Всероссийский финал конкурса «Учитель года России» завершился, но мы вспоминаем конкурсные дни в Казани снова и снова. Расскажем об одном из самых интересных испытаний второго тура – «Образовательном проекте».
Создание образовательного проекта – самое сложное испытание второго тура финала всероссийского конкурса «Учитель года России» с точки зрения участников, но самое интересное и зрелищное – с точки зрения зрителей.
А все потому, что это чистая импровизация, готовит к ней сама жизнь, весь предыдущий педагогический и жизненный опыт, накопленный лауреатами. А еще, как стало ясно в прошлом году, когда проекты оказались в конкурсной программе впервые, немаловажный фактор успеха на этом этапе – умение договориться с товарищами. Нет, не заставить коллег принять свою точку зрения, а услышать окружающих, всем вместе выступить единой командой. При этом составы трех команд (по пять человек), создающих проекты, определяются за несколько минут до начала испытания.
У них всего полчаса на то, чтобы при всех, громко, прямо на сцене, продискутировать и выбрать единую тему. В прошлом году, как мне кажется, темы проектов сформулировали лидеры каждой из групп. На этот раз получилось более гармонично объединить интересы участников команд, потому и вклад в проект каждого был, по большому счету, более или менее равным.
Лауреаты конкурса хорошо владеют навыками проектной деятельности: предлагая во время обсуждения свои собственные темы, они тут же готовы были их корректировать или вовсе от них отказаться в пользу лучшего варианта коллеги. Самым «технологичным» обсуждение темы получилось у третьей группы. Участники предложили организовать работу поэтапно. Сначала каждый выдвигает предложения, затем они оцениваются и остаются самые лучшие. Правда, была опасность, что педагоги не успеют достичь цели дискуссии – выдвинуть тему. Но – успели…
Огласив тему, группы отправились реализовывать свои проекты. У них на это было шесть часов, удобное изолированное помещение, компьютеры, интернет и чай со сладостями для поддержания сил.
Перед мысленным взором участников команд все время были критерии оценки задания «Образовательный проект»: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.
Когда настал час «икс», лично у меня возникло ощущение, что группы уже несколько лет работают над проектом, отлично знают друг друга и тему. Все проекты оказались жизненными, реалистичными и были до тонкостей продуманы. На представление идей у каждой группы было всего 20 минут, 10 минут давалось жюри на вопросы.
Первый проект. Читать хочется
Команда:
Мария Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области
Алла Волкова, учитель физики и информатики гимназии №12 города Липецка
Олег Катренко, учитель истории и обществознания Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга
Юлия Симакова, учитель английского языка средней школы №51 «Центр образования» города Рязани
Анна Шелия, учитель истории и обществознания средней школы №37 с углубленным изучением английского языка города Ярославля
Тема проекта: «Информационная среда ребенка как фактор повышения интереса к чтению»
За шесть часов подготовки группа не только разработала проект, но и успела провести социологический опрос среди учеников 177-й школы, на базе которой проходил конкурс, а также, с помощью интернета, среди учеников своих родных школ.
Ответы на вопросы, в общем-то, показали привычную картину. На вопрос: «Влияет ли информационная среда на ребенка?» 82% учеников ответили утвердительно. Ответ «да» прозвучал и на вопрос «Является ли чтение основным элементом информационной среды ребенка?», – так считает большинство. А на вопрос «Часто ли обращаются дети к книгам в поисках информации?» только половина детей ответила утвердительно.
«Половина детей любят читать и им важно, что они читают. А половина не считает книгу информационно важным объектом. Нам важно замотивировать их», – сделала вывод Алла Волкова, которая опросы как раз и проводила.
А вот результаты другого, всероссийского опроса, и уже среди взрослых. Всероссийский центр изучения общественного мнения спросил граждан: «Побуждает ли школа, в которой учатся ваши дети, внуки, своих учеников постоянно получать новые знания?». «Да», – ответили 22% опрошенных.
Что же могут сделать учителя? Объединить учеников 5-9 классов, педагогов, родителей, социальных партнеров, авторов книг, издательства и многих других – и всем миром создать для школьников условия, в которых хочется читать.
Информатик Алла Волкова создала базу – сайт сетевого методического объединения учителей на тему «Читайте много, но не многое»: http://krugozor.ucoz.org.
Задачи у проекта вполне конкретные, связанные с акциями и мероприятиями, вчерне уже разработанными и даже частично опробованными авторами проекта. Эту часть проекта представили Мария Ахапкина, Юлия Симакова и Анна Шелия.
Грантовый конкурс молодых авторов. Поиск авторов, которые пишут книги для детей и о детях. Связь их с издательствами. Издательства презентуют изданные книги в школах, анонсируют книги, которые планируется выпустить. Книги поступают в школьные библиотеки.
Организация встреч с деятелями культуры – авторами книг, актерами, которые участвуют в постановках спектаклей и экранизациях фильмов по этим книгам, режиссерами и т.п.
«Умная перемена». Организация информационного пространства перемены в школе. Учитель-предметник готовит короткое игровое задание эвристического характера, ребусы, цитаты, видеофрагменты. Выполнить задание можно, только прочитав отрывок из книги. Литература может быть художественной, научно-популярной, автобиографической, или это книги, рекомендованные издательствами. Задания будут представлены на сайте проекта.
Интегрированные квесты. Квесты могут быть двух видов. Первый – интегрированный, по уже прочитанным книгам школьной программы. Задание по содержанию книги готовят литераторы. Задание по историческому контексту произведения – историки. При необходимости подключаются другие предметники. Если книга про путешествия, – учителя географии. Если связана с научными открытиями, – физики. Второй вид квеста – «Угадай произведение». Эти квесты направлены на знакомство с новой книгой.
Интерактивные образовательные видеопроекты. Первый этап – исследовательская работа, ученик самостоятельно работает над произведением, которое ему интересно. Второй этап – к ученику присоединяются ребята, владеющие информационными технологиями, умеющие монтировать. Вместе делают видеофильм, который учитель может использовать как дидактический материал. Длительность каждого фильма – 10-15 минут. Фильмы будут также представлены на сайте.
«Дети – детям». Акция по созданию тактильных книг. Книги передаются в образовательные организации, в семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. В таких книгах слова можно потрогать. Они могут быть теплыми, холодными, мягкими, твердыми, колючими, пушистыми. Создание тактильных книг – уникальный социальный опыт.
Книжная ярмарка. На ней будут представлены результаты по всем направлениям проекта, ТОП-10 лучших книг, будет организован диалог детей с родителями о прочитанном.
Достижения и результаты проекта представил главный его аналитик – историк Олег Катренко: На уровне личности школьника речь идет о формировании ценностных ориентаций. С другой стороны, важна заинтересованность чтением, любовь к книге и приобщение к культуре чтения. Нужно учесть, разрабатывая проект, как ребенок будет выбирать литературу, читать текст, какие умения у него сформируются с этим навыком.
На уровне образовательной организации речь идет прежде всего о новых педагогических технологиях. Очень важен вопрос компенсации профессионального выгорания учителя, который включен в социально и творчески значимую деятельность.
Родители и социальные партнеры будут привлекаться как эксперты, важна их помощь детям в подготовке проектов.
Проект работает как во время уроков, так и после. А его участники активно пользуются всеми источниками информации в библиотеках и компьютерных классах школ.
Второй проект. Все в парк!
Марина Горбанева, учитель физики и астрономии Элистинского лицея Республики Калмыкия
Елена Кочетова, учитель начальных классов лицея №4 города Саранска Республики Мордовия
Лариса Палий, учитель физической культуры средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов города Котовска Тамбовской области
Алексей Рубин, учитель начальных классов средней школы с углубленным изучением математики, информатики, физики №444 Москвы
Ольга Рычкова, учитель математики средней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области
Тема: «Детский технопарк как центр социализации».
Об этом проекте расскажут его авторы.
Елена Кочетова о целях, задачах и ключевой идее: «В сегодняшней образовательной системе невозможно в равной степени удовлетворить все образовательные потребности детей разных категорий. Цель нашего проекта – сделать это средствами дополнительного образования.
Задачи: изучение нормативной базы, мониторинг образовательных потребностей обучающихся на данной территории, создание научно-образовательной площадки для детей и молодежи, проведение ранней профориентации.
Ключевая идея проекта – найти каждому ребенку индивидуальный путь для развития и социализации».
Марина Горбанева о площадке проекта: «Предлагаем создать инновационный центр для детей и молодежи, в котором школьники смогут проявить себя в разных областях. В центре можно будет отдыхать, учиться, общаться, оздоровливаться. Резиденты центра – учащиеся образовательных учреждений данной территории, в том числе дети со особыми образовательными потребностями, в возрасте от 6 до 18 лет».
Алексей Рубин о кадрах: «Для того, чтобы центр мог принять всех, необходимо подготовить наставников, обеспечить методическое сопровождение, создать здоровьесберегающую среду и систему психологической поддержки для детей и родителей. Готовить кадры помогут институты развития образования, вузы, специалисты-дефектологи».
Ольга Рычкова о методическом сопровождении: «Методическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса включает в себя разработку рекомендаций по вопросам организации работы с одаренными детьми, коррекционной, развивающей деятельности, разработку методических пособий для системы повышения квалификации преподавательского состава, а также использование положительного опыта».
Лариса Палий о содержании: «В технопарке дети в возрасте от 6 лет и старше имеют возможность качественно, в доступной форме, по индивидуальной траектории развития получить знания, начальное профессиональное обучение и навыки, приобрести опыт социализации путем участия в акциях, конкурсах, проектах и других мероприятиях».
Елена Кочетова о возможностях для детей младшего школьного возраста: «Образовательное пространство расширяется за счет участия ребят в работе творческих лабораторий, например, «Конструирование и робототехника», «Познание окружающего мира», театральная студия, хореография, вокал, декоративно-прикладное искусство, шахматы. Центр обеспечивает преемственность между начальной и общей школой с помощью пропедевтики в области биологии, химии, физики, математики».
Лариса Палий о здоровьесбережении: «В технопарке должна быть создана универсальная электронная среда, один из элементов которой – электронные информационные браслеты, которые снимают биометрические показатели и дают информацию медицинским работникам и воспитателям о состоянии здоровья и физическом развитии учеников. Отслеживается, какие мышцы больше всего задействованы, и рекомендуется изменить вид деятельности в зависимости от состояния ребенка, после диагностики предлагают различные оздоровительные мероприятия. В технопарке планируется создание зон здоровьесбережения, где будут работать специалисты – айтимеды, молекулярные диетологи, эксперты персонифицированной медицины, тренеры по майн-фитнесу и специалисты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Ольга Рычкова о математике: «В этом центре реализуются идеи, прописанные в концепции математического образования в Российской Федерации. Запланированы занятия с математическим содержанием и для тех детей, которым мой предмет дается нелегко».
Марина Горбанева о физике: «Ученики будут получать инженерные знания. Ребята имеют возможность проводить эксперименты, исследования, знакомиться с инновациями, создавать индивидуальные проекты. Технопарк обеспечивает реализацию национальной технологической инициативы, формируя вертикаль: школа – вуз – инновационные кадры».
Проект предполагается реализовать в течение трех лет.
Алексей Рубин об этапах развития: «Первый этап – изучение теоретических основ, определение предмета, объекта, целей и задач, методик, технологий. Второй этап – разработка программы обучения. Третий этап – проведение занятий. Четвертый этап – анализ эффективности работы, определение перспектив развития».
Елена Кочетова о результатах:
«- Будут созданы условия для обеспечения равного доступа всех учащихся к работе творческих лабораторий,
– произойдет раннее профессиональное самоопределение и актуализация знаний детей и юношества,
– получит развитие сетевая модель взаимодействия технопарка с образовательными учреждениями, промышленными предприятиями и бизнес-сообществом».
Ольга Рычкова: «Источники и механизмы финансирования – грантовые и целевые средства конкурсных программ, бюджетные средства и добровольные пожертвования».
Алексей Рубин: «Мы описали во многом идеальную модель. Но уже сейчас реально начать сетевое взаимодействие учителей».
Третий проект. Игра на понимание
Алексей Воробьев-Исаев, учитель истории и обществознания Каргасокской школы-интерната № 1 Томской области
Ольга Корчагина, учитель истории, обществознания, психологии гимназии №3 города Перми
Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания гимназии №1 города Самары
Андрей Пархоменко, учитель музыки школы №5 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа
Рима Ронжина, учитель математики лицея №58 города Уфы Республики Башкортостан
Тема: «Проект педагогического интернет-театра «Учитель, ученик, родитель: развиваемся вместе».
Презентация проекта началась. На сцену вышел… Андрей Пархоменко с гитарой. Стал что-то напевать, трогая струны. Следом вышли возмущенные Сергей Кочережко и Рима Ронжина, ведя за собой смущенную Ольгу Корчагину. И Алексей Воробьев-Исаев с тревогой на лице. Разговор начался, и сразу стало понятно, что гитара символизирует учителя музыки, возмущены родители, сконфужена ученица, тревожится за все директор школы. Так были распределены роли в этой сценке. А вот и диалоги:
Папа: У моей дочки всего одна тройка, по вашей музыке! Она учится в музыкальной школе, у нее не может быть тройки.
Учитель: Но тройки ставят по всем предметам – физике, математике… А что сама Оля думает?
Ученица Оля: Я не понимаю, что вы мне задаете.
Мама: Мой ребенок играет Моцарта и Баха, а у нее тройка по музыке!
Учитель: Оленька очень формально относится к выполнению домашних заданий.
Папа: Что это за домашние задания?! То рисунок, то коллаж. У вас музыка или рисование?
Учитель: У нас музыка! Мы учимся понимать музыку.
Папа: Что в вашей музыке может быть непонятного?
Директор школы (обращается к родителям): Может быть, вы видите решение проблемы?
Мама: Конечно, наша дочь прекрасно поет!
Учитель: Петь и исполнять музыку – не значит ее понимать!
Директор школы: У нас программа по музыке строго по ФГОСу!
Родители: Мы будем жаловаться!
Еще одно подтверждение получила известная идея: учитель – всегда немного актер. Но актерство – часть серьезного дела, театральной педагогики, которая по задумке лауреатов конкурса должна помочь главной тройке образовательного процесса – учителям, родителям и детям – найти общий язык.
А ситуации, в которых это необходимо (подобные сценке в начале), возникают довольно часто, это известно каждому педагогу. Почему это происходит? Понять некоторые причины помог социологический опрос, который организовали и провели Ольга Корчагина и Рима Ронжина за шесть часов подготовки конкурсного задания. Опрашивали учеников, родителей, педагогов своих образовательных организаций. Всего в опросе приняли участие около тысячи человек. И вот что он показал.
Рима Ронжина: «Можно говорить о взаимопонимании между взрослыми участниками образовательного процесса. Однако ученики реже готовы прийти за помощью к своим учителям, к взрослым в трудной ситуации. Ученики вырываются из «тройки», которая нас связывает».
Ольга Корчагина: «Время, в котором мы живем, иногда отчуждает детей, родителей и учителей друг от друга. Взрослые и дети находятся в разных коммуникативных областях, они не пересекаются. Эта ситуация поддерживается недоверием друг к другу, страхом и непониманием».
Как быть, как создать пространство для диалога? Это пространство авторы проекта нашли на сцене.
Сергей Кочережко: «Какой лучший способ научиться понимать друг друга? Встать на место другого человека, пережить ту ситуацию, в которой он находится. Можем мы это сделать в реальной жизни? Нет. Мы можем это сделать в удивительном месте, которое называется театр».
Андрей Пархоменко: «Человека часто формирует социум. И учитель, и родитель, и педагог – каждое «я», входя в сферу нашего проекта, становится частью «мы». Меняя там свою роль, он изменяется сам. Мы видим огромный потенциал развития каждого субъекта данного проекта».
Для создания пьесы понадобятся педагогические ситуации. Как они будут создаваться? Алгоритм предлагается следующий:
– «вешалка для стереотипов» – определение проблемы,
– работа с педагогической ситуацией,
– выбор роли для каждого участника,
– выбор модели поведения,
– определение способа разрешения ситуации,
– прогнозирование возможных действий участников ситуации,
– обсуждение выбранного поведения и развития сюжета.
– выбор оптимального разрешения ситуации, индивидуальный самоанализ.
Алексей Воробьев-Исаев: «Кто будет разрабатывать ситуации? Изначально мы, авторы проекта. Потом к этой работе присоединятся ученики, родители, наши коллеги. И тогда проект получит новый импульс к развитию. Ситуации могут быть как из реальной жизни, так и смоделированные».
Вот какие этапы развития всероссийского проекта предлагают лауреаты конкурса:
Первый – разработка, презентация, обсуждение.
Второй – апробация. Реализация проекта в школах, где работают его авторы.
Третий – коррекция.
Четвертый – создание сайта, форума, коллекции педагогических ситуаций.
Пятый – организация сетевого взаимодействия школ.
Шестой – создание в творческой лаборатории на базе одной из школ педагогической пьесы с открытым финалом, в которой будут собраны отработанные педагогические ситуации.
Седьмой – съезд самых активных учительско-ученическо-родительских коллективов из регионов. Премьера педагогической пьесы.
:
Комментарии