой. Хотя у каждого из этой пары есть свои обязанности, очерченные законодательством. «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье и развитии своих детей» – выдержка из Семейного кодекса. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» – выдержка из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Понятно, что мы должны, теперь важно понять, как мы сможем принять все шаги для оказания помощи детям. Первое звено – это родитель и его наблюдения за ребенком, их анализ и обоснованное беспокойство при выявлении отклонений в развитии или поведении. То есть мы подразумеваем, что родитель знает этапы развития ребенка, прирост навыков на каждом из них, знает предельные нормы и может сам проанализировать показатели ребенка и обратится к узкому специалисту, если есть дефицит. Таким образом, цель достигается – ребенку оказывается помощь. В таком случае родитель почти всегда принимает необходимость посещения ЦПМПК и сотрудничает с образовательной организацией в направлении создания необходимых условий для образования ребенка. Такой родитель понимает, что часто это некоторый этап в жизни ребенка, временный, при успешном прохождении которого ребенок получает образование и гарантированно становится полноценным членом общества.Но мы понимаем, что не каждый из нас готов принять помощь для ребенка, осознать саму необходимость ее и препятствует созданию не только условий, но и получению так необходимой ребенку медицинской помощи. При этом непонятна позиция как родителей, так и воспитателей и иных педагогических сотрудников, оставляющих проблему в зоне ее дальнейшего обострения. Принцип «не знаешь как – спроси у руководителя», что в простонародье звучит «не смог – делегируй компетентному коллеге», не отменяли. Работа с родителями – мотивирование их на обращение за помощью, получение статуса ребенком, создание условий для его успешной реализации как личности, возможно, и повышение компетенций родителей в общении, в обращении, в воспитании такого ребенка – скорее всего часть задач, которые необходимо решить. В каждом из случаев педагогическим сотрудникам важно включаться в выявление потребности в помощи детям через родителей. Необходимо при первых признаках отклоняющегося поведения, выявляемой задержки в развитии, случаев системной образовательной неуспешности за короткий период инициировать встречу с родителями обучающегося и совместно выстраивать алгоритм дальнейшего взаимодействия с целью оказания помощи ребенку. Каждому из нас важно знать, что он не один, что вокруг него те, кто готов прийти на помощь. Каждый из членов ЭКС РО при ДОгМ готов к встречам с родителями, в составе совета есть комиссия по работе с родителями детей с особенностями в развитии. Первостепенное значение мы отдаем сотрудникам ГППЦ ДОгМ. Это опытные специалисты, и, обращаясь к ним, вы можете быть уверены, что они удовлетворят запрос. Ресурсные школы в МРСД – это те организации, в которые можно обратиться для получения более подробной информации для создания условий. Общественные организации – МГАРДИ, РОИ «Перспектива» и другие – безвозмездно оказывают узкую помощь и консультируют. Узкоспециализированные учреждения федерального значения, Департамента социальной защиты населения, Департамента образования также готовы предоставить возможность их посещения для ознакомления с созданными адаптированными условиями обучения, развития, досуга детей. Вы не одни в решении подобного вопроса. Необходимо помнить о времени, оно необратимо, а в детском возрасте, в возрасте формирования многих функций организма и его систем – тем более. Дефект, который можно скомпенсировать в 3 года, возможно, не удастся «отработать» в 4 или в 5 лет. Поэтому важно внимание к проблеме и срочному ее решению. Обращение к специалистам – это главный наш посыл как родителям, так и педагогическому коллективу. Но еще… лучше поздно, чем никогда. Дайте каждому ребенку шанс стать счастливой личностью и ответственным гражданином своей страны. Вместе рядом – мы вместе!Людмила МЯСНИКОВА, председатель городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы; Ольга ГАЛУЗИНА, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте