Актуальной задачей современной школы является формирование у обучающихся ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. От качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
В компетентно-ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь становится организатором процесса обучения, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности обучающихся. Учитель выступает и в роли консультанта, и в роли аналитика, от педагога ждут исследований и гарантированного результата, творчества и понимания действительности, а самое главное – он должен подготовить нового гражданина к взрослой жизни. Таким образом, основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.Школа Перспектива открылась в 2014 году на севере Москвы в новом микрорайоне, где главным образом жилье получают семьи военнослужащих.Многие обучающиеся к этому времени сменили несколько школ, потому что родители служили в разных уголках России. В одном классе собрались ребята с острова Сахалин, из Смоленска, Махачкалы, Астрахани и других городов и поселков страны. Одни любят учиться, готовы участвовать во всех школьных проектах, другие в силу объективных и субъективных причин не проявляют активности в процессе обучения. Проблемы у всех разные. Педагоги должны помочь их решить. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Задача школы в том, чтобы объединить как можно больше талантливых, заинтересованных в результатах своих учеников учителей. И тогда наши выпускники будут способны и готовы к участию в решении текущих и перспективных задач современного общества. Возможно, кому-то пригодится наш небольшой опыт рождения такого педагогического коллектива.Надо видеть цельЗамечательно, если администрация образовательной организации не спустит готовой свою идею. Цель развития рождается в спорах, в дискуссиях. Так, на первом педагогическом совете «Школа Перспектива: в чем наша неповторимость» было отмечено, что в микрорайоне Молжаниновского района Москвы, где располагается школа, нет культурных центров, домов творчества, спортивных школ. Значит, наша школа должна стать действенным социокультурным центром. Надо оправдать ожидания родителей обучающихся: дать качественное образование, обеспечить развитие детей средствами дополнительного образования. Для этого нужны учителя-профессионалы.Не надо надеяться на завтраГотовые учителя не придут так просто. Есть свой коллектив, с ним надо работать. Значительное место в повышении профессиональных компетенций педагогов мы отводим цикловым методическим объединениям. Через их работу оказывается поддержка и помощь педагогам по внедрению новых педагогических технологий, направленных на повышение качества преподавания. В каждой школе есть педагоги, которые не входят в методическое объединение, ведь они образуются, когда есть 3 и более педагогов по предмету. Цикловое методическое объединение – это союз педагогов смежных предметов, в основе которого лежат принципы метапредметности и интегрированности.В нашей школе все методические объединения имеют названия. Несложно догадаться, какие предметы прячутся за ними: «Ключ», «Слово», «Синтез». Цикловые методические объединения дают возможность личностному творческому развитию учителя, что очень важно на современном этапе модернизации образования. Интересно и по-новому, на наш взгляд, мы смогли взглянуть на уже примелькавшиеся требования к современному уроку на методических семинарах: «Учить по-новому?! Как?», «Еще раз о читательской грамотности», «Технологическая карта урока».Очень важно предоставить учителю творческое пространствоКонечно, некоторыми оно не будет замечено и использовано. Но для многих станет выражением и поиском своего педагогического почерка. Уже второй год в нашей школе проходит Неделя педагогического мастерства. Анализ мероприятия проходит в форме отзыва, обязательно подводятся итоги и проходит награждение. В первый год в неделе принимали участие 24 процента учителей от общего числа педагогов школы, во второй год – 36 процентов. Интересные находки педагогов не остались незамеченными со стороны коллег. Сразу появились идеи, предложения, как эффективно использовать время урока, как активизировать самостоятельный поиск решения проблемы школьниками, как нескольким учителям подготовиться к введению смежных предметов в классе. Важно каждому педагогу найти пути реализации своего потенциала, а администрации заметить это и при необходимости помочь. Мы согласны с Сократом, который более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Пусть солнечных учителей станет много!Необходимо отметить, что на базе нашей школы созданы материально-технические, информационные условия, которые дают каждому учителю возможность совершенствоваться и раскрывать свой творческий потенциал. Но малопродуктивна будет деятельность педагога, если он безынициативен, равнодушен к своему делу, а детей воспринимает только как субъект своего труда.В школе было проведено анкетирование, по результатам которого видно, что в школе Перспектива нет равнодушных учителей. Большинство педагогов считают, что это их призвание, другие любят детей, и у них получается учить (53 процента). 26 процентов опрошенных педагогов привлекают творчество, новизна, им нравится учиться самим, 7 процентов видят результат и ощущают пользу своего труда. Успешными себя считают 86 процентов учителей, потому что им доверяют ученики, их родители, есть взаимопонимание с коллегами, они достаточно компетентны и постоянно самосовершенствуются.Конечно, есть и в нашем коллективе проблемы, ведь порой между словом и делом «дистанция огромного размера». Мы стараемся не откладывать решение вопросов, не опускать руки, а двигаться вперед. Мы знаем, что все у нас получится, и уверены, что в нашем образовательном пространстве всегда встретятся творческий педагог и способный ученик.
Комментарии