Всероссийская олимпиада школьников – самое распространенное и востребованное интеллектуальное состязание, год от года расширяющее перечень предметов и включающее все новые параллели классов. Кстати, она не только возглавляет рейтинг значимых в нашей стране мероприятий, но и упоминается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Моя олимпиадная история началась в конце восьмого класса, когда нашу школу пригласили поучаствовать в образовательных сборах для подготовки к олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности. Вместе с другими учащимися мы узнали, из каких этапов состоит олимпиада по ОБЖ, какие знания и навыки необходимы для участия. Впервые почувствовав дух соперничества, я не смогла оторваться от учебников! Несколько лет я занималась в школе с учителями, самостоятельно изучала рекомендованный материал, тренировалась в школе, проходила курс лекций, организованный Центром педагогического мастерства. И наконец в десятом классе мои старания увенчались успехом: я стала обладателем заслуженно добытого в честном соперничестве диплома призера заключительного этапа олимпиады. Счастью не было предела, поскольку я знала, что диплом дает право поступления в ряд известнейших университетов России, а также возможность получить грант, который можно потратить на саморазвитие.
Окончив школу, я поступила на бюджетную форму обучения на экономический факультет Российского университета дружбы народов. Конечно, как и всех студентов-первокурсников, меня одолевали страхи, ведь необходимо снова начинать с чистого листа, проявлять инициативу, быть активной в университетской общественной жизни. Однако в первый день всех студентов, показавших особые успехи в школьном обучении, собрали вместе и предложили свою помощь и поддержку в участии в научной жизни университета. Мы писали статьи, проходили практику и учились многому! На втором курсе я подала документы на стажировку в Австрии, выиграла стипендию и грант на семестр обучения за рубежом.
Сейчас в моей жизни новый этап: я учусь и работаю преподавателем Ассоциации победителей олимпиад. Для студента это не только возможность стабильного заработка, но и ощущение востребованности, осознание важности того, что ты делаешь, оказание помощи будущим выпускникам в их поступлении.
Вступление к первому занятию всегда очень трепетно. Делясь собственной историей, я хочу вдохновить учеников, показать им, что выбор профессии и поступление в желанный вуз могут стать проще и интереснее. Обычно в этот момент дети расплываются в улыбке, они видят, что перед ними стоит такой же, как они, человек, у которого все получилось! Они задают тысячу вопросов о поступлении, вузах, принимающих с дипломом призера или победителя олимпиады по ОБЖ, размерах стипендий и грантов, о работе преподавателя по подготовке к олимпиадам.
В моей работе огромное место занимают дружеские беседы с учениками. Сегодня дети отличаются четкостью формулировок своих образовательных интересов. Еще несколько лет назад поддержать разговор о профессии могли лишь ребята из выпускных классов, сегодня уже восьмиклассники удивляют меня четкими планами на будущее. Уже сейчас они знают, чего хотят добиться, и моя задача как педагога – помочь в этом непростом пути.
Когда меня спрашивают, в чем секрет успешного выступления на олимпиаде, как дойти до заключительного этапа и помочь ребенку его выиграть, я говорю о комплексе факторов.
Во-первых, это команда профессиональных преподавателей, которые знают тонкости требований различных этапов олимпиады. Именно наставник сможет направить обучающегося, подсказать технику выполнения заданий, дать список учебных материалов и научную базу для изучения. В нашей команде каждый учитель отвечает за свой блок заданий и тем, что дает возможность углублять знания и развиваться.
Во-вторых, заинтересованность школы, содействие администрации в проведении дополнительных занятий, учебных сборов, лекций и открытых мастер-классов. Все это поможет донести до школьников значимость олимпиады, показать, насколько интересными являются занятия, поделиться с родителями возможностями при поступлении и после.
И в-третьих, конечно же, мотивированность детей. Их желание учиться, пробовать новое, не стесняться работать над ошибками и, наконец, побеждать! Только совокупность этих трех критериев, на мой взгляд, покажет стабильно высокий результат на Всероссийской олимпиаде школьников.
За этот год мы успели изучить и практический, и теоретический курсы. Команда преподавателей работала на протяжении многих месяцев, выполняя план занятий. Мы продвинулись с базовых знаний об оказании первой помощи, действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в глубь предмета. На сегодняшний день поставлены высокие цели: мы видим потенциал обучающихся и не будем останавливаться на достигнутом!
К слову сказать, результаты текущего учебного года, несмотря на сложности подготовки, вызванные ограничениями, связанными с соблюдением противоковидных мер, радуют: 20 призеров и победителей регионального этапа, 8 учеников были приглашены на финал в Нижний Новгород, где показали достойнейший результат – 1 победитель и 7 призеров!
Анастасия ТЕРЕШЕНКОВА, педагог дополнительного образования школы №2026, преподаватель Ассоциации победителей олимпиад
Комментарии