search
main
0

Стать путеводной звездой

В Герценовском университете дан старт проекту «Педагогические сезоны»

Возможно, это просто совпадение, но в год 220‑летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, который открыл нам легкость и прелесть русского языка, Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена тоже совершил открытие. А именно открытие себя. В прямом смысле этого слова. В рамках нового проекта «Педагогические сезоны», стартовавшего с июня 2019 года, теперь любой житель города, причем от мала до велика, может попасть в Старый сад университета и стать участником той или иной интерактивной площадки.

Идея распахнуть ворота большого историко-архитектурного комплекса на набережной реки Мойки, 48, где уже более 220 лет располагаются здания Герценовского университета, была озвучена ректором РГПУ имени А.И.Герцена доктором филологических наук Сергеем Богдановым на Санкт-Петербургском образовательном форуме. Он заметил, что этот шаг будет очень своевременным. Сегодня мир живет в стремительном потоке информации, но в нем, и это уже отмечают многие, не хватает грамотной навигации. Университету, где накоплен значительный опыт и созданы уникальные научные школы, разработаны методики обучения и воспитания, вполне по силам стать таким навигатором, наставником, путеводителем в рождающейся экосистеме образования.
Как рассказал проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ имени А.И.Герцена, руководитель проекта Михаил Пучков, «Педагогические сезоны» – проект действительно уникальный, поскольку это первый масштабный опыт создания на территории вуза открытого пространства возможностей для всех. Хотя разрабатывать и готовить проект было непросто.
– Начинать всегда трудно, – признается Михаил Пучков. – Стопроцентно сталкиваешься с такими серьезными вопросами, как: сможем ли, как это организовать, зачем это нужно и т. д. Сопротивление инновационному развитию есть даже внутри коллектива, и если брать стандартное распределение, то среди коллег всегда найдется порядка 10% инноваторов и порядка 10% тех, кто инертен и не хочет перемен. Для нас главной задачей было найти эти 10%, которые разделят с нами эту идею, а затем зажечь идеей весь университет. И мы с этим справились. Сегодня сложилась команда «Педагогических сезонов», внутри которой выстроились отношения, появились роли и понимание, что и как нужно делать.
Мы подключили к проекту все наши факультеты и институты. Они представили более 300 мероприятий, которые хотели бы провести. Например, если выбран тематический день, скажем день истории, то факультет истории и социальных наук обеспечивает внутреннее содержание тех мероприятий, которые проводятся в этот день. Каждый факультет знает свой день и планирует те активности, которые он бы хотел раскрыть и показать.
Нужно заметить, что это отдельный подход и программа работы для факультетов. Есть практика малых факультетов, куда приходят заинтересованные дети, есть научные конференции и семинары, но масштабного опыта сделать работу факультетов открытой для всех желающих нет. Можно считать, что для факультетов участие в проекте – это некоторая инновация с точки зрения запроса. Если родитель пришел и спрашивает, почему его сын плохо знает физику и математику, то нужно поработать с этим родителем здесь и сейчас, объяснить, что и почему, и показать, что физика и математика – это нескучно. Когда в рамках проекта мы проводили день математики, то дети были просто в восторге от занятий. Потому что это смена антуража, когда ты решаешь задачи не за партой в школе, а в саду среди зелени и в игровой форме. Ты включаешься в мир математики через эмоционально положительную составляющую, и уже на этот позитивный фон накладывается знаниевая часть. В каждый тематический день мы создаем такую атмосферу, чтобы человек хотел здесь находиться, а после этого уже доносим предметные знания, которые должны у него остаться.
Хочу уточнить, что наша задача не наполнить тематические дни максимально своим контентом, а, наоборот, привлечь внешние образовательные проекты, внешних пользователей – школы, частные школы, образовательные центры, с тем чтобы на базе университета провести совместные мероприятия. Например, если мы проводим день физики, то было бы здорово, если бы к нам пришел проект «Лабиринтум». Наш Старый сад должен стать площадкой, которая объединяет образовательные проекты города. Придя к нам, человек узнает о них. Если нам не хватает компетенций в какой-то сфере, то к нам придет тот партнер, у которого они есть, а мы можем помочь коллегам с точки зрения методической экспертизы. Чем больше будет партнеров, чем шире будет образовательная экосистема, тем интереснее будет и детям, и взрослым.
– Проект «Педагогические сезоны», безусловно, будет полезен для преподавателей и студентов, – убежден Михаил Юрьевич. – И те и другие видят, как читаются не стандартные лекции в аудитории, а лекции для целевой аудитории, в том числе для детей, родителей, для смешанных групп. По сути, это своеобразное повышение квалификации, потому что наши преподаватели в рамках проекта тоже читают лекции не для студентов, которые и так к ним приходят, а для всех желающих. Кроме того, преподаватели одной дисциплины могут послушать лекции преподавателей другой дисциплины. Это очень интересный опыт, и чем его больше, тем выше качество образования. Студенты участвуют в проекте в качестве волонтеров, и это настоящая практика работы с детьми.

Не следует забывать, что для университета проект «Педагогические сезоны» является в том числе научным. У нас работает команда, которая исследует настроение пришедших к нам людей. Если родители или партнеры задают какие-то вопросы, ставят задачи, высказывают опасения, это отличная база для будущего исследования в данном направлении. Происходит своеобразная смычка с реальным общественным запросом, и педагогический вуз понимает, чем он может конкретно здесь и сейчас помочь в решении задачи, с которой сталкиваются либо родители, либо учителя, либо директора школ. Создается то проблемное поле, которое мы бы хотели оперативно исследовать, оперативно решать вопросы и предлагать наши методики. В идеале должна быть создана такая ситуация, когда у человека в голове возникает вопрос, связанный со сферой образования, и он сразу же говорит себе: «Пойду в Герценовский университет, там меня обязательно сориентируют». Сегодня без открытости и взаимодействия со средой существовать и работать невозможно. Наш проект не развлекательный и не разовый. «Педагогические сезоны» – это долгосрочный проект открытости университета с культурно-образовательной доминантой.
Справка

«Педагогические сезоны» – это еженедельные образовательные мероприятия для детей, родителей и педагогов. Форматами сезонов станут конференции и фестивали, биеннале и выставки, мастер-классы и тренинги, воркшопы и коворкинги, кейсы и квесты. Все мероприятия бесплатные для всех желающих и проводятся как на открытой территории, так и в помещениях Герценовского университета.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте