Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу не является новым, каждый год он рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития.
С принятием государственных образовательных стандартов в основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало обеспечению преемственности образовательной программы дошкольного образования с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Преемственность – это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребенка. Это послужит основой успешности школьного обучения. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребенка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный им потенциал.
Преимущество системы «детский сад – школа» заключается в том, что дети находятся в едином образовательном пространстве, это создает предпосылки для более эффективного социокультурного, интеллектуального и личностного развития. А преемственность осуществляется на основе тесного сотрудничества дошкольного и начального общего уровня образования.
Для успешного осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования в нашей школе была разработана программа, целью которой является реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, что придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ежегодно специалистами дошкольного и начального звеньев образования разрабатывается план работы, который реализуется по трем основным направлениям:
– методическая работа с педагогами (установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой, выработка общих образовательных целей и задач, путей достижения намеченных результатов, совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольных группах, так и в начальной школе);
– работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
– работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В рамках реализации программы используются разнообразные формы осуществления преемственности, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
1. Работа с детьми:
– участие в тематических декадах в рамках профильного образовательного проекта «Зову в свою профессию»;
– участие в школьных детско-юношеских спортивных играх;
– экскурсии в школу, знакомство с учителями начальной школы, с классами, библиотекой и другими помещениями школы;
– участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»;
– посещение школьных музеев боевой славы, передвижного школьного музея «Вещевой мешок»;
– участие в совместных праздниках и концертах (День учителя, 8 Марта, День Победы);
– посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе «Хочу все знать».
2. Работа с педагогами:
– профильные методические объединения учителей и педагогов дошкольных групп;
– семинары, мастер-классы для воспитателей дошкольных корпусов «Формирование предпосылок учебной деятельности и подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста», «Готовность детей к школе в контексте ФГОС ДО»;
– проведение диагностики по определению готовности детей к школе в рамках педагогической диагностики;
– открытые показы образовательной деятельности в корпусах дошкольного воспитания и открытых уроков в школе (взаимопосещение педагогами уроков в начальной школе и занятий в подготовительных группах с целью анализа адаптации выпускников корпусов дошкольного воспитания к условиям школьного обучения, а также определения единых подходов к выбору содержания и методики образовательной деятельности на этапе завершения дошкольного и перехода на уровень начального школьного образования).
3. Работа с родителями:
– собрания для родителей будущих первоклассников;
– день открытых дверей для родителей будущих первоклассников;
– лектории для родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки к школе.
Такой подход к организации содержания и выбору форм работы обеспечивает эффективную преемственность между дошкольным и начальным общим уровнем образования.
Оксана МАЛИНОВСКАЯ, методист школы №1413
Комментарии