ко и трагедии с выпускниками детских домов и школ-интернатов? В основном потому, что, «выйдя на свободу», они к ней не готовы, не умеют ею воспользоваться, не способны обустроить себя в быстро меняющемся, а порой равнодушном и недобром мире. Детдомовцы в свои шестнадцать зачастую остаются такими же, какими были в пять лет, не могут самостоятельно делать выбор, не зная своих прав, не могут заявить их, постоять за себя, отвечать за себя. Их этому не учили. И потому согласно известной статистике 40 процентов выпускников попадают за решетку, еще столько же становятся бомжами. И только 2‑3 процента смогли вписаться в социум и даже стать вполне успешными людьми.
В обычных семьях детей растят с думой об их будущем, и нередко родители выбирают подрастающим чадам, очень часто беспомощным в выборе профессии, институты, ведут их до полной реализации задуманного плана – на самостоятельную жизненную дорогу. Это не лучший вариант. Хорошо, когда родители завершают свою педагогическую задачу к моменту окончания школы и юноша и девушка готовы к самостоятельному выбору. Вот в идеале так должно быть и в детском доме. К сожалению, в большинстве детских домов мы этого не наблюдаем.Но есть замечательные примеры, когда в детском доме о детях заботятся, как о своих родных, растят их с думой об их будущем. Именно такая слава идет о хабаровском детдоме №5, который возглавляет Лидия Филипповна Мартынова, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения России. Что в нем особенного?Есть такое понятие – «коллективное воспитание», когда педагогическая методика направлена на коллектив в целом, а индивидуальные особенности детей поставлены на второй план. Говоря проще, это когда воспитывают всех скопом, не учитывая личность воспитуемых. Здесь такой подход считают неприемлемым. Здесь к каждому индивидуальный, особый подход. Одна посетительница рассказывала, как ей пришлось наблюдать такой эпизод. Из комнаты вышел заплаканный мальчик. Рядом с ним была воспитательница. Она обняла его за плечи и тихо, очень тихо начала спокойно с ним говорить. В конце беседы ребенок прижался к ней. И оба уже весело продолжали что-то обсуждать.Бывших воспитанников всегда ждут здесь, беспокоятся и пекутся о них, словно о своих собственных сыновьях и дочках. Они не чувствуют себя обделенными, заброшенными, никому не нужными. У них красивая одежда, цвет и фасон, скажем, куртки, каждый выбирает сам. Их хорошо и вкусно кормят. Уютная столовая больше напоминает детское кафе. Есть современные актовый и спортивный залы, которым могут позавидовать иные хабаровские школы.В детский дом постоянно приходят гости – попечители, директора крупных заводов и фабрик города, бизнесмены, общественники, студенты. Каждый их визит ребята встречают радостными возгласами. Такие встречи делают жизнь детей более разнообразной, эмоциональной и, что тоже важно, дают им новые знания – о внешнем мире, о жизни молодежи, в которую им предстоит влиться. Это снижает их страх перед будущим, помогает им в последующей адаптации к новым для них условиям.Детей окружают позитивная обстановка, доброта и внимание взрослых. Они растут дружными. Детдомовцы свои в городской средней школе, где они учатся и тесно общаются с детьми из обычных семей. Они дружат, бывают у них дома, наблюдают взаимоотношения в семьях между детьми и взрослыми.После уроков в школе здесь тоже никто не скучает. Работают кружки по интересам, особенно популярны театральный «Зазеркалье» и «Креативное рукоделие». Педагоги разработали для театра программы, но и сами ребята придумывают и фантазируют сцены, которые можно поставить.Интересная задумка – «Инклюзивный театр», где наравне со всеми ребятами участвуют и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья.Кстати, педагоги используют все возможности для укрепления здоровья детей. Известно, какое значение имеет для детей общение с животными, особенно с собаками. Четвероногие друзья обладают качествами, сходными с человеческими, и большими способностями. Общение с ними доставляет детям радость, способствует их медицинской реабилитации, развивает эмоциональную сферу.Педагогический коллектив не замыкается в собственных стенах. Для того чтобы готовить воспитанников к будущей жизни в обществе, надо включать их в общественную жизнь уже сейчас. Так появилась социальная программа, в которой участвуют их питомцы. Это своего рода служба по профилактике социального сиротства. Это забота о детях из неблагополучных семей. Служба имеет полномочия, сходные с теми, что у органов опеки и попечительства: наблюдают условия жизни детей, оказывают им психологическую и другую помощь, даже помогают родителям устроиться на работу.Детдомовцы поддерживают постоянную связь с выпускниками, которые здесь частые гости. Они приходят пообщаться с наставниками, с ребятами, которым важно знать об их самостоятельной жизни. У всех бывших воспитанников детдома есть что рассказать ребятам, ведь все, кто вышел из его стен за десять лет существования, нашли свое место в жизни. Можно сказать, что для детского дома это замечательное достижение. Это подтверждает и его участие во всероссийских конкурсах «Здоровое поколение», «Стартуем вместе», «Семейный фарватер», в которых хабаровский детдом №5 получил звание лауреата.
Хабаровск
Комментарии